Программа предметно-ориентированного курса по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuurochnaya_deyatelnost_pedagoga_tayny_russkogo_yazyka_5_klass.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цикла Руководитель МО Тараева А.А. Протокол №____ от «___» _____2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Авдеева Е.Н. _____________________ «___» _________ 2021 г. | «Утверждаю» Директор школы Казанина Т.А. _____________ Приказ № ______ от «___» ______2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Екатерина Андреевна Коляденко,
Учитель русского языка и литературы
пгт.Каменск
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению для 5 класса «Тайны русского языка» разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года приказ № 1897. Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года приказ № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Приказом Министерства и науки РФ приказ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Характеристика программы курса
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Практическая значимость.
Программа интеллектуального направления «Тайны русского языка» для 5 класса
способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.
Актуальность программы.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Программа "Тайны русского языка" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Целесообразность.
Изучение родного языка становится источником многообразных художественных впечатлений.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.
Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку.
Новизна данной программы ведёт к рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения. Занятия становятся своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в ней модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.
Цель программы:
- подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова;
- обеспечить языковое развитие учащихся;
- сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Программа «Тайны русского языка» рассчитана для учащихся 5-го класса на один год обучения из расчета 1 час в неделю.
1 год обучения – 34 часа.
Прогнозируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч).
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (6 ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2. Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет.(3 ч)
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающие занятия. (2ч)
Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование курса «Тайны русского языка»
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Планируемые результаты | УУД, деятельность учащихся | Дата | |
план | факт | ||||||
1 | 1 | Организационное занятие.(1ч). | Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкет. | знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. | Предметные: научиться дифференцировать понятия язык и речь, определять коммуникативную функцию языка. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно формулировать ему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. | ||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) 6 часов | |||||||
2-3 | 1-2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | Орфоэпия, орфография. | знать особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; | Предметные: научиться дифференцировать понятия звучание и написание, определять коммуникативную функцию языка. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно формулировать ему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | ||
4-5 | 3-4 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | Орфоэпия, звуки, повторы. | знать предмет изучения фонетики, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными. | Предметные: научиться использовать звуковые повторы в речи. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. | ||
6 | 5 | Какова роль интонации в устной речи. | Устная и письменная речь. Интонация. | знать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; уметь интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; по интонации конца определять границы предложения. | Предметные: научиться дифференцировать понятия устная и письменная речь, определять коммуникативную функцию языка. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. | ||
7 | 6 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает». | Преодоление проблемных зон в изучении темы. | знать предмет изучения фонетики, орфоэпии; уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова. | Предметные: научиться проектировать индивидуальную программу преодоления затруднений в обучении. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диагностики. Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. | ||
Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология. 6 часов | |||||||
8 | 1 | О чем рассказывает словообразовательная модель слова. | Основные способы образования слов: суффиксальный, приставочный, сложение. | знать предмет изучения словообразования, этимологии; уметь толковать лексическое значение слова различными способами; учиться пользоваться пометами в словаре, определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться определять лексическое значение слова. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | ||
9 | 2 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | Словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка, однокоренные слова. | знать предмет изучения словообразования, мофемики; уметь толковать лексическое значение слова различными способами; учиться пользоваться пометами в словаре, определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться применять навыки морфемного разбора слова на практике. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
10 | 3 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | Морфема, морфемный разбор. | знать предмет изучения словообразования, морфемики; уметь толковать лексическое значение слова различными способами; учиться пользоваться пометами в словаре, определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться применять навыки морфемного разбора слова на практике. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
11 | 4 | Этимология слов. Работа со словарями. | Этимология. Словари | знать предмет изучения этимологии; уметь толковать лексическое значение слова различными способами; учиться пользоваться пометами в словаре, определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться применять навыки морфемного разбора слова на практике. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
12 | 5 | Сказочные превращения | Морфема, морфемный разбор. | знать предмет изучения словообразования, морфемики, этимологии; уметь толковать лексическое значение слова различными способами; учиться пользоваться пометами в словаре, определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться применять навыки морфемного разбора слова на практике. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
13 | 6 | Презентация творческой работы. | Преодоление проблемных зон в изучении темы. | знать предмет изучения словообразования, морфемики, этимологии; уметь определять способы образования разных частей речи; | Предметные: научиться проектировать индивидуальную программу преодоления затруднений в обучении. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диагностики. Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. | ||
