рабочая программа по русскому языку 5 скк
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
рабочая программа по русскому языку 5 скк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russky_yazyk_5_klass_2022.docx | 69.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей коррекционно-развивающего обучения Руководитель _______/Середа Н.В./ Протокол №_______ от _____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/Леонтьева О.А./ ________________2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______Вишнякова Г.Д./ Приказ № от 2022г. |
Рабочая программа
по русскому языку
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
для 5 специального (коррекционного) класса
Разработана: Каньшиной Е.А.., учителем
специального (коррекционного) класса
первой квалификационной категории
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2017;
- Учебный план образовательной организации.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М.: Просещение, 2018. - 230 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2019.
Изучение русского языка в 5 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование);
- метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Программа по русскому языку в 5 классе включает следующие разделы:
- Звуки и буквы. Текст.
- Предложение. Текст.
- Слово. Текст.
- Повторение.
- Связная речь.
В области фонетики в 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу.
Раздел «Звуки и буквы. Текст» направлен на повторение материала. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
В области морфологии, изучая раздел «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, признак, действие. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение». В 5 классе особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) пятиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
У учащихся 5-х классов формируются следующие умения:
- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для большего приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты усвоения учебного предмета
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению русского языка;
2.коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3.овладение основами грамотного письма;
4.использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 - 45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Для проверки усвоения программного материала можно использовать контрольноизмерительные материалы, предложенные в Приложении 1.
В качестве примера в Приложении 2 представлены контрольные диктанты и проверочные работы.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование следующих
базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматикоорфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых
учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»
Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем
Тема 2. Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Тема 3. Мягкий знак
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Тема 4. Различение текста и не текста Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.
Тема 5. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Тема 5. Ударные и безударные гласные Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Тема 6. Определение темы текста Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Раздел 2. «Предложение. Текст»
Тема 1. Отличие предложения от текста Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.
Тема 2. Предложение как единица речи Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в предложении.
Тема 3. Главные и второстепенные члены предложения.
Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что делал? что сделает?) Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов предложения
Раздел 3. «Слово. Текст»
Состав слова
Тема 1. Корень и однокоренные слова Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Тема 2. Окончание
Окончание - изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Тема 3. Приставка
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.
Тема 4. Суффикс
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк еньк-, -ушк юшк-, -ик- и
др.).
Тема 5. Правописание безударных гласных в корне слова Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Тема 6. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Тема 7. Непроверяемые написания в корне слова Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов Части речи
Тема 1. Названия предметов, действий, признаков Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 2. Понятие о частях речи.
Существительное. Глагол. Прилагательное.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 3. Имя существительное. Значение существительных в речи.
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Тема 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?».
Тема 5. Имена существительные собственные и нарицательные Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных.
Тема 6. Текст. Тема и основная мысль в тексте Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Тема 7. Изменение имен существительных по числам Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Тема 8. Род существительных Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение существительных по родам.
Тема 9. Существительное. Закрепление знаний Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам.
Тема 10. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям
Тема 11. Изменение прилагательных по _родам Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Тема 12. Глагол. Значение глагола в речи Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Тема 13. Изменение глаголов по временам Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Тема 14. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Тема 15. Глагол. Закрепление знаний.
Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Тема 1. Главные и второстепенные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.
Тема 2. Нераспространенное и распространенное предложения Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Тема 3. Однородные члены предложения Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложений однородными членами.
Тема 4. Интонация предложений Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Тема 5. Составление диалогов Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Тема 6. Структура текста
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Раздел 5. «Повторение»
Тема 1. Состав слова
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов по алфавиту.
Тема 2. Имя существительное
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).
Тема 3. Имя прилагательное
Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.
Род прилагательных.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета
Тема 4. Глагол
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам.
Тема 5. Предложение
Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Тема 6. Текст
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в
тексте.
Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом.
Раздел 6. «Связная речь»
Тема 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста.
Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 2. Свободный диктант
Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Тема 3. Изложение текста по плану и опорным словам
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 4. Составление _рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Тема 5. Изложение текста, воспринятого на слух Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 6. Свободный диктант Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Тема 7. Изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Тема 8, 9. Составление текста письма Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Раздел/тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Количество часов |
I | Звуки и буквы. Текст | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма»; - устанавливать соответствие между количеством гласных и слогов; - делить слова на слоги; - образовывать новые слова; - различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные на слух; - обозначать мягкость согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и; - писать слова с разделительным мягким знаком; - ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные; - подбирать проверочные слова; - различать текст и несколько отдельных предложений; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части; - списывать текст; - записывать под диктовку слова и предложения. - составлять рассказ по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений; - использовать средства связи между ними - озаглавливать рассказ; - коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых); - запомнить и уметь перечислить все адресные данные; - тренироваться в записи адресов. | 17 |
