Доклад "Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"
материал (5 класс)

Нустрова Ольга Алексеевна

"Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_foneticheskie_assotsiatsii.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г Талдома

Доклад на тему

«Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка».

                                                                  Подготовила: учитель английского языка

                                          Нустрова Ольга Алексеевна

2020-2021 уч. год

Тема: «Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка».

Цели:

  • изучение метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка
  • реализация творческого потенциала учащихся как субъекта самостоятельной учебной деятельности;

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление и расширение лексических навыков, навыков выражения своего мнения по теме;
  • выявить особенности применения метода ассоциаций на уроке английского языка

Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения и уважения к культуре англоязычных стран;
  • воспитание духовных и нравственных качеств.

Процесс обучения иностранному языку состоит из нескольких компонентов. Одним из них является обучение лексическим навыкам. Усвоение лексике является важнейшим звеном при обучении английскому языку на всех этапах, так как невозможно знать язык, говорить на нем не владея средствами языка, словами.

Я считаю, что на уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. И именно благодаря этому проекту учащиеся на моих уроках быстрее усваивают новую лексику и без труда используют её в новой коммуникативной ситуации. Основоположник данной методики неизвестен, но ассоциативный способ запоминания иностранных слов упоминается уже в литературе конца девятнадцатого века. Одним из первых научных исследований посвященных этому методу было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях (там этот метод называется методом ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Высокая степень эффективности применения этого метода была доказана в результате этого эксперимента по сравнению с обычным заучиванием.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Метод фонетических ассоциаций является одним из нетрадиционных методов. Он недостаточно широко распространен среди приемов и методов, традиционно используемых на уроках английского языка, и не слишком подробно описан в методической литературе. Однако в последнее время интерес к этому методу значительно возрос. Год назад, я случайно наткнулась на этот метод в интернете, и он мне пришелся по душе. И оказалось, что не зря. Помню, как очень переживала, когда впервые на уроке предложила его детям. Они с огромным интересом изучали новые слова. Ведь существует несколько приемов по работе с данным методом.

Применение метода фонетических ассоциаций

Одна из эффективных техник запоминания иностранных слов – фонетические ассоциации. Она подходит как детям, так и взрослым вне зависимости от возраста, занятий и образа жизни.

1. Суть этой техники в том, что к иностранному слову, которое нужно запомнить, подбирается созвучное слово из родного или любого другого языка, который уже известен. Чтобы запомнить слово при помощи фонетической ассоциации (созвучия) нужно следовать плану из 4 пунктов:

1 – подобрать созвучное слово.

2 – представить такой образ или ситуацию, из которой будет ясно значение слова и в которой присутствует созвучное слово.

3 – нужно добавить в представленную картинку, образ или ситуацию как можно больше чувств и эмоций, то есть сделать ее яркой и живой. Чем больше эмоций будет использовано, тем больше видов памяти будет задействовано. Это во много раз эффективнее, чем зубрить слова списком.

4 – через некоторое время еще раз повторить, представлять этот образ, картинку или ситуацию и постараться прочувствовать ее.

Таким образом, слово закрепится, запомнится в долговременной памяти.

Проиллюстрировать фонетическую ситуацию можно на примере нескольких английских слов.

Первое слово возьмем – run [rʌn], которое переводится, как бегать.

1 – ищем созвучное слово в русском языке. Оно созвучно со словом ранец.

2 – создаем образ или ситуацию. Представляем, что мы надели ранец и побежали.

3 – добавляем чувства и эмоции. Представляем майский день, солнце, жару, тяжелый ранец и мы бежим с ранцем, испытывая усталость, тяжесть, дискомфорт и др. чувства.

4 – несколько раз представляем эту ситуацию, чтобы как можно ярче ее прочувствовать.

Второе слово возьмем – car [kɑː], которое переводится как автомобиль, легковая машина.

1 – ищем созвучное слово в русском языке. Оно созвучно со словом каркать.

2 – создаем образ или ситуацию. Представляем, что едет машина, а за рулем сидит ворона и каркает. Чем более комичной кажется ситуация, тем лучше, поскольку такие образы лучше запоминаются.

