Заголовки текстов, их типы
план-конспект урока по русскому языку
Заголовки текстов, их типы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 24.
Тема: заголовки текстов, их типы.
Учебный предмет: родной (русский) язык.
УМК: « Русский родной язык» О.М. Александрова и др.
Класс: 7
Цель: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные УУД: формулировать заголовки, различать их типы.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение слушать собеседника; Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка. |
2) Актуализация знаний | Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами заголовков, узнаем, как именно они влияют на судьбу текста. Итак, запишите тему занятия «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста» и эпиграф: Заголовок – окошко для взгляда вперед. Посмотри и подумай: что тебя ждет? Заголовок-это не просто слова: Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко) - Сегодня на занятии мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции. Педагог задает ряд вопросов:
2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка? | Записывают тему занятия в тетрадь Прослушивание информации Учащиеся размышляют, отвечают.
1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста. 2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса |
3) Работа по теме урока | - Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Педагог раздает карточки -подсказки - «Требования к заголовку» (см Приложение 1) - К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги. "Двойной" заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком. Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова. К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. | Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты, комментируют материал карточек – подсказок. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности. |
5) Закрепление изученного | Игра «От темы к заголовку» Педагог предлагает учащимся варианты тем: 1. Любимый домашний любимец. 2. Семья. 3. Школьная жизнь. 4. Детство. 5. Родители. 6. Друзья. Анализ текстов СМИ Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса) Педагог задает ряд вопросов: 1. Какова роль заголовка в любом тексте? 2. С помощью каких способов заголовки становятся эффективными? | Учащиеся моделируют разные виды заголовков (1. «Кошка или Кешка?»; «Почему я выбрала собаку?»; «Кто в семье голова?»; 2. «Семь-я»; «Близкие люди»; «Дорогие мои старики»; «Мой дом – моя крепость»; 3. «Классно!»; «Учитель»; «Тишина! Урок идет!»; «На перемене»; «Тест на толерантность»; 4. «Куда улетают голуби?»; «Радуга в окошке»; «Капелька детства»; «Вкус детства»; «О Незнайках»; 5. «Мама и папа»; «Спасибо, Вам!»; «Мой плот»; «Мамино сердце»; 6. «О друзьях»; «Лучшая подружка»; «Секретик под замочком»; «Приключения Ретивых»; «Как мы ловили мух» и т.п.) Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают. Учащиеся отвечают, опираясь на анализ текстов СМИ | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности. |
5) Этап рефлексии учебной деятельности. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. - Итак, какова была задача нашего урока? - Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению: - Упр. 137, стр. 94 | Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я: узнал_________; научился__________; был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру)
Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности; Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)
Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-314924-1381667880.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-118928-1350572348.jpg)
Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)
Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714440-1448281291.jpg)
Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"
Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1077469-1541190028.jpg)
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...