Говорят, что есть проблема «отцов» и «детей». Так ли это?
классный час (9, 10, 11 класс)

Граблюк Оксана Александровна

Классный час 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Говорят, что есть проблема «отцов» и «детей». Так ли это?

Тип классного часа:

Нравственный кл.час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.).

Форма проведения:

Беседа или диспут

Эпиграф

« Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя»

(Сократ (470-399 г.г. до н.э))

Ход классного часа.

Добрый день. Меня зовут О.А. Я приехала из небольшого города Киренска, расположенного на севере Иркутской области.  

Я рада, что мне выдалась возможность встретиться с вами и поговорить на волнующие нас вопросы.

Сегодня мы поговорим о проблеме,  которая волновала человечество всегда, это проблема отцов и детей. Я не зря сказала, что это проблема человечества. Ещё Сократ, живший до нашей эры, говорил: « Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».

А может быть, сегодня эта проблема уже не актуальна?

Почему существует конфликт поколений?

Обсуждение в группах.

- разные эпохи, разные ценности. Отцы родились в одной стране, в одной культуре, воспитывались на одних ценностях, дети рождены совершенно в другой стране, в другой культуре, воспитаны на других ценностях. (подсказки)

- разные мировоззрения, взгляды на жизнь;

- время меняется – меняются стереотипы. Старшее поколение внушает правила своего времени, что чуждо детям;

- взрослые забывают прошлое, а молодые не видят своего будущего;

- у молодёжи нет опыта, и они не хотят прислушиваться к старшим;

- люди осторожно относятся ко всему новому, с недоверием;

- из-за эгоизма обеих сторон;

- каждый защищает свои интересы, не желая уступить;

- нежелание и/или неспособность понимать, принимать потребности других;

- детям хочется свободы, а родители понимают, что эта свобода ни к чему хорошему не приведёт;

Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Возможно ли если не убрать, то хотя бы сократить дистанцию между «отцами» и «детьми»?

Вопросы

  1. Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов»?

Но ведь не всё отрицательно. У старшего поколения есть чему поучиться.

2.        В чем бы вы хотели быть похожими на старшее поколение?

 

Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов?

В первую очередь, нужно поставить себя на место своего оппонента. Принять его точку зрения и попытаться понять, что чувствует ваш собеседник и найти выход из создавшейся ситуации.

Релаксационный блок        

Упражнение-медитация «Мой ребенок в будущем» ( на фоне музыки)

Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… Дышите глубоко и спокойно… перенесемся на несколько лет вперед…Вот вы уже выпускники ВУЗов. Перед вами вся жизнь впереди… а теперь вы взрослый самостоятельный человек, желающий иметь семью… и вот вы уже в роли родителя, а перед вами ваш взрослеющий ребёнок… как складываются ваши с ним отношения?

Итак, мы с вами ровесники. Давайте обсудим некоторые проблемы, возникающие с нашими детьми.

Ситуация 1:

Ребёнок в школе очень плохо учится. Вас вызвали в школу. После посещения школы необходимо поговорить с ребёнком. Что вы ему скажете?

Ситуация 1:

Два часа ночи. Ребёнка нет дома.

Ситуация 2:

Сын требует купить модную и дорогую вещь. Сделать это сейчас нет возможности.

Ситуация 3

Вы очень сильно поругались с ребёнком. Наговорили друг другу много всего.  В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

  Вопросы, с помощью которых вам будет легче принять решение.

1.        Что вас в вашей ситуации огорчает?

2.        Как вы будете доказывать свою точку зрения? С помощью эмоций, возмущения, плача, ремня или чего-то другого?

3.        А как можно было предупредить эту ситуацию, не допустить?

К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить себя на место оппонента, до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем.

От другого человека мы ждем понимания (не пытаясь его понять), послушания и согласия (не соглашаясь с ним), уступки (сами не уступая). Может, было бы легче понять друг друга, если бы знать, какими мы хотим видеть друг друга?

