урок русского языка 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Селезнева Ольга Константиновна

Тема: Односоставные предложения

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний

Цель:

Образовательная - формирование  умения по различению  односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

Развивающая – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательная– развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • распознавать односоставные  предложения в тексте;
  • классифицировать односоставные  предложения по их значению и структурным особенностям;
  • строить речевые  высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.

 

Формируемые УУД:

Личностные:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

Регулятивные:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Образовательная  технология:  Технология сотрудничества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет:  русский  язык

Класс:  8 «В» 

Дата: 13.12.2022 г.

Учитель Селезнева О.К.

Тема: Односоставные предложения

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний

Цель: 

Образовательная - формирование  умения по различению  односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

Развивающая – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательная– развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • распознавать односоставные  предложения в тексте;
  • классифицировать односоставные  предложения по их значению и структурным особенностям;
  • строить речевые  высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

Регулятивные:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Образовательная  технология:  Технология сотрудничества

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

УУД

Мотивация

 «Здравствуйте, ребята. Думаю, наша сегодняшняя встреча будет интересной, любопытной и полезной. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего занятия, обратившись к решению проблемного вопроса».

Обращает внимание на слайд 1 презентации.

«Кто же прав? Какова грамматическая основа  предложения Диагноз вам голубчик неверно поставили»

Слушает ответы учащихся.

«Тогда, исходя из такого ответа, можно ли сделать вывод о теме и цели нашего урока?»

После данного  учащимися ответа обращает внимание на слайд 2, 3  презентации.

Демонстрируют  положительный  настрой, погружённость  в учебную ситуацию,  спровоцированную  учителем.

Отвечают  на  проблемный  вопрос:

«Никто не прав. Основа предложения состоит только из одного главного члена предложения – поставили – перед нами односоставное предложение.

Значит, на уроке мы будем повторять изученный материал об односоставных предложениях и их отличии от двусоставных».

личностные: самоопределение;

развитие познавательных

интересов,

учебных мотивов;

регулятивные

целеполагание

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Обращает внимание на эпиграф к уроку «С русским языком можно творить чудеса».

Задаёт вопрос: «Как вы, ребята, понимаете эту цитату?»

Дополняет ответы учащихся: «Русский  язык  красив и самобытен. Сегодня на уроке вы сможете убедиться в этом, анализируя поэтические строки и называя увиденные в них особенности употребления односоставных предложений»

Вводит в тему, направляет деятельность по актуализации теоретических сведений о типах односоставного предложения:

«А начнём мы с актуализации полученных знаний по нашей теме. Дома четверо из вас получили задание подготовить таблицы с алгоритмами определения типа односоставных предложений. Пользуясь схемами, расскажите о каждом из этих типов»

Делают вывод о том, что по структуре цитата, взятая в качестве эпиграфа, также представляет собой односоставное предложение с главным членом-сказуемым.

Отвечают на вопрос: «Наш язык особенный, в нём огромное количество синонимов, при помощи которых выражаем свои мысли точно и чётко, полно…»

Участвуют в диалоге с учителем. Ориентируясь на данные таблицы, представитель каждой группы даёт определение одного из типа односоставного предложения.

Убеждаются в правильности своих ответов, считывая информацию слайда 4 презентации.

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничест-ва с учителем

и сверстниками;

познавательные:

анализ объектов с целью

выделения признаков;

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной

и письменной форме;

умение преобразовывать информацию

регулятивные: целеполагание

Планирование действий

Предлагает проверить умения по применению теоретических знаний на практике, чтобы, обнаружив затруднения, добиться их разрешения.

Организует опрос у доски.

Оценивает ответы, добивается проговаривания полного ответа с указанием форм сказуемого, аргументации  своих выводов учащихся, вносит необходимые исправления и дополнения по ходу работы у доски.

Обращает внимание на поэтические строки А.Блока:

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный  и  тусклый  свет.

Живи ещё  хоть четверть века.

Исхода нет…»

Ребята, в этом отрывке из стихотворения Александра Блока используются односоставные предложения. Как вы думаете, это случайность или поэт намеренно вводит  их в  своё  произведение, задавшись определённой  целью?»

Выслушивает ответы, направляет, даёт советы, добавляет от себя дополнения, связанные с  определением средств выразительности, увиденных в тексте – эпитетов бессмысленный и  тусклый. Подводит итог деятельности детей: «Мы убеждаемся снова и снова, что использование в речи односоставных предложений оправданно, вы знаете особенности всех типов односоставных предложений, следовательно, сможете использовать полученные  знания на  практике, в жизненных ситуациях»

Работают с заданием, представленным на слайде 5 презентации.

Работая у доски, проговаривают морфологические признаки, частеречную принадлежность слов, выступающих в роли сказуемого или подлежащего, аргументируют свои выводы.

Участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют умение выполнять литературоведческий анализ текста.

