Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное» Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Павлова Наталья  Леонидовна

Тема: «Повторение изученного по теме  «Имя существительное»   

Цель урока:  ОбучающаяОбобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи.   Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.  Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия. Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_5.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение изученного по теме  «Имя существительное»  

Цель урока:  Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи.   Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.  Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия. Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа. Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер

Ход урока.  -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное.     Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи.

Карта урока.    Задание №1.  «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да», либо «нет».

1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например,  синева)

2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

3. К  постоянным  морфологическим признакам относятся  собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род,  синтаксическая роль в предложении.

4.К  непостоянным  морфологическим признакам относятся  род, число, падеж.

5.Имена  существительные  изменяются по родам?

6.Имена собственные пишутся с большой буквы?

7.В словах реч… , молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?

8.Имена существительные имеют 6 падежей?

9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?

11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?

 12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением?                                                                                                         Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.- О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь)-  Какие цели мы можем перед собой поставить?   Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном

Должны ЗНАТЬ/ ВСПОМНИТЬ:

•  что такое имя существительное;

•  грамматические категории имени существительного;

•  чем является имя существительное в предложении.

УМЕТЬ: •  находить имена существительные;

•  определять грамматические категории имён существительных;

•  выполнять морфологический разбор имени существительного.    -  Но прежде, чем перейти к нашей теме урока.   Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его:   «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).  - Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).    Найдем значение этого этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Задание№2.  Словарно-орфографическая работа.     Угадайте загадки.

Даны толкования слов,  запишите слова, определите, к какому склонению относятся существительные.

 1. Маленький рост, длинный хвост.  

 Серая шубка, острые зубки.  Мышь 3

 2.  Зимой дрова ест, а летом спит.  Печь 3

 3. Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.      Шепот 2                     4.Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища.    Росточек 2.

5.Густо разросшиеся растения (кустарники, деревья).    Заросль – 3                                          6. Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха (путем фотосинтеза) и почвы. Растение 2

 7.Покрыться какой-нибудь растительностью:  мхом, травой, кустарником.

 8.Глухой, обычно тихий звук от трения, лёгкого

 соприкосновения с чем-нибудь,  шуршание.  Шорох 2

Задание № 3. Игра  «Конструктор». Соберите пословицы. Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл данного предложения. Какой теме посвящены пословицы?

Человек без Родины -              Родины нашей.

Главное в жизн… -                  соловей без песни.

Нет в мир… краше                 своё гнездо любит.      

Всякая птица                           служить Отчизн…

Что  такое Родина? Верно, Родина-это место, где человек родился. Для всех нас, присутствующих здесь, Родиной является Россия. Но в этой большой стране есть место (маленькая деревня или  большой город) ,где родился каждый из нас. Это место называется малая родина. Для меня –это город Курган

Подберите синонимы к слову Родина  ( Отчизна, Отечество)  Правильно, обращаю ваше внимание на след.   Если слово "Родина" имеет значение "страна", то оно пишется с большой буквы. "Защита Родины - священный долг гражданина".. Если речь идет о том месте, где родился человек, конкретное место в стране,(город, деревня),  то слово "родина" пишется с маленькой буквы.                                        Составьте предложение со словом родина (устно)

-Ребята, скажите, а как называют человека, который любит свою Родину, который готов отдать жизнь за мир на земле?( ПатриОт)
Правильно, ребята, молодцы. Это слово пришло к нам из греческого языка   "Патрис" и в переводе означает "Родина"
Давайте произнесем это слово вслух по слогам. (Патриот) и
запишем в тетрадь. Подчеркните гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.

 4.Синтаксический разбор предложения на доске и в тетради   В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.  5.Морфолог.  разбор  слова жизни (в тетради, проверить 1 устно)

Устали?   Физминутка.   Наша Родина – Россия

В нашей стране горы – высокие. ( тянемся на носочки)

Реки глубокие. ( присаживаемся на корточки)

Степи широкие. ( руки в сторону)

А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)

Задание № 4. Докажите, что слово Россия может быть любым членом предложения.  Определите, в каком предложении слово Россия является  обращением.  1. Я люблю мою Россию.  2. Наша Родина  - Россия!

3. Я люблю тебя,   Россия!                                                                               4. С самого рождения я живу в России.

 Задание №5. Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.  Выполните морфологический разбор имени существительного  книгу.

А)Мы прочитали книгу и узнали много интересного о подвигах героев.  

Определите, какая схема соответствует данному предложению.

[О,  О и О ].                  [   ],  и [   ].            [О и О ].       [   ],    [   ].      

Выполните морфологический разбор  существительного   книгу.    

Б)Любите книг…   и она откроет вам много интересного.  

Определите, какая схема соответствует данному предложению.

[О,  О и О ].                  [   ],  и [   ].            [О и О ].       [   ],    [   ].    

   Задание № 6.  Тест по теме «Имя существительное»

1. Укажите ряд, в котором перечислены только собственные  имена существительные:  а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак, волшебники;

б) Пришвин, Урал, Сибирь, Карелия.

2.Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные  имена существительные:  а) книга, читатель, глаз;

б) Погорельский, Андерсен, Байкал, Москва.

3.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:

   а) в усадьб…;    б) к деревн…; в) в природ…; г) в Росси… .

4.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:

      а) около деревн…;    б) в Сибир…;  в) в Росси…;  г)  на Урал… .

5.Укажите существительное с буквой Ё после шипящих  в корне слова:

а) ш…пот;  б) ш…в;  в) ш…рох;

6.Укажите существительное с буквой О  после шипящих  в корне слова:       а) ш…пот;    б) капюш…н,;    в) ш…рох;

7.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа: а) Альпы, Карпаты, Кавказ; б) брюки, прятки, ножницы;      

 8.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа: а) студенчество, фарфор, жмурки;  б) радость, молоко, крапива.

9.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:

   а) от жалост…;    б) в природ…; в) о площад…;    г) в памят… .

10.Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:  а) в деревн…;  б) к дач…;  в) по дорожк…;  г)  в жизн… .

11. Укажите  предложение, в котором существительное является сказуемым, укажите предложение с однородными членами:

а) Весна играла ручейками   деревьям косы расплела.                                        б) Книги   спутники всей нашей жизни.                                                          в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.                                                  г) В это утро мы славно поработали.

Продолжите предложения:  Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…  Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:   Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Марк Лисянский

Д. з.  Параграф  101. Упр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"

На уроке повторяется изученный материал по теме "Наречие": буквы р-а на конце наречий, буквы о-е в наречиях, дефис в наречиях, слитное и раздельное написание наречий. Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Повторение изученного по теме "Однородные члены предложения"

Тип урока – обобщение и систематизирование  изученного материала.Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами. Планируемые результаты: Предме...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Повторение изученого по теме "Причастие"

Данный урок позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Причастие" на основе материала родного края....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"

Урок русского языка в 7 классе проводится после изучения темы"Наречие" и служит для повторения изученного материала по теме. На уроке повторяется правописание наречий: 0-а на конце наречий, о-е на кон...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Состав слова и словообразование"

Урок  в форме игры "Следствие ведут  знатоки". Ученики в роли знатоков  ведут расследование (выполняют задания по теме повторения раздела, т. е.  распутывают "следы"...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Повторение изученного по теме «Причастие».

Данный урок поможет учащимся применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль причастий в художественном тексте....

Урок русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе

Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"...