Конспект урока в 7 классе по теме "Частица"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 7 «б» классе «Частица как часть речи»
Цели и задачи: познакомить учащихся с частью речи частица, с ее лексическими и грамматическими особенностями; развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте; воспитывать любовь к языку, воспитание в детях представлений о том, что такое дружба и каким должен быть друг.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, презентация, проектор.
Ход урока
1.Организационныйй момент
- Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше настроиться на урок, давайте повторим фразы.
СЛАЙД 1
Я все смогу!
Я всему научусь!
Я очень внимательный(ая)!
Я хочу учиться!
Я хочу много знать!
Я хороший ученик!
2.Актуализация знаний
- А мы с вами продолжаем изучение раздела Морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
3.Сообщение темы урока и целеполагание
- Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. А как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.
Вопросы:
- Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
- Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей? (прилагательное)
- Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного? (союз)
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (числительное)
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и признак признака? (наречие)
- Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопрос что делать? (глагол)
- Теперь мы можем назвать загаданное слово, но в нем не хватает одной буквы. Думаю, для вас не составит труда подобрать ее. С какой частью речи мы сегодня познакомимся? (частица)
- Запишите в тетради число, классную работу и тему урока «Частица как часть речи». СЛАЙД 2
Двадцать первое апреля.
Классная работа.
Частица как часть речи.
- Что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?
4.Основная часть
Задание 1
СЛАЙД 3
Жил бы он славно, не знал бы заботы.
Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны!
- Давайте определим на каждым словом часть речи. Можно ли слова КАК и БЫ назвать самостоятельными частями речи? Почему? (это частицы, служебная часть речи, так как не можем задать вопрос).
- Теперь давайте попытаемся понять, для чего служит частица? Прочитайте предложение без частиц. Меняется ли смысл предложения? Какое значение вносит частица?
- Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо выполняют частицы.
СЛАЙД 4
Частица – служебная часть речи. Формообразующие и придающие оттенки.
Задание 2
СЛАЙД 5
Я чемпион.
- Добавьте различные частицы в предложение. Какие значения придают словам частицы? (Именно я чемпион. Я не чемпион. Неужели я чемпион? Даже я чемпион).
Задание 3
СЛАЙД 6
… у птиц забавные встречаются имена. … поверишь, что водится птица-поганка. Поганка, … рогатая. И птичка-завирушка есть. Или … юла.
… совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечетка? … непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? … названия-прозвища лучше всего!
Именно, едва ли, да еще и, даже, а вот, даже, неужели, все-таки.
- Прочитайте выразительно текст Николая Ивановича Сладкова. Попробуйте подставить в текст частицы.
5.Закрепление изученного материала
СЛАЙД 7
Фото гладиолусов и гладиаторов, о значении слова гладиолус.
-Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
- В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник.
- Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
- Найдите в прослушанном тексте частицы.
- О чем эта легенда? Чему она нас учит?
Резерв
СЛАЙД 8
Синтаксический разбор предложения НО КРОВАВАЯ БИТВА ВСЕ-ТАКИ НЕ СОСТОЯЛАСЬ.
6.Рефлексия
На листочках учащиеся выражают свои эмоции, добавив частицы. Дерево на доске.
СЛАЙД 9
Что я узнал на уроке?
Что мне больше всего понравилось на уроке?
Каким был для меня урок?
Доволен ли я своей работой на уроке?
Выставление оценок.
Домашняя работа: найти в баснях Ивана Андреевича Крылова частицы.
Физкультминутка
Если число делится на два – поднимаем руки вверх.
Если число делится на три – разводим руки в стороны.
Если число делится на пять – приседаем.
4 вверх, 25 сесть, 9 в стороны, 55 сесть, 16 вверх, 21 в стороны, 118 вверх, 115 сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...