Антонимы в поэзии Ф.И. Тютчева
статья по русскому языку

Петрунина Екатерина Александровна

Статья посвящена исследованию антонимии в творчестве Ф.И. Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_v_tvorchestve_tyutcheva_1.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Петрунина

АНТОНИМЫ В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Анализ творчества поэта Ф.И. Тютчева (период с 1816 г. по 1839 г. (136 стихотворений)), показал, что поэт использует огромное количество самых различных с тематической и структурной точек зрения антонимов, которые явились языковым средством отражения противоречивой художественной картины мира Тютчева.

Семантика противопоставленности проявляет себя в контрасте - фигуре речи, состоящей в антонимировании лексико-фразеологических, грамматических и фонетических единиц, воплощающих контрастное восприятие художниками окружающей действительности [Ахманова 2004: 207]. Понятие контраста изучено в разных аспектах. Известны труды таких ученых, как В.М. Аврутин, В.Г. Андреев, Л.В. Балканская, Л.С. Выготский, Е.В. Марченко, Л.А. Матвиевская, Л.А. Новиков, В.В. Одинцов и др. В научной литературе оксюморон и антитеза рассматриваются как семантические разновидности контраста. В настоящем исследовании мы будем рассматривать контрастную картину мира поэта, опираясь на такое языковое средство как антонимы.

Ф.И. Тютчев активно использует языковые антонимы. При помощи метода сплошной выборки в 136 стихотворениях нами было обнаружено 42 пары языковых антонимов. Среди них, согласно тематическому разделению, мы выявили шесть тематических групп: любовь, дружба, природа, религия, философский взгляд на мир.

В тематическую группу «любовь» вошли три пары: прекрасней – ужасней, небесный – адский, печаль – радость. Тематическая группа «поэт и поэзия» представлена 4 парами: свобода – рабство, тесна – пространна, небо – земля, весел – угрюм. Тематическая группа «природа» определена 8 парами: звук – тишина, зной – прохлада, небом – землею, крик – молчанье, небо – земля, Запад – Восток, осень – весна, солнце – луна. Тематическая группа «религия» включает 6 пар: плоть – дух, вера – неверье, небеса – ад, земной – небесное, свет – мгла, врагу – друг. Тематическая группа «философский взгляд на мир» самая объемная, в нее входит 16 пар антонимов: день – ночь, человеков – богов, добро – зло, веселье – скука, юный – зрелый, Господь – сатана, небо – ад, молчанье – глас, ночию – днем, молчание – голос, лед – пламень, небеса – земля, вопрос – ответ, радость – горе, богач – бедняк, Юг – Север. Тематическая группа «дружба» определена парами: веселье – тоска, враги – друзья.

Антитеза в поэтическом тексте воплощена контекстуальной антонимией, в основе которой заложена логическая противопоставленность. Среди контекстуальных антонимов была выявлена тема воинской славы, к ней относятся 5 пар антонимов: казарма – дом, тучи – солнце, смерть – победа, покой – бой, исходит – воскресает.

В поэзии Тютчева речевые антонимы преобладают над языковыми. Благодаря контекстной антонимии возникает расширение смыслов противопоставленных слов. Например, в тему природа входит антитеза «тихо (тишина) – шум», «звук – тишина». В стихотворении «Вечер» (около 1826 г.) разворачивается многоголосие контрастных звуков: «Как тихо веет над долиной / Далекий колокольный звон / Как шум от стаи журавлиной, –/ И в звучных листьях замер он. / Как море вешнее в разливе, / Светлея, не колыхнет день, –/ И торопливей, молчаливей / Ложится по долине тень». Пары речевых антонимов усиливают представление читателя на всей гамме звуков, которая окружает героя стихотворения, от тихого до шумного, который вскоре «замирает в звучных листьях».

