Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Шустова Ирина Владимировна

Заданию дают возможность отобразить высокий уровень знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiada_9_kl_russkiy.zip35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

г. Пыть-Ях

2022-2023 учебный год                                                                                                                                                                        Олимпиадные задания, 9 класс

Время выполнения –120 минут

Задание 1.

Как известно, на стыке предлога и существительного могут происходить различные фонетические изменения. Даны предложно-падежные сочетания. Определите, какой согласный звук произносится на месте последней буквы предлога: без Бори, без Кости, без зимы, без сети, без шашки, без жалости.

Выберите ряд, содержащий правильный ответ.

 1) бе[з] Бори, бе[с] Кости, бе[з’] зимы, бе[с’] сети, бе[ш] шашки, бе[ж] жалости

 2) бе[з] Бори, бе[с] Кости, бе[з] зимы, бе[с’] сети, бе[ш] шашки, бе[ж] жалости

 3) бе[з] Бори, бе[с] Кости, бе[з’] зимы, бе[с] сети, бе[с] шашки, бе[ж] жалости

4) бе[з] Бори, бе[с] Кости, бе[з’] зимы, бе[с’] сети, бе[ш] шашки, бе[ж’] жалости

Ответ: 1. 2 балла

Задание 2.

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Грядый же слезенъ доиде етеры рѣкы; видѣв же ю́ водну, убояся вкупѣ пренести обѣ отрочатѣ. (2)Взем же на рамо отроча преплуть рѣку, о сь поль другое оставль; пренесъ же положи на земли и възвратися, хотя другое пренести. (3)И внегда бысть посредѣ рѣкы, видѣ, яко левъ восхыти отроча его, бѣжить.

2.1 Какой частью речи является слово слезенъ из предложения (1)?

 1) существительным

2) прилагательным

3) местоимением

4) глаголом

5) наречием

 6) частицей

Ответ: 2. 1 балл.

2.2 Запишите в поле ответа современное соответствие слову рамо из предложения (2). Ответ запишите в начальной форме.

Ответ: плечо. 5 баллов.

 2.3 Выпишите из текста наречие, которое исторически образовалось путём сращения предлога и формы местного падежа существительного со значением «куча, толпа».

(Если это слово в тексте записано с использованием букв, которых нет в современном русском алфавите, запишите его в современной орфографии.)

Ответ: вкупе. 1 балл.

 2.4 Что означает слово отроча в предложении (3)?

1) добавочное действие

2) признак предмета

3) признак действия

4) объект, на который направлено действие

5) субъект, который выполняет действие

Ответ: 4. 1 балл

2.5 Перечитайте древнерусский текст ещё раз. Переведите его на современный русский язык. Выберите вариант(-ы), в котором(-ых) дан(-ы) верный(-ые) перевод(-ы) отдельного(-ных) фрагмента(-ов) текста.

1) …селезень дошёл до некоторой реки…

 2) …отрок, сильный плут, говорил…

 3) …возвратился, желая другого перенести.

 4) И когда был на середине реки, увидел,..

Ответ: 3, 4.

За каждый правильный ответ – 2 балла. За неправильные ответы начисляются штрафные баллы. Всего 4 балла.

Задание 3.

Прочитайте примеры и выполните задания.

1) Спроси его, не нужна ли помощь.

 2) Последуй я совету отца, не попал бы в беду.

3) Если решите приехать к нам, дайте телеграмму.

 4) Ребёнок до такого не додумался бы, будь он даже семи пядей во лбу.

5) Дай бог вспомнить, что было вчера.

 6) Давайте поедем к морю, раз появилась такая возможность.

 7) Да здравствуют наши учителя, которые дарят нам свет знаний!

 8) Так темно на улице, что хоть глаз выколи.

9) Возьми клубочек, и пусть он всегда указывает тебе дорогу.

10) Дай слово никому не рассказывать о том, что ты сейчас узнал.

3.1 Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения сказуемого выражает значение условия.

3.2 Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения сказуемого выражает значение уступки.

3.3 Укажите номер примера, в котором форма повелительного наклонения глагола в придаточной части входит в состав фразеологизма.

 3.4 Укажите номер примера, в котором сказуемое в главной части сложноподчинённого предложения выражено глагольным фразеологизмом в форме повелительного наклонения.

Ответ:

3.1) 2;               3.2) 4;              4.3) 8;                 3.4) 10.

За каждый правильный ответ – по 2 балла.

Задание 4.

Прочитайте текст и выполните задания. Дан текст первой части романа Людмилы Петрушевской «Бурлак».

Сяпали Калуша с Помиком по напушке и увазили Ляпупу. А Ляпупа трямкала Бутявку.

 А Калуша волит:

 – Киси-миси, Ляпупа!

 А Ляпупа не киси и не миси, а трямкает Бутявку. Полбутявки y Ляпупы в клямсах, полбутявки по бурдысьям лепещется.

А Помик волит:

 – Калуша, Ляпупы, трямкающие бутявок, не волят «киси-миси», а то бутявки из клямс вычучиваются.

 А Калуша волит:

 – А по клямсам? За некузявость?

 И – бздым! – Ляпупу по клямсам.

Ляпупа разбызила клямсы и как заволит:

– Оее! Оее! Бутявка из клямс Ляпупы вычучилась, вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

 – Киси-миси, Ляпупа!

А Ляпупа усяпала с напушки и за напушкой волит:

– Киси-миси, Помик. А Калушаточки-то не помиковичи!

                                                                                                                         (1992)

4. 1  Определите начальную форму для слова «волит». Если у вас появилось несколько вариантов, укажите их все, установив аналогии.

Ответ:

Волить, волеть, волять.

 По 1 баллу за каждый ответ, всего 3 балла. Порядок слов любой.

 

4. 2  Выпишите звукоподражание (междометие). 

Ответ:

 Оее. 1 балл. Пояснение. Волить (по аналогии с «молить», «солить», «валить»), волеть (по аналогии с «лететь», «болеть» (безличн.) и проч.), волять (по аналогии со «стоять»).

4. 3 Заполните пропуски.

Фразеологизм _____(1) употребляется в значении «сильно любить, закрывая глаза на недостатки». В этом фразеологизме есть глагол _____(2), который является этимологически родственным наречию _____(3) со значением «случайно, без намерения». Оба этих слова родственны глаголу _____(4) со значением «утратить надежду». Исторически от этого глагола образовано прилагательное _____(5), которое в современном русском языке имеет разные значения, среди которых «безрассудно смелый, связанный с риском» и «чрезвычайный по силе своего проявления».

Ответ:

1) души не чаять, 2 балла

 2) чаять, 1 балл

 3) нечаянно, невзначай 1 балл

 4) отчаяться, 1 балл

 5) отчаянный, 2 балла

Итого 7 баллов.

Задание 5.

 Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный фразеолгизм.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.


Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.

Всего 4 балла

Задание 5.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав количество суффиксов  в каждом слове.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.


Ответ.

7 суффиксов. (5 баллов)

За каждый правильный ответ  1 балл. Всего 10 баллов

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар - ин – н – ый – 2 суффикса.

Задание 5.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Фильм, который не стоит смотреть» (Объём не менее 50 слов)

 Критерии оценивания (всего 53)

1.Оъём -5баллов

2. Соответствие теме -2 балла

3. Наличие аргументов -10 баллов

4. Оригинальность -10 баллов

5. Соблюдение речевых норм -10 баллов

6. Соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм -10 баллов

7.Эрудиция- 6 баллов

 Всего 100 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...