«В  тексте  используются назывные односоставные предложения. Показана динамика в коротких предложениях. Существительные в роли подлежащего позволяют представить картинку перед глазами. Ещё используются безличные и определённо-личные предложения, здесь не назван действующее лицо, как будто всё, о чём говорит автор, может происходить с каждым из нас…»

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничест-ва с учителем

и сверстниками;

познавательные –

анализ объектов с целью

 выделения признаков;

выдвижение гипотез и их обоснование;

регулятивные: целеполагание

планирование;

Практическое закрепление

Организует работу по закреплению и  оценке полученных знаний - предлагает пройти тестирование с последующим взаимоконтролем и самоконтролем.

Объясняет принцип работы с листами оценивания:

«Перед вами листы оценивания вашей деятельности на уроке. Сейчас вы выставите свои отметки за выполнение теста. В течение урока каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке, а также работу четырёх членов вашей команды. Последние графы заполняются учителем - я выставлю вам оценку за урок и выведу общую, итоговую отметку»

Организует самоконтроль, взаимоконтроль в парах.

Слушают учителя, объясняющего принцип работы с листами оценивания.

Выполняют тестовые задания.

Осуществляют взаимопроверку и самоконтроль в соответствии с предложенными критериями проверки.

Заполняют графу «Тестирование» в листах оценивания - выставляют полученные отметки.

Проговаривают результаты. Прогнозируют причины  ошибок.

познавательные: анализ объектов

с целью выделения признаков; самостоятельное выделение необходимой    информации;

регулятивные: работа по эталону,

планирование деятельности,

коррекция

Решение творческих задач

Организует работу по практическому закреплению темы:

«А сейчас начинается самая интересная часть нашего урока – вы сможете проявить свои творческие способности, выполняя задания, направленные на проверку вашего умения применить знания об односоставных предложениях в нестандартных ситуациях»

Раздаёт листы с заданиями. Определяет время для работы в  команде. Обращает внимание на информацию слайдов 7,8. Объясняет суть задания.

1, 2 команда: Создаём сценарий эпизода чтения письма Хлестакова другу Тряпичкину и эпизода поэмы «Мцыри» - три дня на свободе с использованием назывных предложений.

«Ваша задача, ребята, вспомнить самые яркие моменты, сцены, эпизоды, связанные с  описанными в  данных произведениях событиями. Потом через использование назывных предложений передать внутренне  состояние персонажей, стать на  время  их ушами, глазами и передать, что они видят, слышат, о чём мечтают, сожалеют, чего боятся…»

3 команда: «Немой диктант» - изобразить невербальными средствами общения  5 односоставных предложений («Мне холодно», «В дверь постучали», «Бросаю мяч в корзину», «Я хлопаю в ладоши», «Меня ведут за руку»).

«Вам досталось самое оригинальное задание. Представьте, что перед вами знатоки русского языка и одновременно любители игры – вы должны пантомимой, мимикой, движениями, перемещениями по классу без использования голоса, без озвучивания так изобразить предложенный  вам текст, чтобы другие назвали загаданное предложение. Перед тем, как изобразить, вы можете сказать: «Это определённо-личное, или – это двусоставное предложение»

Делает выводы о результатах каждой команды. Подводит к итогу о том, что «встречи» с односоставными предложениями в их жизненном опыте достаточно часты, а знание и умение использовать данные конструкции необходимо и полезно.

Принимают участие в предложенной  учителем  работе.

Обсуждают в команде пути решения творческих задач в соответствии с рекомендациями, предложенными учителем.

Выступают с результатами своей работы.

Сценарий от второй команды:

«Нам показалось, что состояние лирического героя поэмы «Мцыри» можно выразить так:

 «Ночь. Тюрьма. Страх. Побег. Голод. Красота. Прекрасный мир свободы. Бой с барсом. Победа. Тоска по родине…»

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками;

познавательные:  анализ

объектов с целью

выделения признаков;

самостоятельное создание

 способов решения проблем

творческого поискового

характера;

регулятивне: целеполагание

планирование деятельности

в группе.

Физминутка

Проводит физминутку – см. слайд 9.

Друг к другу повернитесь,

Душевно улыбнитесь!

Встаём, расправив плечи!

Наклоны! Не перечим!

И шеей повертеть

Всем стоит захотеть.

Глаза зажмурить и открыть!

Глубокий вздох! И подтвердить,

Что знанье – это сила,

Нам каждому под силу!

Участвуют в проведении физминутки.

Анализируют синтаксис представленных предложений – дают ответы об использовании побудительных определённо-личных предложений, безличных и назывных предложений.

Убеждаются в том, что односоставные предложения используются часто в побудительных предложениях.

личностные:

формирование установки

на ЗОЖ, развитие

эмоционально нравственной

отзывчивости, готовности к сотрудничеству

и дружбе

познавательные: самостоятельное выделение необходимой информации

Подведение итогов

«Ребята, наше занятие подходит к концу. ВЫ сумели продемонстрировать теорию односоставных предложений, и практическое применение полученных знаний.

Завершить нашу встречу хочу следующими строками из стихотворения В.Маяковского:

«Светить всегда, светить везде! До дней последних донца! Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

Проанализируем эти стихи, в чём их смысл, особенность употребления предложений?»

