План урока по русскому языку в 8 классе Строение и грамматическое значение словосочетания.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Макоева Эвелина Мусаевна

                                       План урока по русскому языку в 8 классе

 

 

              Строение и грамматическое

                значение словосочетания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       План урока по русскому языку в 8 классе

              Строение и грамматическое

                значение словосочетания.

8 класс

Урок №

Строение и грамматическое значение словосочетания.

Цели:

  1. восстановить и углубить знания учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении;
  2. развивать мышление, речь;
  3. воспитывать культуру умственного труда.

Ожидаемые результаты:

учащиеся называют признаки словосочетаний, объясняют, в чем отличие словосочетаний от других сочетаний слов, различают сочинительные и подчинительные словосочетания, находят главное и зависимое слово и определяют грамматическое значение словосочетаний

Оборудование:

презентация, учебник, интерактивный плакат «Словосочетание»

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Мотивация на успех.

Приветствуют учителя.

  1. Операционно-деятельный этап
  1. Актуализация опорных знаний. Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа)

- Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом:

  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
  • Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?

 (слайд №2)

- Расскажите товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали о словосочетании. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом.

- Проверка работы с одновременным заполнением  в тетрадях таблицы

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)

  1. Совместное целеполагание.

- Исходя из темы урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

   

  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя.

- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

(слайд № 3)

- Укажите, какие союзы являются сочинительными?

        а) так как, чтобы

        б) или, но

        в) потому что, зато

        г) да, так как

  1. Строение словосочетаний.

     Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.

(Слайд № 4)

                        Строение словосочетания.

Словосочетания

Сочинительные

Подчинительные

День  и  ночь

сущ.  +  сущ.

День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

            Что?

     х

Решаем     задачи

Глаг.       +   сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

                (Сказуемое и дополнение)

Сочинительные и подчинительные словосочетания

  • Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.
  • Подчинительные словосочетания  могут состоять из слов разных  частей речи,  являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое -  зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос.  Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому  направлен вопрос - зависимым.

(слайды  № 5,6)

Упражнение №1

- Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы.

    Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

(слайд № 7)

- Укажите верное утверждение.

1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.

2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

  1. Грамматическое значение словосочетания.

- Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

 

Грамматическое значение словосочетаний

     1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА,  состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее  грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

     2. Словосочетания  ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

      3. Если же словосочетания состоят из  глагола и  наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то  их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

(Слайд № 8)

                        Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

большой дом,  яркий свет,  интересная книга

Действие и предмет

построить дом, читать книгу, решать задачу

Действие и его признак

бегать быстро, говорить громко, писать грамотно

- Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

(Слайды № 9, 10)

Упражнение №2

- Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

     Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

(слайд № 11)

- Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

(слайд № 12)

  1. Выводы.
  • Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
  • Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

(слайд № 13)

  1. Итоговое тестирование.

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

 а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

Таблица ЗХУ: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания  о словосочетании, его строении, правилах выделения словосочетания из предложения.

Ученики  работают самостоятельно, затем объединяются  в пары и  группы.

Формулируют цели, записывают вопросы во вторую колонку таблицы ЗХУ «ХОЧУ УЗНАТЬ»

- Как связываются слова в словосочетании?

- Чем может выражаться грамматическая связь?

Упражнение №1

 Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый;  вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай,

глубокое море,

закончил школу,

вошел медленно, яркий свет

Упражнение №2

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Делают выводы

Решают тест, сверяют с ответами на слайде.

Ответы к тесту:

1 – а;  2 – б;   3 – в;   4 – б;   5 – в.

  1. Рефлексивно-оценочный этап
  1. Таблица "ЗХУ".

 Учитель предлагает написать, что учащиеся узнали по данной теме.

  1. Доска нелегких ответов.

Просит сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учащиеся  пишут,  что они  узнали  нового  и задают  один  вопрос, на который  они  не узнали ответа  на  уроке

Домашнее задание

&9, стр. 42-43, упражнение №59

Задание:

  1. разбейте словосочетания на сочинительные и подчинительные;
  2. укажите главное и зависимое слово в подчинительных словосочетаниях;
  3. определите грамматическое значение в подчинительных словосочетаниях.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетания

урок - закрепление материала по русскому языку проводится в игровой форме. Это путешествие по станциям. На каждой станции учащиеся выполняют определённую работу. Дети работают в группах....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе на тему: "Словосочетание"

Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе на тему: "Словосочетание"...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: Образовательные:1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи сл...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...

Разработка открытого урока по русскому языку 10 класс "Виды грамматических ошибок", 2019 год

Виды грамматических ошибок -тема сложная, требующая отдельного внимания учителя и обучающихся....