Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель урока: Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи. Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия. Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_5.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель урока: Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи. Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия. Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.
3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа. Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер
Ход урока. -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи.
Карта урока. Задание №1. «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да», либо «нет».
1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например, синева)
2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.
3. К постоянным морфологическим признакам относятся собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, синтаксическая роль в предложении.
4.К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж.
5.Имена существительные изменяются по родам?
6.Имена собственные пишутся с большой буквы?
7.В словах реч… , молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?
8.Имена существительные имеют 6 падежей?
9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?
11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?
12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением? Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.- О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь)- Какие цели мы можем перед собой поставить? Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном
Должны ЗНАТЬ/ ВСПОМНИТЬ:
• что такое имя существительное;
• грамматические категории имени существительного;
• чем является имя существительное в предложении.
УМЕТЬ: • находить имена существительные;
• определять грамматические категории имён существительных;
• выполнять морфологический разбор имени существительного. - Но прежде, чем перейти к нашей теме урока. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер). - Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их). Найдем значение этого этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Задание№2. Словарно-орфографическая работа. Угадайте загадки.
Даны толкования слов, запишите слова, определите, к какому склонению относятся существительные.
1. Маленький рост, длинный хвост.
Серая шубка, острые зубки. Мышь 3
2. Зимой дрова ест, а летом спит. Печь 3
3. Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса. Шепот 2 4.Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. Росточек 2.
5.Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья). Заросль – 3 6. Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха (путем фотосинтеза) и почвы. Растение 2
7.Покрыться какой-нибудь растительностью: мхом, травой, кустарником.
8.Глухой, обычно тихий звук от трения, лёгкого
соприкосновения с чем-нибудь, шуршание. Шорох 2
Задание № 3. Игра «Конструктор». Соберите пословицы. Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл данного предложения. Какой теме посвящены пословицы?
Человек без Родины - Родины нашей.
Главное в жизн… - соловей без песни.
Нет в мир… краше своё гнездо любит.
Всякая птица служить Отчизн…
Что такое Родина? Верно, Родина-это место, где человек родился. Для всех нас, присутствующих здесь, Родиной является Россия. Но в этой большой стране есть место (маленькая деревня или большой город) ,где родился каждый из нас. Это место называется малая родина. Для меня –это город Курган
Подберите синонимы к слову Родина ( Отчизна, Отечество) Правильно, обращаю ваше внимание на след. Если слово "Родина" имеет значение "страна", то оно пишется с большой буквы. "Защита Родины - священный долг гражданина".. Если речь идет о том месте, где родился человек, конкретное место в стране,(город, деревня), то слово "родина" пишется с маленькой буквы. Составьте предложение со словом родина (устно)
-Ребята, скажите, а как называют человека, который любит свою Родину, который готов отдать жизнь за мир на земле?( ПатриОт)
Правильно, ребята, молодцы. Это слово пришло к нам из греческого языка "Патрис" и в переводе означает "Родина"
Давайте произнесем это слово вслух по слогам. (Патриот) и
запишем в тетрадь. Подчеркните гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.
4.Синтаксический разбор предложения на доске и в тетради В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни. 5.Морфолог. разбор слова жизни (в тетради, проверить 1 устно)
Устали? Физминутка. Наша Родина – Россия
В нашей стране горы – высокие. ( тянемся на носочки)
Реки глубокие. ( присаживаемся на корточки)
Степи широкие. ( руки в сторону)
А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)
Задание № 4. Докажите, что слово Россия может быть любым членом предложения. Определите, в каком предложении слово Россия является обращением. 1. Я люблю мою Россию. 2. Наша Родина - Россия!
3. Я люблю тебя, Россия! 4. С самого рождения я живу в России.
Задание №5. Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Выполните морфологический разбор имени существительного книгу.
А)Мы прочитали книгу и узнали много интересного о подвигах героев.
Определите, какая схема соответствует данному предложению.
[О, О и О ]. [ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ].
Выполните морфологический разбор существительного книгу.
Б)Любите книг… и она откроет вам много интересного.
Определите, какая схема соответствует данному предложению.
[О, О и О ]. [ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ].
Задание № 6. Тест по теме «Имя существительное»
1. Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные: а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак, волшебники;
б) Пришвин, Урал, Сибирь, Карелия.
2.Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные: а) книга, читатель, глаз;
б) Погорельский, Андерсен, Байкал, Москва.
3.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:
а) в усадьб…; б) к деревн…; в) в природ…; г) в Росси… .
4.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:
а) около деревн…; б) в Сибир…; в) в Росси…; г) на Урал… .
5.Укажите существительное с буквой Ё после шипящих в корне слова:
а) ш…пот; б) ш…в; в) ш…рох;
6.Укажите существительное с буквой О после шипящих в корне слова: а) ш…пот; б) капюш…н,; в) ш…рох;
7.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа: а) Альпы, Карпаты, Кавказ; б) брюки, прятки, ножницы;
8.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа: а) студенчество, фарфор, жмурки; б) радость, молоко, крапива.
9.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:
а) от жалост…; б) в природ…; в) о площад…; г) в памят… .
10.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И: а) в деревн…; б) к дач…; в) по дорожк…; г) в жизн… .
11. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым, укажите предложение с однородными членами:
а) Весна играла ручейками деревьям косы расплела. б) Книги спутники всей нашей жизни. в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой. г) В это утро мы славно поработали.
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением: Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
Д. з. Параграф 101. Упр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"
На уроке повторяется изученный материал по теме "Наречие": буквы р-а на конце наречий, буквы о-е в наречиях, дефис в наречиях, слитное и раздельное написание наречий. Урок сопровождается презентацией....
Урок русского языка в 8 классе на тему: "Повторение изученного по теме "Однородные члены предложения"
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами. Планируемые результаты: Предме...
Урок русского языка в 7 классе на тему: "Повторение изученого по теме "Причастие"
Данный урок позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Причастие" на основе материала родного края....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"
Урок русского языка в 7 классе проводится после изучения темы"Наречие" и служит для повторения изученного материала по теме. На уроке повторяется правописание наречий: 0-а на конце наречий, о-е на кон...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Состав слова и словообразование"
Урок в форме игры "Следствие ведут знатоки". Ученики в роли знатоков ведут расследование (выполняют задания по теме повторения раздела, т. е. распутывают "следы"...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Повторение изученного по теме «Причастие».
Данный урок поможет учащимся применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль причастий в художественном тексте....
Урок русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе
Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"...