Средства выразительности языка. Тренировочные упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Тренировочные упражнения. Средства выразительности языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. Тренировочные упражнения

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

Ответ: __________________

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

Ответ: __________________

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

Ответ: __________________

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой.

1) эпитет

2) метафора

3) фразеологизм

4) сравнение

Ответ: __________________

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

1) фразеологизм

2) эпитет

3) сравнение

4) олицетворение

Ответ: __________________

6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

Ответ: __________________

7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

Ответ: __________________

8. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

2) У Олеся Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники».

3) Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым.

4) Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.

5) По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо цветущих подсолнечника, где он снова увидел эту девушку, которая работала, но теперь её лицо выглядело другим.

Ответ: _____________

9. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости.

2) Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить.

3) Охотничьи трофеи я видел много раз, но вот так, на природе, никогда ещё не доводилось.

4) Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…

5) Анну Дмитриевну Ермакову можно назвать классической бабушкой: добрая, милая, славная, с замечательным чувством юмора.

Ответ: ______________

10. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5) «Здравствуйте, тётя Маша», – заливаясь краской, обратился к дородной женщине.

Ответ: ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...

Средства выразительности языка

В данной работе представлены системы ценностных отношений к родному языку и воспитания бережного отношения к слову автора, культуре речи....

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»

Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...

Средства выразительности языка

Разработка урока по теме "Средства выразительности языка" содержит конспект урока и презентацию к уроку. В урок включены задания на определение тропов, фигур речи, лексических средств выразительности....

Методическая разработка по английскому языку. Тренировочные упражнения к письменной части ЕГЭ, раздел "Лексика и грамматика"

Практика подготовки к ЕГЭ обучающихся 10 и 11 классов показывает,что многие из них допускают большое количество ошибок в разделах" Словообразование,лексика, грамматика". Поэтому на своих уро...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....