- Операционно-деятельный этап
| - Актуализация опорных знаний. Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа)
- Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом: - Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
(слайд №2) - Расскажите товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали о словосочетании. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом. - Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы
Знаю (З) | Хочу узнать (Х) | Узнал (У) |
- Совместное целеполагание.
- Исходя из темы урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. - Работа по теме урока.
- Слово учителя.
- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение. (слайд № 3) - Укажите, какие союзы являются сочинительными? а) так как, чтобы б) или, но в) потому что, зато г) да, так как
- Строение словосочетаний.
Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.
(Слайд № 4) Строение словосочетания. Словосочетания
Сочинительные |
| Подчинительные |
День и ночь сущ. + сущ.
День и ночь в полях бушевала вьюга. (однородные обстоятельства) | Что? х Решаем задачи Глаг. + сущ. На занятиях мы решаем задачи из нового учебника. (Сказуемое и дополнение) |
Сочинительные и подчинительные словосочетания - Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.
- Подчинительные словосочетания могут состоять из слов разных частей речи, являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое - зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос. Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому направлен вопрос - зависимым.
(слайды № 5,6) Упражнение №1 - Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы. Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.
(слайд № 7) - Укажите верное утверждение. 1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова. 2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
- Грамматическое значение словосочетания.
- Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Грамматическое значение словосочетаний 1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.
2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.
3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака. Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
(Слайд № 8) Грамматическое значение словосочетаний Грамматическое значение словосочетания | Примеры | Предмет и его признак | большой дом, яркий свет, интересная книга | Действие и предмет | построить дом, читать книгу, решать задачу | Действие и его признак | бегать быстро, говорить громко, писать грамотно |
- Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
(Слайды № 9, 10) Упражнение №2 - Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением. Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
(слайд № 11) - Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того… 1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами; 2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание; 3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание; 4) сколько слов входит в словосочетание.
(слайд № 12) - Выводы.
- Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
- Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
(слайд № 13) - Итоговое тестирование.
1. Укажите верное определение. а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. б) словосочетание – это то же самое, что и предложение. в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из… а) главного и придаточного слова б) равноправных слов в) однородных слов г) из главного и зависимого слова
3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания. а) березы и осины; раннее утро б) было тихо; дождь и снег в) реки и озера; тонкий, но прочный г) услышали шум; скрип дверей
4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит. а) грибы и ягоды б) открывать окно в) пасмурный день г) быстро соображать
5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из… а) подчинительного словосочетания б) любого словосочетания в) сочинительного словосочетания г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.
| Таблица ЗХУ: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о словосочетании, его строении, правилах выделения словосочетания из предложения. Ученики работают самостоятельно, затем объединяются в пары и группы.
Формулируют цели, записывают вопросы во вторую колонку таблицы ЗХУ «ХОЧУ УЗНАТЬ» - Как связываются слова в словосочетании? - Чем может выражаться грамматическая связь?
Упражнение №1
Сочинительные | Подчинительные | Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия | широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет |
Упражнение №2
Предмет и его признак | Действие и предмет | Действие и его признак | Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух | Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь | Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать |
Делают выводы
Решают тест, сверяют с ответами на слайде. Ответы к тесту: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в.
|