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация). 5 часов | |||||||
14 | 1 | Зачем нужно знать алфавит | Звук, буква, алфавит, графика. | знать предмет изучения графики, понимать различие между звуками и буквами; уметь правильно произнося названия букв. | Предметные: научиться различать и транскрибировать слова по алгоритму; составлять рассказ на грамматическую тему. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Личностные: формирование навыков анализа и сопоставления. | ||
15 | 2 | В чем секрет правописаний морфем. | Морфема, орфограмма, орфография. | знать предмет изучения орфографии; уметь применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). | Предметные: научиться применять правила орфографии на практике. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова, предложения, текста. Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | ||
16 | 3 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. | Пунктуация, знаки препинания. | знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции. | Предметные: научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации при работе с текстом. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц. Личностные: формирование навыка самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | ||
17 | 4 | Не пером пишут, а умом. Тайны письма. | Письмо, орфография, пунктуация. | знать предмет изучения орфографии и пунктуации; уметь применять орфографические и пунктуационные правила. | Предметные: научиться применять правила орфографии и пунктуации на практике. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. | ||
18 | 5 | Бенефис знаний. | Преодоление проблемных зон в изучении темы. | знать предмет изучения орфографии и пунктуации; уметь применять орфографические и пунктуационные правила. | Предметные: научиться применять правила орфографии и пунктуации на практике. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология). 5 часов | |||||||
19 | 1 | На какие группы делится словарный состав русского языка | Лексика, лексическое значение. | знать предмет изучения лексики; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; уметь соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения. | Предметные: научиться определять группы словарного состава русского языка. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
20 | 2 | В чем особенность употребления слова в художественном тексте. | Словарный состав языка. Синонимы, антонимы, омонимы. | знать предмет изучения лексики; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; уметь соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения. | Предметные: научиться определять группы словарного состава русского языка. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
21 | 3 | О чем рассказывают фразеологизмы. | Фразеология, фразеологизмы. | знать основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; фразеологизмы; уметь толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов. | Предметные: научиться определять группы словарного состава русского языка, находить фразеологизмы, толковать их. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
22 | 4 | Фразеология в художественных произведениях. | Фразеология, фразеологизмы. | знать основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; фразеологизмы; уметь толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов. | Предметные: научиться определять роль фразеологизмов в художественном тексте. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
23 | 5 | Лабораторная работа. | Словарный состав языка. Фразеология, фразеологизмы. | знать основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; фразеологизмы; уметь толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов. | Предметные: научиться определять группы словарного состава русского языка. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис). 6 часов | |||||||
24-25 | 1-2 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | Морфология, склонение | знать морфологические признаки частей речи; уметь различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; | Предметные: научиться определять морфологические признаки самостоятельных частей речи. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
26 | 3 | В чем секрет глагола и его формы. | Глагол, морфологические признаки, спряжение. | знать морфологические признаки глагола; уметь различать постоянные и непостоянные признаки глагола и проводить его морфологический разбор. | Предметные: научиться определять морфологические признаки глагола. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
27 | 4 | Как отличать грамматические омонимы. | Омонимы | знать нормы употребления в речи языковых единиц; уметь соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; | Предметные: научиться отличать грамматические омонимы. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | ||
28 | 5 | Какими бывают предложения. | Предложения, признаки. | знать виды предложений; уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | Предметные: научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации при работе с текстом. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц. Личностные: формирование навыка самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | ||
29 | 6 | Грамматике учиться - всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний. | Грамматика, части речи, предложения | Знать нормы употребления в речи языковых единиц; уметь анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; | Предметные: научиться применять правила грамматики на практике. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
Речевой этикет. 3 часа | |||||||
30-31 | 1-2 | Правила речевого этикета. | Речевой этикет. Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. | Знать нормы употребления в речи языковых единиц; уметь анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; | Предметные: научиться применять полученные знания при составлении устного и письменного текста. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе структуры и содержания текста. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | ||
32 | 3 | Формулы речевого этикета. | Речевой этикет. Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. | Знать нормы употребления в речи языковых единиц; уметь анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; | Предметные: научиться применять полученные знания при составлении устного и письменного текста. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе структуры и содержания текста. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | ||
Обобщающие занятия. 2 часа | |||||||
33-34 | 1-2 | Подведение итогов. Аукцион знаний. | знать определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; | Предметные: научиться применять полученные знания при составлении устного и письменного текста. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; |
Список литературы для педагога
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предметно – ориентированного элективного курса «Избранные вопросы математики»
Пояснительная запискаОсновная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и тру...
Авторская программа к учебному курсу "Занимательный русский язык" (5 класс)
Авторская программа к учебному курсу "Занимательный русский язык" (5 класс)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.
Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс
Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....