В стихотворении «Над виноградными холмами...», написанного в начале 1830-х годов разворачивается картина жизни, в которой имеет место небесное и земное, смерть и бессмертие: над – внизу; холмы – река; златые облака – померкшая река. Поэт очень скупо дает характеристику земного (река шумит, подразумевая суету земной жизни), основное внимание уделяет картине горнего мира (там, высота, на вершине, храм, неземное жилище, где нет смерти, струя течет, звук немеет, праздничное веет, тишина): «Над виноградными холмами / Плывут златые облака. / Внизу зелеными волнами / Шумит померкшая река. / Взор постепенно из долины, Подъемлясь, всходит к высотам / И видит на краю вершины / Круглообразный светлый храм. / Там, в горнем, неземном жилище, / Где смертной жизни места нет, / И легче, и пустынно-чище / Струя воздушная течет, / Туда взлетая, звук немеет... / Лишь жизнь природы там слышна, / И нечто праздничное веет, / Как дней воскресных тишина».

Образ звука отражает суету мирской, обыденной жизни, тишина связана со святостью, духовностью. «Нечто праздничное веет» вызывает ассоциации с Рождеством, Воскресением и другими светлыми православными праздниками. В христианской традиции Воскресение  это символ праздника, света, благодати.

Таким образом, контекстуальная антонимия позволяет воссоздать многоплановую, сложную, неоднозначную картину мира, в которой проявляются прямые и переносные противопоставления.

Наблюдение над поэтическими текстами Тютчева показало, что антонимические пары выполняют различные функции: являются языковым выражением антитезы, которая организует поэтическое пространство: день – ночь, небо – земля; помогают поэту передать сложную, противоречивую картину мира: цветущий – пустынный, свобода – рабство; показать, что мир амбивалентен, то есть состоит из взаимоисключающих элементов, которые в свою очередь неразрывно связаны друг с другом: добро – зло, небо – ад; антонимы позволяют раскрыть сущность явления или предмета, его неоднозначное понимание: властитель – раб, изгнанник – гость; антонимы используются не только для противопоставления, но и для сопоставления различных явлений: мрак – свет, лед – пламень; антонимы передают взаимоисключающие понятия: печаль – радость, зной – прохлада;  показывают чередование событий и явлений, последовательность, череду фактов: зима – весна, было – будет; с помощью антонимов можно охватить весь класс предметов (от начала до конца): юный – зрелый, днем – ночию; антонимы позволяют уточнить характеристику какому-либо явлению, расширить, углубить понимание текста: богач – бедняк, вода – вино; сделать речь яркой и образной: мрачный – огнистый, бледные – огненно – живые; усилить авторское воздействие на читателя: ворчит – хохочет, кипит – стынет.

В целом, использование антонимов в поэтическом тексте не только расширяет арсенал образных средств, но служит отражением сложного и противоречивого мира, в котором сосуществуют контрасты добра и зла, любви и ненависти, земного и Божественного.

Литература

  1. Словарь антонимов русского языка [Текст] / Под ред. М.Р. Львова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/41145/l._vov-m.r.-slovar._-antonimov-russkogo-yazyka--1984- (дата обращения 19.11.2016).
  2. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: УРСС, 2004. – С. 576.
  3. Тютчев, Ф.И. Полное собрание стихотворений [Текст] / Ф.И. Тютчев. – Л.: Советский писатель, 1987. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева

Конспкт урока, посвященного философской поэзии Ф.И.Тютчева, с презентацией, аудиозаписями....

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

« О, как убийственно мы любим…» (Денисьевский цикл в поэзии Ф. И. Тютчева)

Литературная композиция по творчеству Ф. Тютчева. Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и при проведении литературных гостиных в рамках Недели Филологии в школе....

Презентация по литературе "Любовь в жизни и поэзии Ф.И.Тютчева" часть 1.

Презентацию можно использовать на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества Ф.И.Тютчева....

Презентация по литературе "Любовь в жизни и поэзии Ф.И.Тютчева" часть 1.

Презентацию можно использовать на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества Ф.И.Тютчева часть 2....

Презентация по литературе "Любовь в жизни и поэзии Ф.И.Тютчева" часть 1.

Презентацию можно использовать на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества Ф.И.Тютчева часть 3....