Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предмет: Русский язык
Тема урока: Сложноподчиненное предложение (§ 13)
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ц е л ь: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной; моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Сложноподчиненное предложение (§ 13)
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ц е л ь: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной; моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- вспомнить понятие сложные союзные сложноподчиненные предложения;
- дать уточненное определение термина «сложноподчиненное предложение», «придаточное»;
- учить распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной
знаково-символические действия
- моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов,
- использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.
Дидактические средства: учебник, тетради, конверты с карточками предложений для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, цветные шаблоны терминов и предложений для групповой работы, макеты грамматической основы, плакат «Интеллект-карты».
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | Время | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
| ||
Интерактивная игра «Поделись позитивом». | - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Создать позитивное настроение. | ||||
Актуализация знаний Постановка учебной задачи | Минутка орфографии (фронтально) | - На странице 56 выполняем орфографическое задание | Самостоятельно выполняют задание О. | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно вставлять пропущенные орфограммы. Предметные: правильное написание орфограмм | |||
Словарный работа (фронтально) | Давайте проверим вашу работу. Разбейтесь по парам. Прием взаимообучения. | Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы часть слов.. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями. | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. | Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. | |||
Грамматическая разминка (фронтально). Создание интеллект-карты | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников - По количеству грамматических основ предложения бывают… - В простых предложениях… - В сложном предложении … - Сложные предложения делятся на…. - Союзные делятся на …. - Равноправны по отношению друг к другу части у… Неравноправные части у … Одна часть у СПП называется … Она …(задает вопрос) Другая часть называется придаточной (зависимой). Она …(отвечает на вопрос) Назовите виды ССП. А как вы думаете у СПП есть виды? | Дают ответы на вопросы. Составляют интеллект-карту на доске
| Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют знания о сложном предложении | Развивать речь детей.
Актуализировать знания детей о сложном предложении | |||
Формулирование темы и целей урока (фронтально) | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока - Ребята, чему же мы сегодня должны научиться? Как вы считаете, какая тема нашего урока? - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? | Личностные: интерес к новому. интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней | Актуализировать знания детей о сложноподчиненном предложении | ||||
Объяснение нового материала | В СПП виды придаточных определяются по вопросу, который задает главное предложение к придаточному. А теперь обратите внимание на доску. Давайте прочитаем предложения. | Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать. (Максим Горький) Я сказал мальчикам (что сказал?), что заблудился. (И.С. Тургенев) Все молчали (зачем все молчали?), чтобы расслышать шорох цветов. К.Г. Паустовский) | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. | Актуализировать знания учащихся о видах сложноподчиненного предложения | |||
Что напоминают вам вопросы каких? что? куда? СПП придаточные так и называются: определительное обстоятельственное и изъяснительное (или дополнительное) Изъяснять – дополнять, пояснять. Придаточное определительное относится в главном предложении к слову…и т.д. | Вопросы второстепенных членов предложеия (перечисляют) | Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. | |||||
Первичное закрепление и реализация полученных знаний | Конструирование предложений Прием «Подводящий диалог. » | Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. - В каждом предложении выделите грамматическую основу, покажите смысловую и грамматическую связь частей | На доске записаны главные предложения. У учащихся, разделенных на группы конверт с придаточными. Учащиеся подбирают придаточное,наклеивая к главному. Выделяют ГО и союзы и союзные слова. Задают вопросы | Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют знания о сложноподчиненном предложении | |||
Продолжение составления Интеллект-карты | Обратите внимание на вопросы придаточных частей. Что они вам напоминают? На вопрос какой? отвечает определение, значит и придаточное определительное, на вопрос… | Дети отвечают, что вопросы как у второстепенных членов предложения. | Предметные: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной | ||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Упражнени79 . | Выполняют письменно упражнение | Предметные: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной | ||||
Составление предложений по схемам. Упражнение 82. | Используя слова нашего орфографического упражнения, составьте сложноподчиненное предложение по схемам. | Составляют и записывают предложения. | Личностные сформированность учебных мотивов. стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. Развитие умений моделировать по заданным схемам сложноподчинённые предложения разных видов. | ||||
Давайте теперь выполним упражнение 81 | Выполнение упражнения 81. | Совершенствование умения читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста. | |||||
Домашнее задание | упражнение 80, на странице 56 выучить правило | ||||||
Рефлексия | Прием «Анкетирования» - облако "тегов", которые необходимо дополнить | на интерактивной доске выводим слайд, где указаны варианты: o сегодня я узнал... o было трудно… o я понял, что… o я научился… o я смог… o было интересно узнать, что… o меня удивило… o мне захотелось… и т.д. | Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и устно заканчивает их. | расширить фоновые знания учащихся, направленные на овладение различными приёмами работы с информацией текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала...
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....