Принципы и методы изучения лексики в школе
статья по русскому языку
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы и методы изучения лексики в школе
В методике лексикологии и фразеологии, как и в других разделах методики русского языка, используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, научность, связь теории и практики) и специальные принципы, исходящие из особенностей изучаемых лексических и фразеологических явлений. Данные принципы представлены методистом Барановым М.Т. [2, с.275].
Учитывая особенности лексических и фразеологических явлений, для раскрытия их сущности нужно опираться на соотнесение слова с реалией, обозначаемой данным словом – экстралингвистический принцип; лексического и грамматического значений слова – лексико-грамматический принцип; единиц лексической парадигмы друг с другом – системный принцип; слов и фразеологизмов по сферам их употребления – функциональный принцип; истории слова или фразеологизма с историей реальности – исторический принцип. Из перечисленных сопоставлений создается совокупность специфических принципов, то есть основных исходных положений методики изучения лексики и фразеологии в школе. Характеристика принципов
- Экстралингвистический принцип заключается в необходимости сопоставления слова и реалии и происходит из единства означаемого и означающего. Данный принцип применяется к словам с конкретным значением. Опора на экстралингвистический принцип подразумевает показ школьникам предмета или рисунков этих предметов, либо того и другого. В учебниках по русскому языку для пятого и шестого классов имеются рисунки, которые помогают организовать наблюдения над многозначными словами, синонимами, антонимами и другими лексическими явлениями. В соответствии с характером изучаемых лексических единиц и целей их изучения в учебниках одни рисунки показаны без подписей, а другие рисунки сопровождаются подписями. Каждая из этих групп рисунков по-разному используется на уроках: при анализе рисунков без подписи ученики подходят к слову от изображения предмета, а при анализе рисунков с подписями – от слова к предмету. Соотношение слова и реалии отражено в определениях изучаемых лексических единиц, которые закрепляют сущность соответствующего явления и позволяют учащимся легко отличить его от других явлений. Таково, например, определение антонимов: «Противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова» [3, с.12].
- Лексико-грамматический принцип. Лексические разряды, в которые объединяются изучаемые лексические единицы, тесно связаны с грамматикой. Например, омонимы – не все слова, имеющие разное лексическое значение, но одинаковое произношение и написание, а только те слова, которые принадлежат одной части речи. Например, ключ (от замка), ключ (ручей) являются омонимами, так как оба слова существительные, но такие слова, как стих (действие) и стих (предмет) не являются омонимами, так как принадлежат разным частям речи. «Сопоставление лексических и грамматических значений слов играет большую роль, так как реализация данного принципа позволяет точнее раскрыть сущность изучаемого лексического явления, предупредить ошибки у школьников в разграничении сходным в чем-либо явлений» [1, с.134]. Без лексико-грамматического принципа не обойтись в работе со словами, имеющими абстрактное значение. Грамматическая характеристика слов входит в определение термина как его основной отличительный признак, например «паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различающиеся по значению».
- Системный принцип. Данный принцип используют при изучении многозначных слов, антонимов, омонимов. В учебниках по русскому языку для пятого и шестого классов системный принцип реализован в виде материалов для наблюдения, задания к упражнениям.
- Функциональный принцип. Слова в языке выполняют номинативную функцию и функцию личностного отношения. Одни слова употребляются во всех стилях языка, другие – имеют преимущественное употребление только в одном из стилей языка в зависимости от того, какая из функций языка реализована: общение, сообщение. Вот почему лексические значения необходимо рассматривать с учетом их стилистического расслоения, то есть пользоваться данным принципом. В будущем это обеспечит словарную подготовку при написании изложений и сочинений определенного стиля.
- Исторический принцип применяется в изучении лексических явлений, связанных с происхождением и развитием словарного состава языка, а точнее сказать: заимствованных слов, архаизмов и новых слов. Осуществление данного принципа позволяет сформировать у школьников материалистичный взгляд на развитие словаря и через него на развитие языка. Этот принцип показан в учебниках по русскому языку для 6 класса в теоретической части о лексических явлениях и в изображениях, которые позволяют понять в общем виде связь истории предмета и истории слова.
