Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-chelovek.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Лексическая тема: Я- человек.
Цель: формировать навыки употребления бессоюзных сложных предложений в речи, совершенствовать пунктуационные навыки;
воспитывать чувство заботы, любви к родным и близким, неприятие к жестокости и равнодушию.
Оборудование: проектор, проектная доска.
Тип урока: повторение с итоговым закреплением.
Форма урока: урок-поиск с использованием элемента ИТК.
Ход урока.
I.Актуализация полученных знаний.
1.Игра « Да- Нет! » ( интеллектуальная разминка)
( Учитель читает определения, если правильно то ученики говорят да, если
не правильно то нет)
1) Если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, то ставится тире. « Нет»
2) Если второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание, то ставится двоеточие. « Да»
3) Второе предложение дополняет смысл первого, поясняет один из его членов, то ставится запятая. « Нет»
4) Тире в БСП ставится в 3-х случаях. « Нет»
5)В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонационно без помощи союзов и союзных слов.
6) БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. « Да»
7)Простые предложения, входящие в состав бессоюзных сложных, разделяются, в зависимости от смысловых взаимоотношений, запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. «Да»
2. Опрос домашнего задания.
- В каких случаях ставится тире в БСП?
Заполнение таблицы: Что мы знаем:
( Сначала ученик выговаривает с места, а потом выходит к доске и пишет правило. После этого учитель вывешивает таблицу ,данному определению, а
ученик сам проверяет, если есть ошибка, то исправляет)
II.Система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих
заданий.
1.Вступительное слово учителя.
- Человек должен быть духовно и нравственно богат. Духовность можно понимать как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Духовность заложена в человеке изначально. Она дается человеку свыше. Но на ее основе должна сформироваться нравственность.
А нравственность- это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек.
Если вы научитесь слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то вы найдете свое место в жизни и выполните миссию человека на земле.
2.Просмотр слайда «Интервью с богом»
3. Работа над текстом слайда.
Задание:
Внимательно прочитайте текст слайда и преобразуйте ССП,СПП, СП на БСП, расставьте нужные недостающие знаки препинания, объясните их значение, нарисуйте схему предложения.
Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.
«Так ты хочешь взять у меня интервью?»…
Бог спросил меня…
«Если у тебя есть время» ,сказал я.
Бог улыбнулся.
«Мое время это вечность»
«Какие вопросы ты хотел мне задать?»
«Что больше всего удивляет тебя в человеке?»
И бог ответил.
«Им наскучивает детство,
Они спешат повзрослеть,
А потом мечтают стать детьми опять»
« Они теряют здоровье, зарабатывая деньги…
А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье…»
« Они так много думают о будущем,
что забывают настоящее
настолько, что не живут
ни в настоящем, ни в будущем»
« Они живут так, как будто не умрут,
а умирают, как будто никогда и не жили.»
Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время…
И тогда я спросил…
«Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел дать, чтобы твои дети выучили?»
« Пусть знают, что невозможно
заставить кого-то любить их.
Все, что могут сделать, это
Позволить себя быть любимыми»
« Пусть знают, что это нехорошо
сравнивать себя с другими»
« Пусть учатся прощать, практикуя прощение»
« Пусть помнят, что ранить любимого человека занимает всего несколько секунд, но залечить эти раны может занять долгие годы»
« Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше,
но тот, кто нуждается в меньшем»
« Пусть знают, что есть люди
которые их очень любят.
просто они еще не научились
выражать свои чувства»
« Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже ,а видеть это по-разному»
« Пусть знают, что простить друг друга недостаточно,
надо так же простить самих себя»
« Благодарю тебя за твое время».
Сказал робко я.
Есть еще что-то, чтобы передать своим детям?
Бог улыбнулся и сказал,
« Пусть знают, что я здесь для них… всегда.»
4.Работа над мозаикой.
Собрать мозаику и расставить знаки препинания.
Значение Можно вставить
Труд человека кормит- лень портит. ( противопоставление) союз а
Лучше вспашешь- больше хлеба возьмешь.( условие) если
Взойдет красное солнышко- прощай, светел месяц. ( время) когда
Музыка звучит- невозможно не слушать.( вывод, следствие) так что
Споет- счастьем одарит. ( быстрая смена событий)
Запела первая птица- все дрогнуло. ( время) когда
5. Заключительное слово учителя.
Каждый день мы должны дарить друг другу улыбку, радость, смех, комплименты. Прощать ошибки, не обижать и не ранить грубыми словами.
Необдуманное сказанное слово или поступок могут вернуться когда-нибудь самим. Поэтому, давайте ценить и беречь временный подарок бога, под названием жизнь.
- А урок хочу закончить песней « Если добрый ты»
1.Дождик босиком по земле прошел.
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день- это хорошо.
А когда наоборот-плохо.
2.Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко.
А когда наоборот- трудно.
3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь с ними- веселей,
А когда наоборот-скучно.
7. Итог урока. Выставление оценок.
Западно-Казахстанская область
Жанибекский район
СОШ им. Т.Жарокова
Урок русского языка в 9 классе.
Учитель русского языка и литературы в казахской школе:
Кайдарова Н.Ж.
село Жанибек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок с использованием ЦОР....
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...