"Слово за́ слово" - внеклассное мероприятие, посвящённое Дню словаря
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

          Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_meropr_5_kl.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слово за́ слово

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню словаря

Цели:

  • познакомиться с личностью В.И.Даля;
  • узнать о его вкладе в изучение и   развитие русского языка;
  • прививать любовь к родному языку, стремление к  его изучению;
  • воспитывать трепетное отношение к слову.                                                                            

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний, умений навыков по русскому языку.

Воспитательная: воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся

Оборудование: Презентация, видеофрагмент о В.И. Дале, карточки-задания

Ход мероприятия:

I.Оргмомент

II.Актуализация знаний

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире.  На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно. А помогает нам в этом …  

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но всё знает. 

Кто его открывает, 

Тот всё понимает. (Словарь)   (показывает словарь)

-Что же такое словарь?  (…) Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

Ребята! Сегодняшнее мероприятие называется «Слово зА слово», и   посвящено удивительному человеку, Владимиру Ивановичу Далю, который всю свою жизнь отдал великому русскому языку.

Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как учёный. А ещё он всю жизнь собирал слова...  (Дальше, если времени мало, можно посмотреть видеоотрывок – 1 мин.)

Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал своё первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вёз Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на днёвке где-нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря.

53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырехтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200 000 слов письменной и разговорной речи. Это самый объемный языковой словарь, представляющий до сих пор огромный интерес.

Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.

А сейчас давайте  немного поиграем.

III.Основная часть

Класс делится на две команды. Дают командам название и выбирают  капитана.

1)Разминка. За правильный ответ дается 1 очко.
Вопросы 1 команде

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) 
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (Тень) 
3. Чем больше берёшь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо) 
5. Какой месяц короче всех? (Май)
6. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (Кот) 
7.
Какие местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)

Вопросы 2 команде

1. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале)
2.Чем кончаются и день, и ночь? (ь)
3.В каком слове сорок гласных?  (Сорока)
4.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на -Я, ни на -А. (Любовь)
5.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? (Ка-ша)
6.Половина какой буквы даёт название войсковой части? (Пол-к)
7.В каком слове семь гласных? (Семь-я)

Первый конкурс:  «Ударение – волшебное превращение».

 

Учитель: Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Например: Солнце сЕло за селО
             
Нам ужасно повезло.

        (пояснение: сЕло - опуститься с высоты, прекратив движение, полёт.

                                селО – большое крестьянское селение.

Задание: Расставьте в выделенных словах ударение, объясните.

Приглашаю по 1 ученику от команды. За правильный ответ даётся 2 очка.

1 команда

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

(замОк – приспособление для запирания чего-нибудь ключом.

зАмок – дворец и крепость феодала)

2 команда

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

(бЕлка-небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом, а также мех этого зверька.

белОк-1. Прозрачная часть яйца, белеющая при варке. 2. Выпуклая непрозрачная белая оболочка глаза.)

 

Второй конкурс «Новые слова»

 В два столбика записаны имена существительные. Сгруппируйте  их попарно,  образовывая  новые слова. 

Например: Вес  ……      Ника

                    Земля…..точка             
Пол               ежи 
Банк              оса 
Яр                 вал 
Вол                кот 
Зал                рот 
Бой               марка 
Сено             рис 
Кипа             окно        

     

(Полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис)

Скороговорки В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок. Нужен 1 игрок из команды. Вытягиваем скороговорку. Учим её, пока команда выполняет задание

  • Сыворотка из-под простокваши.
    Говори, говори, да не заговаривай.
    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
    Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
    Ткёт ткач ткани на платок Тане.
    Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
    Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

А у нас с вами – Третий конкурс «Продолжи пословицу» (выполняем все вместе для разминки)

  • Куй железо....  (пока горячо)
    Не зная броду.... (не суйся в воду)
    Грамоте учиться..... (всегда пригодится)
    Береги платье снову..... (а честь смолоду)

Знаете ли вы пословицы и поговорки о языке? Выберите вторую часть.

1 команда.

Что написано пером…

а знает, что горько, что сладко

Изучить второй язык…

а горами ворочает

Язык не лопатка…

не вырубишь топором

Мал язык…

прожить вторую жизнь

2 команда

Ученье – свет…

к славе ведут

На языке мёд…

вылетит- не поймаешь

Ученье и труд…

а неученье - тьма

Слово не воробей…

под языком лёд

А пока ребята работают, послушаем наших скороговорщиков. (…) И проверим пословицы.

Четвёртый конкурс «Угадай –ка!»

Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвёртое, которое относится к третьему так же, как второе к первому

                           Например: футбол – мяч, лёд - коньки

1 команда

Стол – скатерть, пол - …… (ковёр, палас)

Толстый – тонкий, безобразный - ….. (красивый)

Университет – студент, море-…….(моряк)

Пчела – мёд, корова - ……..(молоко)

2 команда

Чай – сахар, суп - ….. (соль)

Нога – костыль, глаза-…. (очки)

Больница – лечение, школа-…..(учение)

Дерево – ветки, рука-….(пальцы)

Пятый  конкурс « Фразеологические загадки»

Вы должны разгадать фразеологизм по толкованию. Например, М.Ю.Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке», а вообще-то, они есть даже у стен…Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать, заменяя аплодисменты…. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.   (уши)

Итак, для первой команды:

  • Не бельё, а можно вешать…
  • Не орех, а может раскалываться….
  • Не игрушка, а можно ломать….
  • Она бывает горячей, дырявой, садовой….
  • Лучше, если их две. …
  • Если вас что-то беспокоит, она болит….
  • А если человек кого-то сильно подвел, ее могут намылить или даже снять.   

                                                                                       (ГОЛОВА)

Для второй команды:

  • Её выпрашивает дырявая обувь. …
  • Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у ученика в голове;
  • а если все выучил, но невнятно излагает мысли — она перемещается в рот…
  • Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело,
  • и расхлебывают после его выполнения. …
  • При этом ее никак нельзя испортить маслом. … (КАША)

А пока жюри подводит итоги, мы проведём игру «Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и поставить его на место.

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился,

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

 

  • Закричал охотник «Ой!

Двери  гонятся за мной!»  (звери)

 

  • На виду у детворы крысу (крышу)

Красят маляры.

 

  • Посмотрите-ка, ребятки,

Баки  выросли на грядке.

(маки)

 

  • Куклу выронив из рук,

Саша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами».

 

  • Говорит один рыбак:

«В речке выловил башмак».

Но зато ему потом,

На крючок попался дом.

(сом)

 

  • Тает снег, бежит ручей,

На ветвях полно врачей

        (грачей).

Слово Жюри

Награждение

Для игроков

«Ударение – волшебное превращение».

«Ударение – волшебное превращение».

1 команда

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

2 команда

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

«Новые слова»

«Новые слова»

          Пол               ежи 
         
Банк              оса 
         
Яр                 вал 
         
Вол                кот 
         
Зал                рот 
         
Бой               марка 
         
Сено             рис 
         
Кипа             окно        

           Пол               ежи 
         
Банк              оса 
         
Яр                 вал 
         
Вол                кот 
         
Зал                рот 
         
Бой               марка 
         
Сено             рис 
         
Кипа             окно        

Сыворотка из-под простокваши.

Говори, говори, да не заговаривай.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.

Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

«Продолжи пословицу»

   Для 1 команды

Что написано пером…

не вырубишь топором

Изучить второй язык…

прожить вторую жизнь

Язык не лопатка…

а знает, что горько, что сладко

Мал язык…

а горами ворочает

«Продолжи пословицу»

   Для 2 команды

Ученье – свет…

а неученье - тьма

На языке мёд…

под языком лёд

Ученье и труд…

к славе ведут

Слово не воробей…

вылетит- не поймаешь

«Угадай-ка»       1 команда

«Угадай-ка»       2 команда

Стол – скатерть, пол - …

Толстый – тонкий, безобразный - …

Университет – студент, море-…

Пчела – мёд, корова - …

Чай – сахар, суп - …

Нога – костыль, глаза-…

Больница – лечение, школа-…

Дерево – ветки, рука-…

Для жюри

«Новые слова»:

Полоса, банкрот, ярмарка, волокно,

 залежи, бойкот, сеновал, кипарис

«Продолжи пословицу»

1 команда.

Что написано пером…

не вырубишь топором

Изучить второй язык…

прожить вторую жизнь

Язык не лопатка…

а горами ворочает

Мал язык…

а знает, что горько, что сладко

2 команда

Ученье – свет…

а неученье - тьма

На языке мёд…

под языком лёд

Ученье и труд…

к славе ведут

Слово не воробей…

вылетит- не поймаешь

«Угадай-ка»       1 команда

«Угадай-ка»       2 команда

Стол – скатерть, пол – ковёр

                                              (палас)

Толстый – тонкий,

           безобразный - красивый

Университет – студент, море-моряк

Пчела – мёд, корова – молоко

Чай – сахар, суп - соль

Нога – костыль, глаза - очки

Больница – лечение,

                          Школа - учение

Дерево – ветки, рука – пальцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....

Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина

Внеклассное мероприятие  ожизни и реформах П.А. Столыпина....

Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.

Данное мероприятие  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику Дню Матери «Это вечное слово – МАМА!»

Цель мероприятия:Воспитать доброжелательное отношение к Женщине - Матери, воспитать чувство уважения, любви к родителям, старшим. Создать теплый нравственный климат между поколениями, пробудить во взр...

Сценарий внеклассного мероприятия , посвящённого Дню Матери "Прекрасно и нежно звучит слово МАМА".

Предлагаю Вашему вниманию сценарий праздника " Прекрасно и нежно звучит слово МАМА" . Данный сценарий может быть полезен как учителям, так и учащимся. Учащиеся моего 5-го класса рассказывая о своих ма...

Внеклассное мероприятие. Лингвистический праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»

Лингвистический праздник «Словарь – мой друг и помощник», способствующий развитию интереса к родному языку и воспитанию потребности изучать его....