урок русского языка 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Тема: Односоставные предложения
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний
Цель:
Образовательная - формирование умения по различению односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
Развивающая – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательная– развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- распознавать односоставные предложения в тексте;
- классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
- строить речевые высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.
Формируемые УУД:
Личностные:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
- осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сопереживать;
Регулятивные:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Образовательная технология: Технология сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 8 «В»
Дата: 13.12.2022 г.
Учитель Селезнева О.К.
Тема: Односоставные предложения
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний
Цель:
Образовательная - формирование умения по различению односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
Развивающая – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательная– развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- распознавать односоставные предложения в тексте;
- классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
- строить речевые высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.
Формируемые УУД:
Личностные:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
- осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сопереживать;
Регулятивные:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Образовательная технология: Технология сотрудничества
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД |
Мотивация | ||
«Здравствуйте, ребята. Думаю, наша сегодняшняя встреча будет интересной, любопытной и полезной. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего занятия, обратившись к решению проблемного вопроса». Обращает внимание на слайд 1 презентации. «Кто же прав? Какова грамматическая основа предложения Диагноз вам голубчик неверно поставили» Слушает ответы учащихся. «Тогда, исходя из такого ответа, можно ли сделать вывод о теме и цели нашего урока?» После данного учащимися ответа обращает внимание на слайд 2, 3 презентации. | Демонстрируют положительный настрой, погружённость в учебную ситуацию, спровоцированную учителем. Отвечают на проблемный вопрос: «Никто не прав. Основа предложения состоит только из одного главного члена предложения – поставили – перед нами односоставное предложение. Значит, на уроке мы будем повторять изученный материал об односоставных предложениях и их отличии от двусоставных». | личностные: самоопределение; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; регулятивные целеполагание |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | ||
Обращает внимание на эпиграф к уроку «С русским языком можно творить чудеса». Задаёт вопрос: «Как вы, ребята, понимаете эту цитату?» Дополняет ответы учащихся: «Русский язык красив и самобытен. Сегодня на уроке вы сможете убедиться в этом, анализируя поэтические строки и называя увиденные в них особенности употребления односоставных предложений» Вводит в тему, направляет деятельность по актуализации теоретических сведений о типах односоставного предложения: «А начнём мы с актуализации полученных знаний по нашей теме. Дома четверо из вас получили задание подготовить таблицы с алгоритмами определения типа односоставных предложений. Пользуясь схемами, расскажите о каждом из этих типов» | Делают вывод о том, что по структуре цитата, взятая в качестве эпиграфа, также представляет собой односоставное предложение с главным членом-сказуемым. Отвечают на вопрос: «Наш язык особенный, в нём огромное количество синонимов, при помощи которых выражаем свои мысли точно и чётко, полно…» Участвуют в диалоге с учителем. Ориентируясь на данные таблицы, представитель каждой группы даёт определение одного из типа односоставного предложения. Убеждаются в правильности своих ответов, считывая информацию слайда 4 презентации. | коммуникативные: планирование учебного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение преобразовывать информацию регулятивные: целеполагание |
Планирование действий | ||
Предлагает проверить умения по применению теоретических знаний на практике, чтобы, обнаружив затруднения, добиться их разрешения. Организует опрос у доски. Оценивает ответы, добивается проговаривания полного ответа с указанием форм сказуемого, аргументации своих выводов учащихся, вносит необходимые исправления и дополнения по ходу работы у доски. Обращает внимание на поэтические строки А.Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века. Исхода нет…» Ребята, в этом отрывке из стихотворения Александра Блока используются односоставные предложения. Как вы думаете, это случайность или поэт намеренно вводит их в своё произведение, задавшись определённой целью?» Выслушивает ответы, направляет, даёт советы, добавляет от себя дополнения, связанные с определением средств выразительности, увиденных в тексте – эпитетов бессмысленный и тусклый. Подводит итог деятельности детей: «Мы убеждаемся снова и снова, что использование в речи односоставных предложений оправданно, вы знаете особенности всех типов односоставных предложений, следовательно, сможете использовать полученные знания на практике, в жизненных ситуациях» | Работают с заданием, представленным на слайде 5 презентации. Работая у доски, проговаривают морфологические признаки, частеречную принадлежность слов, выступающих в роли сказуемого или подлежащего, аргументируют свои выводы. Участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют умение выполнять литературоведческий анализ текста. «В тексте используются назывные односоставные предложения. Показана динамика в коротких предложениях. Существительные в роли подлежащего позволяют представить картинку перед глазами. Ещё используются безличные и определённо-личные предложения, здесь не назван действующее лицо, как будто всё, о чём говорит автор, может происходить с каждым из нас…» | коммуникативные: планирование учебного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками; познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивные: целеполагание планирование; |
Практическое закрепление | ||
Организует работу по закреплению и оценке полученных знаний - предлагает пройти тестирование с последующим взаимоконтролем и самоконтролем. Объясняет принцип работы с листами оценивания: «Перед вами листы оценивания вашей деятельности на уроке. Сейчас вы выставите свои отметки за выполнение теста. В течение урока каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке, а также работу четырёх членов вашей команды. Последние графы заполняются учителем - я выставлю вам оценку за урок и выведу общую, итоговую отметку» Организует самоконтроль, взаимоконтроль в парах. | Слушают учителя, объясняющего принцип работы с листами оценивания. Выполняют тестовые задания. Осуществляют взаимопроверку и самоконтроль в соответствии с предложенными критериями проверки. Заполняют графу «Тестирование» в листах оценивания - выставляют полученные отметки. Проговаривают результаты. Прогнозируют причины ошибок. | познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение необходимой информации; регулятивные: работа по эталону, планирование деятельности, коррекция |
Решение творческих задач | ||
Организует работу по практическому закреплению темы: «А сейчас начинается самая интересная часть нашего урока – вы сможете проявить свои творческие способности, выполняя задания, направленные на проверку вашего умения применить знания об односоставных предложениях в нестандартных ситуациях» Раздаёт листы с заданиями. Определяет время для работы в команде. Обращает внимание на информацию слайдов 7,8. Объясняет суть задания. 1, 2 команда: Создаём сценарий эпизода чтения письма Хлестакова другу Тряпичкину и эпизода поэмы «Мцыри» - три дня на свободе с использованием назывных предложений. «Ваша задача, ребята, вспомнить самые яркие моменты, сцены, эпизоды, связанные с описанными в данных произведениях событиями. Потом через использование назывных предложений передать внутренне состояние персонажей, стать на время их ушами, глазами и передать, что они видят, слышат, о чём мечтают, сожалеют, чего боятся…» 3 команда: «Немой диктант» - изобразить невербальными средствами общения 5 односоставных предложений («Мне холодно», «В дверь постучали», «Бросаю мяч в корзину», «Я хлопаю в ладоши», «Меня ведут за руку»). «Вам досталось самое оригинальное задание. Представьте, что перед вами знатоки русского языка и одновременно любители игры – вы должны пантомимой, мимикой, движениями, перемещениями по классу без использования голоса, без озвучивания так изобразить предложенный вам текст, чтобы другие назвали загаданное предложение. Перед тем, как изобразить, вы можете сказать: «Это определённо-личное, или – это двусоставное предложение» Делает выводы о результатах каждой команды. Подводит к итогу о том, что «встречи» с односоставными предложениями в их жизненном опыте достаточно часты, а знание и умение использовать данные конструкции необходимо и полезно. | Принимают участие в предложенной учителем работе. Обсуждают в команде пути решения творческих задач в соответствии с рекомендациями, предложенными учителем. Выступают с результатами своей работы. Сценарий от второй команды: «Нам показалось, что состояние лирического героя поэмы «Мцыри» можно выразить так: «Ночь. Тюрьма. Страх. Побег. Голод. Красота. Прекрасный мир свободы. Бой с барсом. Победа. Тоска по родине…» | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное создание способов решения проблем творческого поискового характера; регулятивне: целеполагание планирование деятельности в группе. |
Физминутка | ||
Проводит физминутку – см. слайд 9. Друг к другу повернитесь, Душевно улыбнитесь! Встаём, расправив плечи! Наклоны! Не перечим! И шеей повертеть Всем стоит захотеть. Глаза зажмурить и открыть! Глубокий вздох! И подтвердить, Что знанье – это сила, Нам каждому под силу! | Участвуют в проведении физминутки. Анализируют синтаксис представленных предложений – дают ответы об использовании побудительных определённо-личных предложений, безличных и назывных предложений. Убеждаются в том, что односоставные предложения используются часто в побудительных предложениях. | личностные: формирование установки на ЗОЖ, развитие эмоционально нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе познавательные: самостоятельное выделение необходимой информации |
