Тема | Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока, его место в системе уроков | Урок усвоения новых знаний, 14 урок в теме. |
Цели
| Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры. |
Основное содержание темы
| Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает. |
Термины и понятия | Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, Им.п. |
Планируемые результаты |
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка: воспринимать речь учителя и одноклассников; выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правиладелового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлятьустойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. | Метапредметные: Познавательные: формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; учить давать определение понятиям; формировать способность устанавливать причинно-следственные связи; формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | Предметные:
опознавать и характеризовать признаки предложения; использовать признаки предложения при решении практических задач; различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает; разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого; выделять грамматические основы простого предложения.
|
|
Этапы урока | Форма работы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. | фронтальная
самостоятельная работа в тетради
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Здравствуйте, дети! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке.
Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки. 2 мин. | Выбирает эффективный способ концентрации внимания.
Мотивирует обучающихся на активную деятельность.
Организует обучающихся на начало работы. | Настраиваются на плодотворную работу.
Оформляют начало работы. |
II. Постановка цели и задач урока.
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Актуализация знаний. | действие по цепочке словарный диктант | Упражнение “Корректор” По вине неграмотного наборщика произошла неприятность. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”. ( Работа на доске) Слова разминки: вакзал, солют, варотник, рокета, плонета, гирой, римень, тренир, гаризонт, партер вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер 5 мин. | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске.
| Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. |
фронтальная | Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова). | Организует мыслительную деятельность обучающихся. | Анализируют языковой материал, делают вывод. |
беседа
самостоятельная работа в тетради | Значение какого слова вам непонятно? (Партер).
Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет).
Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски).
Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Как называется запись в тетради? (Предложение).
Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы).
Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).
Выпишем, грамматическую основу, определим, чем она выражена. Партер – это этаж 5мин | Организует диалог.
Подводит обучающихся к правильному выводу.
Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания. | Вступают в диалог.
Делают умозаключения.
Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. |
фронтальная | Прочитайте предложение выразительно.
В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?
| Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире». | Упражняются в выразительном чтении предложения.
Воспринимают информацию учителя. |
фронтальная
самостоятельная работа в тетради | А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели.
Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим». Слайд № 1 1 мин
Цель вам помогут определить слова на доске: Где …….? Когда …….? Слайд № 2
Дети сообщают цель: Понять: Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Сказка Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: — Откуда ты взял? Когда это бывает? — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
Задача к сказке.
Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире. 5 мин | Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. |
III. Первичное усвоение новых знаний.
| фронтальная
самостоятельная работа в тетради | Ребята, возникает вопрос, когда и где ставится тире между подлежащим и сказуемым? Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями. Слайд № 3 1. В лесу живут разные птицы. 2.Их красота восхищает поэтов, художников. 3.А внезапное появление и исчезновение в определенное время года поражает учёных. | 4. Снегири – гости зимние. 5. Грачи – это друзья весны. 6.Воробьи – наши постоянные соседи. 7. Птицы – это наши пернатые друзья. |
-Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика - Тире - Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их. (Далее озвучиваются основы и появляются записи.) Слайд № 4
снегири | гости | грачи | друзья | воробьи | соседи | птицы | это друзья |
- В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок. (карточки-подсказки) Учащиеся работают в парах. 1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».Слайд № 5 Обратимся ещё раз к грамм. основам. Чем они выражены? Появляется запись: сущ.И.п. -сущ. И.п.( на доске) Когда ставится тире между главными членами предложения? ( когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.) Продолжение сказки И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым- существительным, если между ними нет связки.
Ребята, не путайте эти два понятия тире и дефис. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию. 10 мин
| Демонстрирует презентацию
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы пунктограммы. Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу.
| Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, выраженной двумя им.сущ. в Им.п.
Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения.
Анализируют языковой материал, делают вывод.
Составляют схему пунктограммы. |
физкультминутка
| Бабочка Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). 1 мин Слайд | Показывает движения. | Повторяют за учителем. |
IV.Первичная проверка понимания. |
самостоятельная работа в тетради
работа в паре взаимопроверка по образцу | Выполнение упр. 234 Дается на выполнение 5 минут.
Проверим. Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре.Слайд № 6 Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. Можжевельник – очень крепкое и сильное деревце. Лось – сильное, осторожное и умное животное. Норки – хищные и прожорливые зверьки.
Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты, пишем в тетради карандашом «Молодец!»
Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. 5 мин |
Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы.
Организует взаимопроверку, проводит инструктаж.
Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. |
Выполняют задание учебника самостоятельно.
Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу.
Высказывают своё мнение. |
V. Рефлексия | групповая работа
| Поработаем в группах. Творческое задание.Cлайд №7 . Рассмотрите внимательно картину И.Левитана "Золотая осень". Придумайте три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. (Коллективная проверка вместе с учителем.) 7 мин | Организует работу малых групп.
| Выполняют творческое задание
|
| работа в парах | 7. Проверочный тест. 1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире? А) Осенняя пора прекрасна! Б) Осень пора грибов. В) Осенние пейзажи радуют душу Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.
2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Мчатся по небу хмурые тучи. Б) Люблю дымок спалённой жнивы. В) Птицы жители леса. Г) Луг и озеро окутал густой туман.
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире. А) Мой отец капитан дальнего плаванья. Б) Сказка мечта человека о прекрасном. В) Моя мама шьет одежду. Г) Октябрь второй месяц осени. 3мин |
|
|
VI. Итог
| фронтальная | Молодцы! Поработали сегодня отлично.
| Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. | Дают оценку собственной деятельности по её результатам. Осуществляют обратную связь. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | дифференциация по уровню сложности | Запишем домашнее задание. Базовый уровень. Выучить правило стр.28теория и выполнить упражнение №237 Повышенный уровень. Выполнить задание на выбор. Выписать из произведений В.И.Даля 5-6 пословиц на данную пунктограмму. Графически обозначить постановку знаков препинания. 1 мин | Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. | Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания. Выбирают уровень выполнения домашнего задания. |