Урок-детективное агентство "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лариса Витальевна Шабдарова

Урок русского языка в 5 классе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-детективное агентство27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель: закрепление знаний учащихся по изученному материалу

Задачи:

-образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о согласовании с именем существительным, о роли имен прилагательных;

-развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому материалу, зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

– воспитательная: уметь работать в коллективе.

Тип урока: урок – детективное агенство

Оборудование: плакаты для оформления доски; карта урока, карточки для самостоятельной работы; карточки с признаками прилагательных; таблицы для самооценки; распечатки тестовых заданий, проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

1.Организационный момент. 

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

- Прочитайте, ребята, какое слово спряталось?  Для этого нужно вычеркнуть повторяющуюся букву.

1 слайд

РДРРЕТРЕРКТРИРВ (Детектив)

- Какая буква повторяется?

- Какой он звук даёт?

- Охарактеризуйте звук Р (согласный, звонкий, глухой, бывает твёрдым и глухим, непарный)

- Ребята, кто такой детектив?  (Работа по словарю  С. Ожегова)

- Какое близкое по значению к слову детектив можно подобрать? (Сыщик).

(Слово детектив – нерусское, пришло к нам с английского языка)

- Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Ответы детей)

Плакат

Иметь зоркий глаз;

Уметь слушать и слышать;

Быть внимательным.

- Сегодня необычный урок . Я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: Детективное агентство.

- Интересно, кто станет лучшим сыщиком? (спросить детей)

2. Целеполагание.

- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение по магнитофону(или телеграмму заносят): или Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования.

«Внимание! Внимание! Дежурный по оперативному штабу делает экстренное сообщение. Совершено преступление. Бесследно исчезло прилагательное! Срочно организовать группы по поиску пропавшего, провести розыскные мероприятия. Действовать строго по плану!»

- Ребята, вы согласны найти пропавшие прилагательные?

- Главное в следствии дознание, а у нас главное – знание, рабочие тетради сегодня послужат детективным блокнотом. Открываем тетради, записываем число и тему урока: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Во время задания вы наблюдаете за своей работой и оцениваете по следующим критериям:

2 балла – активно участвовал в задании

1 балл – был слушателем

3.Работа по теме урока

- Приступим к расследованию. Я, как руководитель, считаю: чтобы найти пропавшее прилагательное, необходимо составить его ФОТОРОБОТ, т.е портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Вы согласны?

Итак, разыскивается ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!

1 задание «Фоторобот»:

Даны слова вразброс  на доске (дети выбирают): часть речи, предмет, действие, признак предмета, подлежащее, второстепенный член, Что? Какой?Род, число, склонение, падеж.

- Дайте определение имени прилагательному? (Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие?) имеет род, число, падеж.

Например, ….

- Молодцы. Фоторобот имени прилагательного составлен.

2 задание: Следственный эксперимент

- Проведём следственный эксперимент. Определите, на какое правило пропущена буква в словах, подобрать проверочные слова. Найдите «лишнее» слово и вычеркните его. По очереди выходят к доске, записывают, объясняют. Учащимя 3 группы (Тойшеву М., Блинову М., Пиржанову А. – 1 строчка)

2 слайд

л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный

сла…кая, звёз…ная, мес…ная , з..ленеют

- От какой части речи образованы данные прилагательные?

Ученик (Тойшев Максим) читает стихотворение:

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит и в воде и на земле,

стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

3 задание: «Помоги другу»

- Как сказал Максим, у  имени прилагательного есть друг. Это вы поняли. Имя существительное. Каждый из вас получает листок, на котором нужно составить словосочетания, соединив стрелкой слова первого и второго столбиков и записать в тетради, определив род имени прилагательного (1 ученик работает у доски)

3 слайд

Премьера – давнее

Спектакль – талантливые

Представление –  очередная

Актёры – новый

4 слайд

Премьера – очередная

Спектакль – новый

Представление –  давнее

Актёры – талантливые

- На какую тематику данные словосочетания? (театр)

5 слайд

- Верно, мы не должны забывать что 2019 год по указу Президента РВ объявлен годом тетра.

- А в нашей столице есть театры? Сколько?

Поработаем в архиве. А сейчас мы как настоящие сыщики, которые ищут информацию и доказательства в архивах, заглянем в Толковый словарь С. Ожегова. В этом задании встретилось слово ПРЕМЬЕРА. Найдите в словаре значение слова:

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

4 задание: «Вещественные доказательства» « Угадай сказочного героя»

6 слайд

Каждый из вас по вариантам получает карточку с записанными словосочетаниями. Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь, дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

отважн___ девочка,

трудн____ путём,

с добр___ друзьями,

к снежн___ королеве (Герда)

больш____ корзину,

у дружн___ братьев,

у королевск___ дворца,

с волшебн___  кольцом  (Падчерица)

4. Физминутка «Школа разведки».