При обучении лексическим понятиям используют те же учебно-познавательные методы, применяющиеся в методике русского языка в других разделах, таких как самостоятельный анализ школьниками теоретической части, беседа, слово учителя, самостоятельный анализ упражнений.
В учебниках по русскому языку теоретическая часть заключена в рамки или обозначена знаком. Также авторы учебников дают материалы для наблюдения и в конце каждого параграфа учебника дана система вопросов для самопроверки.
Выбор познавательных методов обучения русскому языку зависит от изучаемых лексических и фразеологических явлений. Для формирования лексикологических и фразеологических умений используют специальные
упражнения:
- общие упражнения, изучающие каждое лексическое понятие;
- частные упражнения, которые индивидуальны для каждого лексического понятия.
- Лексическое явление, находящееся среди слов, в словосочетании, в предложении или в связном тексте. Для выполнения данного упражнения школьники должны знать различительные признаки каждого лексического явления.
- Выбор примеров, показывающих изучаемое лексическое явление. Для выполнения этого упражнения ученики выбирают слова печатных
источников (например, словарей, учебников) или по памяти.
- Выяснение роли лексического понятия в тексте. С помощью данного упражнения создаются условия для закрепления свойств изученных лексических единиц и для понимания изобразительно-выразительных средств в художественных произведениях.
- Объединение в группы изучаемых лексических явлений. Для выполнения этого упражнения учеников необходимо подготовить для установления единого основания деления слов на группы.
- Поиск и исправление лексических ошибок. Для выполнения данного упражнения материалов служат группы лексических единиц, которые составлены по нескольким основаниям.
- Составление таблиц лексических понятий. Для того чтобы выполнить это упражнение, следует показывать способы расположения материала по вертикали и горизонтали.
- Лексический разбор. Этот метод был определен Н.М. Шанским.
Суть данного упражнения в том, чтобы охарактеризовать слова с точки зрения особенностей лексических понятий. Это упражнение выполняется при помощи словаря.
Существует несколько видов упражнений для формирования умений и навыков использования толкового словаря.
- Поиск в словарной статье толкового словаря ее структурных элементов. Данное упражнение закрепляет знания учащихся о структуре словарной статьи. Учеников можно попросить назвать заглавное слово, грамматические пометы, толкование лексического значения слова и примеры потребления слова.
- Поиск в словарях слов по тем или иным пометам. Это упражнение учит детей применять знания о тех или иных свойствах слова.
- Составление словарной статьи того или иного слова. Это упражнение требует обобщения знаний ученика о слове, о составлении словарной статьи. Учащиеся должны помнить о слове по его признакам: часть речи данного слова; однозначность, многозначность; устаревшее или нет, ограниченное в употреблении или общеупотребительное.
- Составление кроссворда.
Все вышеперечисленные упражнения помогут сформировать у обучающихся умение пользоваться толковым словарем.
Задачи изучения лексических единиц в школьном курсе лексикологии разнообразны, поэтому и виды лексических упражнений, и характер заданий к ним разный. Это зависит от изучения лексического явления и формирует лексические умения.
Список литературы:
- Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст]: / пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. 275 с.
- Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе
[Текст]: / Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 368 с.
- Проценко, Д.Д. К вопросу изучения фразеологии в школе / [Текст]: Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе. – М., 1978. 315 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.
Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.
В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...
Активные формы и методы изучения немецкого языка в международной школе города Мюнхена.
В 2010 году была на стажировке в городе Мюнхене. Международная "Инлингвашуле" школа, где учатся немецкому языку иностранцы, приятно удивила доброжелательным отношением к гостям школы и высоким у...

Формы и приемы использования игровых методов обучения лексики в старшей школе
Обучение иностранному языку - это, прежде всего обучение лексике, т.е. правильному пониманию и употреблению слов. При формировании и формулировании мысли лексические средства играют большую роль. ...

Формы и приемы использования игровых методов обучения лексике в старшей школе
В материале представлены игровые методики для работы по введению новой лексики на уроках иностранного языка...

Эффективные методы изучения лексики на уроках иностранного языка
Материал содержит описание эффективных методов изучения лексики на уроках иностранного языка. Материал подкреплен примерами....

Доклад "Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"
quot;Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"...