Выслушивает ответы детей, добавляет от себя:

«Велика смысловая нагрузка, идейное содержание четырёх строчек – Маяковский действительно призывает нас «светить», ставя перед собой цель – приносить добро и  пользу  в этом  мире!»

Участвуют в диалоге с учителем.

«Снова перед нами односоставные предложения – безличные и назывные. Это лозунг, девиз, призыв ко всем нам. Много восклицательных предложений – значит, автор писал стихотворение, настраивая нас на проявление сильных эмоций…»

Регулятивне:

прогнозирование, оценка

коммуникативные:

умение создавать

аргументированное

суждение;

Рефлексия

Предлагает вопросы для рефлексии. Обговаривает необходимость и возможность анализа работы на уроке через заполнение листов оценивания, организует обсуждение в группах.

Вопросы для организации рефлексии:

  • Удалось ли нам добиться поставленных целей?
  • Довольны ли мы результатом урока? Если «да», почему? Если «нет», что осталось непонятным?
  • То нового, интересного «случилось» с вами на этом уроке? Что запомнилось, какие виды работы показались самыми эффективными в закреплении материала?
  • Ваши пожелания…

Поощряет работу учащихся на уроке, используя односоставные предложения: «Какие  молодцы! Нужно подучить! Не расстраивайся! Твоими ответами заслушались! Горжусь! С вами было интересно! Блистательный ум! Буду вспоминать ваши ответы!»

Участвуют в рефлексии, организованной  учителем:

«Мы поняли тему, умеем отличать двусоставные предложения от односоставных, знаем типы односоставных предложений, разберём все ошибки, допущенные в  тестах.

Урок понравился, особенно творческие задания. Ещё понравилось оценивать письменные работы свои и своих одноклассников…»

 

личностные: адекватное

понимание причин

успеха / неуспеха

учебной деятельности;

познавательные: рефлексия

способов, условий действия;

коммуникативные:

формулирование и

аргументация своего мнения

Домашнее  задание

Учитель вручает информационные  листы с домашним заданием. 

Базовый уровень(необходимо выполнить всем учащимся):

определить тип односоставных предложений.

Повышенный уровень (по желанию: составить инструкцию: «Как приготовить омлет?», используя односоставные предложения

 

Тест по теме «Типы односоставных предложений»

 1.Среди данных предложений найдите односоставные:

А. А я травок пособираю.

Б. Ложись сегодня пораньше.

В. Больше Саню уж ничто не могло разбудить.

Г. Так вот и живём втроем.

2. Укажите определённо-личное предложение:

А. Прошло несколько дней.

Б. Неожиданно им повезло.

В. Сейчас это пройдёт.

Г. Вот пойдём мимо его дома и скажем.

3. Укажите неопределённо-личное предложение:

А. Не было сил подняться и уйти.

Б. Было очень тихо.

В. Её хвалили и жалели.

Г. Наденьте фуражку, простудитесь.

4. Какая характеристика соответствует предложению:

Помните Крым в двадцать седьмом?

А. Простое, двусоставное;

Б. Простое, односоставное, определённо-личное;

В. Простое, односоставное, неопределённо-личное;

Г. Простое, односоставное, безличное.

5. Какое предложение является безличным:

А. Мне в такой качке не устоять.

Б. Не имею права выходить с вами в такую непогоду.

В. При взгляде на Марусю у меня заныло сердце.

Г. Тащите сюда еду.

6. Найдите грамматическую основу в предложении:

Хорошо в деревнях хлеб пекут.

А. хорошо пекут.

Б. хлеб пекут.

В. пекут.

7.Укажите назывное предложение:

А. Пойдем, старик!

Б. Была ранняя осень

В. Морозный день, конец декабря.

Г. Ты кто

8. Характеристика какого предложения дана неверно:

А. Предлагают начать совещание. (односоставное, определённо-личное).

Б. Здесь продают билеты на футбол. (односоставное, неопределённо-личное)

В.У тебя своих денег нет? (односоставное, безличное)

Г. Осень. Старые платаны, бледное море. (односоставное, назывное)

9. Среди предложений 1-5 найди и отметь односоставное безличное.

1) На борту «Титаника» было более двух тысяч человек – пассажиры и команда судна. 2) Капитан не дал сигнал SOS в нужное время. 3) Команда не знала, что делать. 4) Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх, к шлюпкам. 5)За места в них шла отчаянная схватка.

10. Среди предложений 1-5 найди и отметь сложные, в состав которых входят неопределённо-личные предложения:

1) В старинном  приволжском городе, на одной из узких улочек центра, сгорел двухэтажный  дом. 2)Он был старый, из тёмного кирпича, с деревянным  мезонинчиком.3) Дом считался аварийным, года три назад из него выселили в новостройки  последних жителей. 4) Его давно бы сломали, но дом, в числе многих прочих, объявили памятником истории и культуры. 5) Его, действительно, построил  какой-то забытый купец еще до Наполеона по своему провинциальному вкусу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...