РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "рУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" 9 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Петренко Лиана Эстатьевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена  на основе:   основной  образовательной программы основного общего образования МБОУ Донская СОШ на 2020-2021 учебный год;   примерной  программы  элективного курса по русскому языку «Культура речи»  для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,  «Мнемозина»,  2016 год.   Автор-составитель С.И.Львова;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneur_kultura_rechi_9_kl.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.

                                                                      «Утверждаю

                                                                   Директор МБОУ Донской СОШ

                                                                   Приказ  от   01.09.2020 № 220__

                                                   _____________ С.А. Гордиенко

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                             по           внеурочной деятельности

                             Культура речи

                             Уровень общего образования (класс)

                             основное общее образование    9 класс

                              Количество часов                            33

                              Учитель       Петренко Лиана        Эстатьевна

                                                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа  внеурочной деятельности «Культура речи» для 9 класса составлена  на основе:   основной  образовательной программы основного общего образования МБОУ Донская СОШ на 2020-2021 учебный год;   примерной  программы  элективного курса по русскому языку «Культура речи»  для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,  «Мнемозина»,  2016 год.   Автор-составитель С.И.Львова;

 

Цели   обучения:  развитие  речевой культуры,

 воспитание  бережного и сознательного отношения к родному языку,

 понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

 Задачи:

  • осознанное соблюдение основных норм русского языка;
  • умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
  • умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
  • умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;
  • умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые и грамматические ошибки;
  • умение использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных задач.

Особенностью данной программы является ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно,, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (языковую среду).

Место в учебном процессе

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебных недели из расчёта 1 час в неделю, всего 34 урока

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Личностными результатами являются:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

-владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Предметными результатами являются:

-освоение базовых основ лингвистики;: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

владение формами обработки информации исходного текста;

-умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм, понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

-осознание эстетической функции родного языка, умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

Понятие культуры речи  Ученик научится:

- осознавать речевую культуру как часть общечеловеческой культуры,

- понимать, что такое культура языка, культура речи,

- уважительно относиться к родному языку.

- стремиться к речевому самосовершенствованию.

Норма, её динамика и вариативность.

Ученик научится:

- понимать, что такое норма как историческая категория,

- определять признаки норм,

- знать и различать нормы русского литературного языка

- осознавать процесс формирования нормы литературного языка в историческом процессе.

Основные качества хорошей речи.

Ученик научится:

- определять основные качества хорошей речи,

- соблюдать нормы речевого этикета,

- работать с текстом, анализировать его с точки зрения языковых норм и требований к качеству речи,

- проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать её с точки зрения правильности, содержательности, выразительности,

- владеть всеми богатством выразительных средств языка,

- различать, находить и исправлять фактические , речевые и грамматические ошибки.

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

- анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм.

Нормы литературного языка.

Ученик научится:

- различать нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, акцентологические нормы, словообразовательные, правописные (орфографические и пунктуационные) норм;

– понимать морфологические нормы и их особенности,

- находить речевые ошибки и их классифицировать и редактировать,

- пользоваться справочной литературой по культуре речи,

- владеть навыками правильной устной и письменной речи,

- соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- находить и исправлять речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка,

- соблюдать правила употребления обособленных определений и обстоятельств, обращений, вводных слов и междометий в речи.

- создавать многокомпонентные синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания в них.

Функциональные стили литературного языка. 

Ученик научится:

- различать функционально-смысловые типы речи, знать их особенности,

- определять принадлежность текстов к определенному типу речи,

- создавать собственные тексты различных типов и стилей речи,

- понимать назначение различных деловых бумаг и документов, правильно их составлять,

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

- соблюдать в практике речевого общения основные стилистические нормы современного русского литературного языка.

                                                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Понятие культуры речи  

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. Язык и речь.

Понятие о современном русском литературном языке как основе культуры речи

Язык и его функции в государстве и на международной арене. Состояние языка и духовная жизнь общества. Личность человека в зеркале языка. Языковая и речевая компетентность носителя языка.

Место русского языка в странах СНГ. Подвижные границы языка. Понятие «современный язык». Русский язык современной эмиграции.