1 | Повторение. Звуки и буквы. Текст | 1 | |
2 | Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит | 1 | |
3 | Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове | 1 | |
4 | Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я | 1 | |
5 | Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | 1 | |
6 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | |
7 | Различение текста и не текста | 1 | |
8 | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 1 | |
9 | Ударные и безударные гласные в слове | 1 | |
10-11 | Проверка безударных гласных в слове | 2 | |
12 | Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | |
13 | Звуки и буквы. Закрепление знаний | 1 | |
14 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Текст» | 1 | |
15 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст». | 1 | |
16 | Деловое письмо. Адрес | 1 | |
17 | Коллективное составление рассказа по серии картинок | - коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста; - озаглавливать текст в связи с выделенной темой; записывать текст на доске и в тетрадях. | 1 |
II | Предложение. Текст. |
| 16 |
18 | Выражение в предложении законченной мысли. | 1 | |
19 | Распространение предложений | 1 | |
20 | Порядок слов в предложении. | 1 | |
21 | Связь слов в предложении. | 1 | |
22 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | |
23 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |
24 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
25 | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. | 1 | |
26 | Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. | 1 | |
27 | Вопросительные предложения | 1 | |
28 | Восклицательные предложения | 1 | |
29 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | |
30 | Предложение. Закрепление знаний | 1 | |
31 | Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст». | 1 | |
32 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст». | 1 | |
33 | Деловое письмо. Адрес | -перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях;
нужной последовательности. | 1 |
III | Слово. Текст | 30 | |
34 | Состав слова |
| 1 |
35 | Корень и однокоренные слова | 1 | |
36 | Общее и различия в значении однокоренных слов |
| 1 |
37 | Включение однокоренных слов в предложения | словаре; - оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», | 1 |
38 | Окончание - изменяемая часть слова | «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; | 1 |
39 | Установление связи между словами с помощью окончания |
| 1 |
40 | Приставка как часть слова | - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; | 1 |
41 | Изменение значения слова в зависимости от приставки |
| 1 |
42 | Приставка и предлог | изменения окончаний; | 1 |
43 | Суффикс как часть слова |
| 1 |
44 | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | согласными в корне (словарные слова);
| 1 |
45 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 1 | |
46 | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов |
| 1 |
47 | Слово-корень с ударной гласной | 1 | |
48 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | |
49-50 | Проверка безударных гласных в корне слова | 2 | |
51 | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | |
52 | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 1 | |
53 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | |
54-55 | Проверяемые гласные и согласные в корне | 2 | |
56-57 | Непроверяемые написания в корне слова | 2 | |
58 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 | |
59-60 | Состав слова. Закрепление знаний | 2 | |
61 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 | |
62 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Состав слова». | 1 | |
63 | Деловое письмо. Поздравление | - писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. | 1 |
64 | Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. |
| 1 |
3 | Части речи. Текст | 52 | |
65 | Названия предметов, действий, признаков |
| 1 |
66 | Понятие о частях речи. Существительное. | 1 | |
67 | Глагол | 1 | |
68 | Прилагательное | 1 | |
69-70 | Различение частей речи по вопросам и значениям | 2 | |
71 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте | 1 | |
72 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 | |
73 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи». | 1 | |
74 | Имя существительное. Значение существительных в речи |
| 1 |
75 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 1 | |
76 | Собственные и нарицательные существительные | - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»;
| 1 |
77 | Правописание имен собственных | 1 | |
78 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | |
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание имен собственных». | 1 | |
80 | Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе. | 1 | |
81 | Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 | |
82 | Изменение существительных по числам | 1 | |
83 | Род существительных. Знакомство с понятием рода |
| 1 |
84 | Существительные мужского рода | 1 | |
85 | Существительные женского рода | 1 | |
86 | Существительные среднего рода | 1 | |
87 | Различение существительных по родам | 1 | |
88 | Существительное. Закрепление знаний | 1 | |
89 | Контрольный диктант по теме «Существительное». | 1 | |
90 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное» | 1 | |
91 | Деловое письмо. Поздравление. |
| 1 |
92 | Коллективное изложение воспринятого на слух. текста | -коллективно излагать текст, воспринятого на слух; составлять план текста;
| 1 |
93 | Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи |
| 1 |
94 | Различение признаков, обозначаемых прилагательных |
| 1 |
95 | Зависимость рода прилагательных от рода существительных |
| 1 |
96 | Окончания прилагательных мужского рода | - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам;
| 1 |
97 | Окончания прилагательных женского рода |
| 1 |
98 | Окончания прилагательных среднего рода |
| 1 |
99 | Изменение | 1 | |
100 | Прилагательное. Закрепление знаний | 1 | |
101 | Контрольный диктант по теме «Прилагательное» | 1 | |
102 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Прилагательное» | 1 | |
103 | Деловое письмо. Записка. |
| 1 |
104 | Глагол. Значение глагола в речи |
| 1 |
105 | Различение действий, обозначаемых глаголами |
| 1 |
106 | Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов |
| 1 |
107 | Прошедшее время глаголов |
| 1 |
108 | Будущее время глаголов |
| 1 |
109 | Различение глаголов по временам |
| 1 |
110 | Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 | |
111 | Глагол. Закрепление знаний | 1 | |
112 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
113 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | |
114 | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам |
| 1 |
IV | Предложение. Текст |
| 11 |
115 | Г лавные члены предложения | 1 | |
116 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
117 | Постановка вопросов от главных членов предложений к второстепенным членам | 1 | |
118 | Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | |
119 | Распространение предложений | 1 | |
120 | Знакомство с однородными членами предложения | 1 | |
121 | Дополнение предложения однородными членами | 1 | |
122 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | |
123 | Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст» | 1 | |
124 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст» | 1 | |
125 | Деловое письмо. Записка. |
| 1 |
V | Повторение |
| 10 |
126 | Повторение по теме «Состав слова» | 1 | |
127 | Повторение по теме «Существительное» | 1 | |
128 | Повторение по теме «Прилагательное» | 1 | |
129 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | |
130 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | |
131 | Повторение по теме «Текст» | 1 | |
132-133 | Деловое письмо. Письмо | 2 | |
134 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного» | 1 | |
135-136 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Повторение изученного материала» | 2 | |
ИТОГО | 136ч |
Описание материально – технического обеспечения
образовательной деятельности
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 -9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2014.
- Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...