Мы возвращаемся к сегодняшнему дню.

Творческий блок

Задание:

  Написать открытое письмо, начав его словами:

 «Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты... В свою очередь обещаю, что я…»

Надеюсь, что наш разговор помог вам хоть немного приблизиться к пониманию сути конфликта. Может быть то письмо, которое вы написали своим родителям, поможет им лучше понять вас.

В заключении хотелось бы сказать: какие бы недоразумения у вас не возникали с родителями, как бы вы ни были далеки от них в понимании тех или иных вопросов, старайтесь не обижать их резкостью и грубостью. Они заслуживают вашей любви и вашего внимания.

Ролик «Воробей»

Да, так устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители  любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И всё же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда – то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Заповеди по воспитанию родителей (для детей)

1. Проявляй внимание. Интересуйся, как самочувствие, как дела на работе . Чем ты старше, тем острее родители переживают твой  отход от семьи. Они боятся стать тебе ненужными. И порою их мелочные придирки и навязчивые вопросы - только средство обратить на себя твое внимание. Уделяй беседе с мамой - папой полчаса в день. И твои усилия не пропадут зря.

2. Расспрашивай "предков" иногда о прошлом. Люди очень благодарны тем, с кем они могут отправиться в обратное путешествие во времени. Кроме того, ты можешь узнать много неожиданного для себя. Может быть, их опыт станет тебе подспорьем в трудной ситуации.

3. Создавай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе не обязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты куда более страшный грешник, чем на самом деле. И постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

4. Разрушай страхи. Родители начитаны - наслушаны всяких кошмаров о современной молодежи. Познакомь домашних с друзьями. Пусть близкие убедятся: ничего дурного вы не делаете!

5. Помогай родителям формировать их, родительский образ, как образ реального воспитателя, с которым можно посоветоваться, которому можно доверять и т.п. Для этого подсовывай им современную литературу о воспитании подростков. Там много пишется о свободе, о самовоспитании, о праве личности на самоопределение.

6. Доказывай, что ты "не один такой". Пусть мама и папа смотрят вместе с тобой молодежные передачи , читают журналы для подростков, слушают современную музыку.

7. Если ты хочешь узнать реакцию близких на какое-то твое решение и боишься, что она будет резко отрицательной, избери метод косвенной консультации. Расскажи о своем друге или подруге, что попали в трудную ситуацию. Попроси совета.  Скорректируй свое поведение согласно услышанному. Это поможет тебе избежать крупного скандала.

8. Если ты хочешь попросить о чем-то важном для тебя, не обрушивай свои требования внезапно, как кирпич с крыши! Начинай подготовку исподволь. Не в лоб: "Папа, мне нужна электрогитара". Но заранее, месяца за четыре, начни посвящать отца в тонкости твоего увлечения музыкой. Докажи, что твое увлечение серьезно - и "предки" от души постараются тебе помочь. Не требуй крокодила - начни с барбуса в мини-аквариуме.

9. Не требуй самостоятельности - проявляй ее! Как тебе могут доверить отправиться в 20-дневный поход, если ты дома «забываешь» застелить свою постель и не умеешь приготовить даже яичницы. Как тебя могут отпустить на вечеринку до 11-ти, если ты даже из школы не можешь вернуться в определенное время?

На деле докажи, что ты взрослый, достойный доверия человек. Держи свое слово. Возьми на себя часть домашних обязанностей добровольно. Если человек ведет себя как взрослый - к нему и относятся соответственно.

Попробуй применить эти десять заповедей на практике. Не пройдет и полгода, как вместо привычного: «Этот ребенок невыносим!» - ты услышишь: «Нет,  у меня с моим чадом нет никаких проблем! Мы прекрасно понимаем друг друга».

Да, чуть не забыли! Десятая заповедь.

10. Не убий. Ни словом, ни поступком.