Подведение итогов | ||
«Ребята, наше занятие подходит к концу. ВЫ сумели продемонстрировать теорию односоставных предложений, и практическое применение полученных знаний. Завершить нашу встречу хочу следующими строками из стихотворения В.Маяковского: «Светить всегда, светить везде! До дней последних донца! Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!» Проанализируем эти стихи, в чём их смысл, особенность употребления предложений?» Выслушивает ответы детей, добавляет от себя: «Велика смысловая нагрузка, идейное содержание четырёх строчек – Маяковский действительно призывает нас «светить», ставя перед собой цель – приносить добро и пользу в этом мире!» | Участвуют в диалоге с учителем. «Снова перед нами односоставные предложения – безличные и назывные. Это лозунг, девиз, призыв ко всем нам. Много восклицательных предложений – значит, автор писал стихотворение, настраивая нас на проявление сильных эмоций…» | Регулятивне: прогнозирование, оценка коммуникативные: умение создавать аргументированное суждение; |
Рефлексия | ||
Предлагает вопросы для рефлексии. Обговаривает необходимость и возможность анализа работы на уроке через заполнение листов оценивания, организует обсуждение в группах. Вопросы для организации рефлексии:
Поощряет работу учащихся на уроке, используя односоставные предложения: «Какие молодцы! Нужно подучить! Не расстраивайся! Твоими ответами заслушались! Горжусь! С вами было интересно! Блистательный ум! Буду вспоминать ваши ответы!» | Участвуют в рефлексии, организованной учителем: «Мы поняли тему, умеем отличать двусоставные предложения от односоставных, знаем типы односоставных предложений, разберём все ошибки, допущенные в тестах. Урок понравился, особенно творческие задания. Ещё понравилось оценивать письменные работы свои и своих одноклассников…»
| личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха учебной деятельности; познавательные: рефлексия способов, условий действия; коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
Домашнее задание | ||
Учитель вручает информационные листы с домашним заданием. Базовый уровень(необходимо выполнить всем учащимся): определить тип односоставных предложений. Повышенный уровень (по желанию: составить инструкцию: «Как приготовить омлет?», используя односоставные предложения |
Тест по теме «Типы односоставных предложений»
1.Среди данных предложений найдите односоставные:
А. А я травок пособираю.
Б. Ложись сегодня пораньше.
В. Больше Саню уж ничто не могло разбудить.
Г. Так вот и живём втроем.
2. Укажите определённо-личное предложение:
А. Прошло несколько дней.
Б. Неожиданно им повезло.
В. Сейчас это пройдёт.
Г. Вот пойдём мимо его дома и скажем.
3. Укажите неопределённо-личное предложение:
А. Не было сил подняться и уйти.
Б. Было очень тихо.
В. Её хвалили и жалели.
Г. Наденьте фуражку, простудитесь.
4. Какая характеристика соответствует предложению:
Помните Крым в двадцать седьмом?
А. Простое, двусоставное;
Б. Простое, односоставное, определённо-личное;
В. Простое, односоставное, неопределённо-личное;
Г. Простое, односоставное, безличное.
5. Какое предложение является безличным:
А. Мне в такой качке не устоять.
Б. Не имею права выходить с вами в такую непогоду.
В. При взгляде на Марусю у меня заныло сердце.
Г. Тащите сюда еду.
6. Найдите грамматическую основу в предложении:
Хорошо в деревнях хлеб пекут.
А. хорошо пекут.
Б. хлеб пекут.
В. пекут.
7.Укажите назывное предложение:
А. Пойдем, старик!
Б. Была ранняя осень
В. Морозный день, конец декабря.
Г. Ты кто
8. Характеристика какого предложения дана неверно:
А. Предлагают начать совещание. (односоставное, определённо-личное).
Б. Здесь продают билеты на футбол. (односоставное, неопределённо-личное)
В.У тебя своих денег нет? (односоставное, безличное)
Г. Осень. Старые платаны, бледное море. (односоставное, назывное)
9. Среди предложений 1-5 найди и отметь односоставное безличное.
1) На борту «Титаника» было более двух тысяч человек – пассажиры и команда судна. 2) Капитан не дал сигнал SOS в нужное время. 3) Команда не знала, что делать. 4) Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх, к шлюпкам. 5)За места в них шла отчаянная схватка.
10. Среди предложений 1-5 найди и отметь сложные, в состав которых входят неопределённо-личные предложения:
1) В старинном приволжском городе, на одной из узких улочек центра, сгорел двухэтажный дом. 2)Он был старый, из тёмного кирпича, с деревянным мезонинчиком.3) Дом считался аварийным, года три назад из него выселили в новостройки последних жителей. 4) Его давно бы сломали, но дом, в числе многих прочих, объявили памятником истории и культуры. 5) Его, действительно, построил какой-то забытый купец еще до Наполеона по своему провинциальному вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...