Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; - формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного предложения; - закрепление пунктуационных умений учащихся.
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение. Бессоюзное сложное предложение
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение. Пример Комментарий 1.Потоки воды журчат по мостовым, осел рыхлый снег, звенит капель. 1. Предложение состоит из трех частей, между которыми нет союзов . Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2. Части предложения связаны по смыслу, так как в них перечисляются явления природы (между ними можно поставить союз и ). 3.Между частями предложения нужно поставить запятые . 2.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли об лед. 1 .Предложение состоит из двух частей, между которыми нет союзов . Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2. Обе части предложения связаны по смыслу (между ними можно поставить союз и ) и осложнены обособленными членами предложения . 3 .Между частями предложения нужно поставить точку с запятой .
1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин) 2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. ( М.Е. Салтыков-Щедрин ) 3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит. ( М.Ю.Лермонтов )
Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор. 1.Редел на небе мрак глубокий , ложился день на темный дол , взошла заря. (А.С.Пушкин) 2.Время стоит еще раннее , шестой час в начале ; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. ( М.Е. Салтыков-Щедрин ) 3. Одето небо черной мглою , в тумане месяц чуть блестит. ( М.Ю.Лермонтов )
Схемы Примеры что 1 . [ ] : [ дополнение ] интонация предупреждающая Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант . Внимание! Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Между частями сл. предл. можно вставить глаголы: и увидел, и понял, что… и др.) а именно 2 . [ ] : [ пояснение ] интонация объяснительная Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. потому что 3 . [ ] : [ причина ] интонация предупреждающая Мы вернулись домой: начинался дождь.
Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца. Любите книгу, потому что она поможет в жизни. Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.
Она взглянула вверх и увидела : совсем низко над ней летели красные лучи солнца. Любите книгу : она поможет в жизни. Ночью я слышала : свистел непрестанно .
Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать. Трус не любит жизни он только боится ее потерять. Дорога адская ручьи снег грязь.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по смыслу союзы. Я остановил его : лекарь запретил ему разговаривать. (Причина) Трус не любит жизни: он только боится ее потерять . (Дополнение) Дорога адская : ручьи снег грязь. (Пояснение)
Схемы Примеры и 1. [ ] -- [ быстрая смена событий ] неожиданный результат Сыр выпал – с ним была плутовка такова. а, но 2. [ ] -- [ ] резкое противопоставление Он гость – я хозяин. К огда, если то 3. [ время, условие ] -- [ ] Ехал сюда – рожь начинала колоситься. п оэтому, так что 4. [ ] -- [ вывод, следствие ] Ласточки летают низко над землей – жди дождя. будто, словно 5. [ ] -- [ ] сравнение Молвит слово – соловей поет.
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы . Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку. Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Мир строит - война разрушает . ( Противопоставление) Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Время) Стояла она долго - устали ноги и глаза. (Следствие)
Впишите номера слож ных предложений в соответствующие части таблицы. , ; : _ Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. ( М.Ю.Лермонтов ) Об одном вас прошу стреляйте быстрее. ( М.Ю.Лермонтов) Поработаешь до поту поешь в охоту. ( Пословица) Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. (Н.А.Некрасов) Лето припасает зима поедает. ( Пословица) Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. ( А.Фет) .
Впишите номера слож ных предложений в соответствующие части таблицы. , ; : _ 5 1 2 4,3 Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. ( М.Ю.Лермонтов ) Об одном вас прошу стреляйте быстрее. ( М.Ю.Лермонтов) Поработаешь до поту поешь в охоту. ( Пословица) Лето припасает зима поедает. ( Пословица) Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. ( А.Фет) .
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. А. Последовательность. Б. Сопоставление. В. Условие. 5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение Б. Условие В. Последовательность.
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. А. Условие Б. Последовательность. В. Сопоставление. 7. Мы в трауре, так балу дать нельзя. А. Условие. Б. Сравнение В. Следствие. 8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие. 9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие. 10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. А. Последовательность. Б. Сопоставление. В. Условие.
5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение Б. Условие В. Последовательность.
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. А. Условие Б. Последовательность. В. Сопоставление.
7. Мы в трауре-балу дать нельзя. А. Условие. Б. Сравнение В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие.
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие.
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.
приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»: а) Виды СПП( определительные, изъяснительные, обстоятельственные). б)Знаки препинания в СПП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...
УРОК с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок с использованием ЦОР....
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...