урок по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
урок - закрепление материала по русскому языку проводится в игровой форме. Это путешествие по станциям. На каждой станции учащиеся выполняют определённую работу. Дети работают в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-закрепления в 5 классе по теме "Словосочетания" | 48 КБ |
презентация к уроку-путешествию | 900.5 КБ |
технологическая карта урока | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ № 71» г.Перми
Ибрагимова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
Урок-путешествие «Словосочетательное кольцо» в 5-м классе
по теме "Словосочетания. Обобщение по теме"
Цели урока
- систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
- повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
- доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: игра – путешествие“Словосочетательное кольцо” по станциям.
Технология: на игровой основе.
Оборудование: презентация к уроку для записей ответов учащихся; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
II. Работа по теме урока.
- Вступительное слово (3мин)учителя: слайд 1
Разделы науки о языке:
Звук- фонетика
Слово – лексика
? а что изучает синтаксис?
Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли
И к кольцу вот подошли.
И сегодня всё расскажем
И запишем, и покажем.
Мы должны всё повторить
Обобщить и закрепить
Урок мы проведем в форме путешествия по станциям. Условия игры “Словосочетательное кольцо”: мы будем выполнять задания в группах в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса.
Слайд 2 Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов; работа под девизом: “Повторяем то,что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Оцениваем себя
2. Путешествие. Ход игры.
А) Станция “Теоретическая” (5 мин)Слайд 3
Задание: допишите предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________
Оцениваем себя слайд 4
Б) Станция “Практическая”.(7мин) Слайд 5
- Задание по карточкам:
Вариант 1
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.
Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Голоса птиц, варенье из смородины, капля дождя.
3.Прочитайте текст.
С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. Заметит грибок на поляне, спрыгнет на землю, сорвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи, положит в пустое дупло или в глубокую щёлку коры. Трудится белочка-хлопотунья с утра до поздней ночи. По Г. Скребицкому.
Как можно охарактеризовать белочку? Составьте и запишите 2-3 словосочетания с главным словом «белочка.» Разберите одно из них.
Вариант 2.
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.
Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.
2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.
3.Прочитайте текст.
Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать. По И. Соколову-Микитову.
Как можно охарактеризовать лосёнка? Запишите 2-3 словосочетания с главным словом «лосёнок. Разберите одно из них.
Оцениваем себя
В) Станция « Разделительная» ( соревновательная)(4мин)
Распределите словосочетания в два столбика:
Именные | Глагольные |
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.
Динамическая пауза. (2мин)
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
Г) Станция “Фантазёры”.( 4мин)
Составить как можно больше словосочетаний к данной картинке за отведённое время (2мин.) Побеждает тот, кто больше составит словосочетаний
Д) Станция «Конструкторская» (3мин)
Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую и зависимую связь между словами.
Прибл…жаться, пристань; дом, пов…рнуть; участвовать,ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;
Е) Станция “Итоговая”.(рефлексивная) (5мин)
- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце”нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить словосочетания, характеризующие наше путешествие. Подсчитаем баллы.
Давайте поблагодарим друг друга за урок.комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведённый урок.
Выборочное выставление оценок.
Домашнее задание: индивидуальные карточки.
Список использованной литературы:
1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов – М., …1997.
2. Блинов Г. И., Антохина В. А.. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 – 9 кл.: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002.
3. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 кл. – М.: Новая школа, 1995.
4. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Скоркина Н. М. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000.
6. Угроватова Т. Ю. Тесты по русскому языку: Подсказки на каждый день: 5 класс – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделы науки о языке: 1. Звук - фонетика 2. Слова - лексика 3. ? синтаксис словосочетание
Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; работа под девизом: “Повторяем то,что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Оценить свою работу
Станция “Теоретическая”. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _ смыслу _. В словосочетании различаются __ главная _ часть и зависимая. От __ главного __ слова к ___ зависимому __ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают _ именные и _ глагольные . Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется___ согласование _. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется _ управление_. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, называется__ примыкание __.
Оцениваем себя: Станция « Теоретическая» Сколько правильных слов вставили, столько баллов. Максимальное количество – 9б. Каждая орфографическая ошибка – минус 0,5б. Станция «Практическая» Максимум 4б ( 4 словосочетания) Максимум 4б ( 3 словосочетания + предложение) Максимум 4б (2-3-словосочетания + разбор словосочетания Станция «Разделительная» Максимум -11б ( именные 6б + глагольные 5б.) Станция «Фантазёры» 5б группе, у которой больше всех словосочетаний 3б группе, у которой меньше всех словосочетаний 4б остальным.
Станция “Практическая”. 1. 4 словосочетания: прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, прыжок из самолёта 2. Лисья нора, апельсиновый джем, солнечный луч. 3 3 словосочетания + разбор
Станция « Разделительная» ( соревновательная) Проверяем: Именные: безболезненный укол, Кощей Бессмертный, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый.-----6б. Глагольные: освещала комнату, сдружился с девочкой, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру-- - 5б.
Станция «Фантазёры”. (игровая)
Станция «Конструкторская» Приближаться к пристани; повернуть к дому (за дом); участвовать в жюри; поражаться красотой; увлекаться спортом; лунная ночь. Максимум – 6б
Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить словосочетания, характеризующие наше путешествие. Станция “Итоговая”. (рефлексивная)
Всем спасибо за урок!
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ГЛАВНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5классе учитель Ибрагимова Елена Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...