- А пока я предлагаю немного отдохнуть:

Согласитесь, в нашей работе очень важно ВНИМАНИЕ!

- Давайте проверим, насколько вы внимательны к окружающим вас предметам. Нужно в классе найти и дотронуться до того предмета или лица, признак которого я вам назову:

БЕЛАЯ (блузка, рубашка), ДЕРЕВЯННЫЙ (стол), БЕЛАЯ (дверь), ПРОЗРАЧНАЯ (обложка), ЖЕЛЕЗНАЯ (ножка стула), ЧЁРНЫЕ (брюки, волосы), ДОБРАЯ (подруга), КОЖАНЫЕ (туфли)

5. Продолжение работы по теме урока.

5 задание «Опознание»

- Сейчас вам предстоит провести ОПОЗНАНИЕ: работа с учебником письменно. (упражнение 337 стр.200). Списать текст, закончив предложения словосочетаниями сущ.+прил., определить падежи имён прилагательных.

1 группа: выполняет полностью упражнение, 2 группа – 3 предложения. 3 группа – 2 предложения. Будьте внимательны при выполнении упражнения.

- Разобрать как часть речи (у доски):

У синего (моря) – прил., н.ф. – синий, ср.р., ед.ч., Р.п.

Вечным  (сном) - прил., н.ф. – вечный, м.р., ед.ч., Т.п.

- 5-е предложение разобрать по членам: Пошёл старик к синему морю.

(Совместная проверка)

6 задание « Кто точнее» (устно)

-Ребята, очень часто мы употребляем в нашей речи имена прилагательные не в прямом, а в переносном значении. Определите род, объясните,  как можно точнее выражения:

7 слайд

стальной характер  светлая мысль, золотые руки, острое слово

- Придумайте предложения с данными словосочетаниями.

7 задание «Дознание» - устно

8 слайд

Дана иллюстрация с текстом. Вы должны оформить предложения ярко, красиво. Как это будете делать? (вставлять прилагательные)

Наступила (радостная) весна. На небе засияло (весеннее) солнышко. (Толстые) сосульки с каждым днем становятся все тоньше и стройнее. По земле бегут (звонкие) ручейки. На деревьях распустятся (первые) листочки.  В проталинах появятся первые (весенние) цветы – подснежники.

- Для чего нужны имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

- Итак, до прохождения полной аттестации, остался 1 шаг: необходимо пройти экспертизу.

8 задание: Экспертиза. (на карточке)

-ая,яя – окончания ж. рода.

-ому, -ему – Д.п., м и ср. рода

- ые, ие – окончания мн. числа

- Р.п, Д.п., Т.п., П.п . -? (-ой, ей, ёй)

Показ всех признаков имён прилагательных (карточки на доске) – правило хором.

6. Работу детектива  продолжите на самоподготовке, выполнив тестовую работу по уровням.

Домашнее задание: тест.

- Приступаем к оценке вашей работы. Перед вами критерии (на листочке). Обсудите в своей группе, оцените каждый себя. Не забудьте занести данные в ЛИСТ.

Название задания

2 балла – активно участвовал в задании

1 балл – был слушателем

1 задание «Фоторобот»:

2 задание: «Следственный эксперимент»

3 задание: «Помоги другу»

4 задание: «Вещественные доказательства»

5 задание «Опознание»

6 задание « Кто точнее»

7 задание «Дознание»

8 задание: «Экспертиза»

Сегодня за урок каждый из вас заработал определенное количество баллов, которые я переведу в оценки. Я уверена, что они порадуют и вас, и меня. Спасибо за урок!

7. Рефлексия

Итак, все материалы дела о прилагательном изучены.

– Понравилось сегодняшнее расследование?
9 слайд

1. Своей работой на уроке доволен – не доволен
2. За урок я не устал - устал
3. Материал урока мне был понятен – непонятен
                                               полезен – бесполезен
                                               интересен – скучен
                                               лёгким - трудным

Вы сегодня побывали в роли следователей. Трудную, но одновременно интересную работу приходится выполнять им. Как вы поняли, каким должен быть человек этой профессии? Подбираем прилагательные! Ответы детей.

Я желаю вам стать именно такими: настойчивыми, сообразительными, умными. Это пригодится вам в любой профессии. Благодарю всех детективов за работу! Вы блестяще провели сегодня расследование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Разветвляющиеся алгоритмы». Урок - "детективное» расследование "Найти человека!"

Открытый урок в 8 «Б» классе Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования совр...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок – «детективное» расследование «Найти человека!».

Обобщающий урок по теме «Ветвление»....

Технологическая карта урока "Детективное агенство", 4 класс

Технологическая карта урока английского языка "Детективное агенство" для 4 класса УМК Вербицкой М.В....

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...