3 – добавляем чувства и эмоции. Представляем едущую машину, за рулем которой сидит каркающая ворона – это вызовет удивление, смех или страх.

4 – несколько раз представляем эту картинку в разных ситуациях – в городе, в лесу в поле и т.д.

Третье слово, которое мы представим – sand [sænd] – песок.

1 – ищем созвучное слово в русском языке. Оно созвучно со словом сэндвич.

2 – создаем образ или ситуацию. Мы лежим на пляже, загораем, хотим перекусить, достаем сэндвич, и он падает на песок. Из этого образа ясно значение слова и присутствует созвучное слово.

3 – добавляем чувства и эмоции. Естественно, если сэндвич упал в песок, то мы чувствуем досаду и неутоленный голод.

4 – несколько раз представляем эту картинку в разных ситуациях – на пляже у моря, у речки и т.д.

2.Учитель может сам предложить учащимся презентации, где представлена новая лексика в виде небольших стихотворений. В первой строчке обычно дано слово либо словосочетание созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. А во второй строчке дан перевод к этому слову. Презентация должна быть яркой и запоминающейся.

Например, у нас есть слово «school» после того, как мы подобрали к нему созвучное слово «скулит», мы его переводим (school-школа) и составляем сюжет. – Скулит щеночек у дверей: «Пойти бы в школу поскорей!» При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и фонетическая форма иностранного слова ассоциируется в памяти с фонетической формой слова в родном языке.

Для улучшения запоминания мы будем использовать несколько дополнительных методов. Это способы ОЖИВЛЕНИЯ, ВХОЖДЕНИЯ, АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, СОПУТСТВУЮЩИХ ОЩУЩЕНИЙ.

Итак, оживляем картинку – увидели щеночка, который плачет,улицу, здание школы. А теперь войдите в эту картинку, станьте её участником. А какие ощущения можно почувствовать: прикосновения и запахи, услышать звуки. Возьмите щеночка на руки, погладьте его, успокойте. Ведь вы, несомненно, имели такой опыт общения с щенком.

3. Также можно и учащимся предложить сами придумать ассоциации к новой лексике. Я никогда не навязываю ребятам свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема. Ведь чтобы понять естественные процессы запоминания нужно взглянуть на маленьких детей – как они запоминают. Дети используют все органы чувств, чтобы исследовать незнакомый предмет. Нужно пощупать, понюхать, посмотреть, что внутри и, самое главное, попробовать на зуб. Мы этого, конечно же, делать не будем. Мы все это просто будем представлять. Уже замечено, что любое представление вызывает ответную реакцию у организма. Представь себе вкус лимона. Ну что, уже пошла реакция? Вот так-то.

Главное в методе ассоциация - это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода

Теперь главное, чтобы картинка была яркая и необычная. Что человек запоминает лучше всего, это:

- события, связанные с личными переживаниями, т.е. всё, что касается лично тебя;

- информация, связанная с жестокостью и насилием, т.е. то, что очень сильно бьет по эмоциям  (на любителя);

- если человека поставить в экстремальные условия  (или запомнишь, или плохо будет), чтобы выучить что-то. Но мы этого делать не будем и родителям не советую.

Например: есть английское слово bread (произносится как брэд), означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день. Это самый увлекательный метод, который помогает сделать процесс изучения иностранного языка не только интересным, но  развивает фантазию и воображение

Можно подумать, что это занимает массу времени, да ничего подобного – все это можно почувствовать в одно мгновение, особенно после некоторой тренировки, но ваши усилия окупятся сполна. Попробуйте, никогда не говорите – ерунда, если не испробовали на себе.

Я всегда говорю своим ребятам: «Не расстраивайтесь, если с первого раза не получится. Конечно, нужна практика. Главное понять процесс и плавно в него включиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированные задания при изучении лексики на уроках английского языка.

План-конспект урока английского языка по теме  "Спорт и здоровый образ жизни"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деят...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...

Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении лексики и грамматики английского языка

Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении лексики и грамматики английского языка...

СКАЗКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается использование сказки как эффективного метода для освоения лексического запаса: как нового, так и ранее изученного....