Совет подросткам "Как избежать ссоры с родителями"

Нужно помнить, что в ссоре не рождается истина и что ссора не решает проблемы. Она лишь портит настроение и негативно влияет на здоровье собеседников, поэтому ссору необходимо «погасить» в самом начале. А для этого нужно быть просто веселым и находчивым. И эту роль должны взять на себя ученики, потому что у родителей гораздо больше проблем. Приведу Вам пару примеров, и Вы поймете как  нужно вести себя в ситуации ссоры.

Пример №1 Мама приходит с работы домой с полными сумками продуктов, у нее неприятности на работе, она устала. Ей предстоит еще приготовить ужин и сделать много домашних дел. Мама входит в кухню, и оттуда вы слышите ее голос:

– Опять ты не вымыл посуду, опять не вынес мусор?

Вы же как разговариваете со своими родителями?

– Да, я не вынес мусор, я не вымыл посуду, у меня сегодня семь уроков, я устал!!!…

А нужно выйти и спокойно сказать:

– Да, мама, я еще и с собакой не погулял… Она сказала, что не хочет.

Пока мама поймет, что за чушь вы говорите, да еще вспомнит, что и собаки-то у вас никакой нет, пройдет несколько секунд. Этого достаточно, как показала практика, чтобы перевести человека в другое эмоциональное состояние. То состояние, в котором она была, ушло и вернуться к нему достаточно сложно. Ссоры не состоится. Но, напоминаю, ссоры, так же как и их отсутствие, не решают проблем, и вы должны вымыть посуду, вынести мусор и это займет у вас 5–7 минут, а ссора бы продолжалась 10–20 минут и еще полдня не разговаривали бы.

Пример №2 Мама приходит с родительского собрания, и по шороху наспех скинутого пальто и по молниеносно расстегнутым сапогам вы понимаете, что ссоры не избежать.

– Артем, иди сюда!!!

Слышите вы из коридора. Выйдете, закинув руки на лопатки, чуть-чуть прихрамывая. Чуть-Чуть!!! Не нужно пугать маму, она любит вас и ваше здоровье – это самое дорогое, что у нее есть.

Мама выходит из прежнего эмоционального состояния и переходит в другое. Автоматически появляются мысли в голове, почему у вас такая странная поза?

Но не всякую маму это остановит:

– Ты еще и издеваешься?

Выпрямитесь и спокойно скажите:

– Ногу отсидел, уроки делал.

И обнимите ее, и шепните на ухо:

– Представляю, какой стресс ты испытала на собрании, пойдем, поговорим об этом.

Вы избежали ссоры. Но в разговоре пообещайте, что в ближайшее время вы постараетесь исправить оценки. И вы их исправите, потому, что у вас осталось достаточно сил и хорошего настроения для этого!

•        “Счастлив тот,   кто счастлив   у себя  дома” Л.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проблеме отцов и детей в современном мире

О проблеме «отцов и детей» в современном миреО проблеме «отцов и детей» чаще всего мы, взрослые, задумываемся тогда, когда наши дети перестают поступать так, как нам хочется. Мечтая воспитать в ...

Диспут для старшеклассников "Проблемы отцов и детей"

Небольшой диспут для старшеклассников...

Проблема отцов и детей в современной литературе

Данная работа  представляет собой исследование вечной проблемы отцов и детей  на примере творчества современных писателей....

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

Материал для методического заседания классных руководителей "Проблема «отцов и детей» или «ценностей и жизненных установок»?"

Учение о преемственности поколений зародилось достаточно давно.Жан Кондорсе (французский писатель, ученый-математики политический деятель, 1743-1794 г.г.) писал о том, что поколение – это нетоль...

Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»

Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор».  В процессе работы над проектом учащиеся, ...

классный час "Проблема отцов и детей"

Классный час «Говорят, что есть проблема «отцов» и «детей». Так ли это?...