Литературный язык в разных сферах человеческой деятельности. Литературный язык как высшая форма национального языка. Основные признаки литературного языка (обработанность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей). Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

2.Норма, её динамика и вариативность  

Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

Понятие вариантов норм. Эволюция языковых норм. Типология норм.

3. Основные качества хорошей речи 

Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Фактические , речевые и грамматические ошибки. Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение. Техника речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

4.Нормы литературного языка

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Акцентологические нормы. Словообразовательные нормы. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Морфологические нормы и их особенности.

Речевые ошибки и их классификация . Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

5.Функциональные стили литературного языка  

Стилистические нормы.

Функционально-смысловые типы речи.

Официально-деловая письменная речь.Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Новые тенденции в практике русского делового письма .

Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

Устная (подготовленная и спонтанная) и письменная речь. Правила и приемы общения и его разновидности (деловое, семейное, развлекательное; индивидуальное и групповое; конфликтное и бесконфликтное). Включение в устную речь книжной лексики, символов письменной речи. Влияние на разговорную речь диалектизмов, жаргонизмов, книжных стилей литературного языка. Внутренняя речь.

Влияние речи устной (разговорной и кодифицированной) на речь письменную. Влияние средств массовой информации на повседневную речь. Изменение ситуаций и жанров общения в области публикаций и личной коммуникации. Изменение стиля массовой коммуникации.

Взаимодействие между литературным языком и нелитературными разновидностями.

6.Невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения, их роль в реализации коммуникативных замыслов. Стандарты и техника телесных движений оратора. Элементы телесных движений: поза выступающего, походка, выражение лица, жесты. Жесты механические, ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, звуковые. Национальный характер жестов. Жесты в устной профессиональной речи. Логическое и эмоциональное воздействие, ассоциативная образность.

                                     

                                               

                                                                       Тематическое планирование

Раздел

Колич.час

1

Понятие культуры речи

2

2

Норма, её динамика и вариативность

7

3

Основные качества хорошей речи

6

4

Нормы литературного языка

12

 5

Функциональные стили

5

6

Вербальные и невербальные средства общения

2

                                                            Календарно-тематическое планирование

П/П

Дата

план

Дата факт

Колич.часов

Контроль

1

2.09

.Понятие культуры речи .

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи

1

2

9.09

Язык и его функции в государстве и на международной арене

1

3

16.09

Норма, её динамика и вариативность Языковая норма как историческая категория

1

4

23.09

Понятие «современный язык»

1

5

30.09

Литературный язык как высшая форма национального языка

1

6

7.10

Норма как основной признак литературного языка

1

7

14.10

Типы и виды норм. Норма и языковая политика.

1

8

21.10

Современные нормативные словари, справочники, пособия

1

9

11.11

Ошибки грамматические и речевые.

1

10

18.11

Основные качества хорошей речи Основные качества хорошей речи. Выполнение практических упражнений, работа с текстом

1

11

25.11

Точность речи. Фактические, речевые и грамматические ошибки.

1

12

2.12

Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение.

1

13

9.12

Техника речи.

1

14

16.12

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

1

15

23.12

Содержательность хорошей речи.

1

16

13.01

Нормы литературного языка

1

17

20.01

Орфоэпические нормы.

1

18

27.01

Лексика. Лексические нормы

1

19

3.02

Акцентологические нормы.

1

20

10.02

Словообразовательные нормы.  Орфография

1

21

17.02

Морфологические нормы и их особенности

1

22

24.02

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

1

23

3.03

Семинар  «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, смешение прямой и косвенной речи».

1

24

10.03

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.

1

25

17.03

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

1

26

31.03

Ошибки в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях

1

27

7.04

Многокомпонентные синтаксические конструкции

1

28

14.04

Функциональные стили. Стилистические нормы.

1

29

21.04

Функционально-смысловые типы речи.

1

30

28.04

Официально-деловая письменная речь.Типы документов.

1

31

5.05

 22.05

Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной

1

32

12.05

Взаимодействие между литературным языком и нелитературными разновидностями

1

33

19.05

 Вербальные и невербальные средства общения. Их роль в реализации коммуникативных замыслов

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы 

  1. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2016.
  2. 2. Цифровые образовательные ресурсы:
  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  4. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  5. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  6. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
  7. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
  8. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс

Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мировая художественная культура"

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г....