Конспект урока в 7 классе по теме "Частица"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Галина Сергеевна Васильева

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_7_klasse_chastitsa.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 7 «б» классе «Частица как часть речи»

Цели и задачи: познакомить учащихся с частью речи частица, с ее лексическими и грамматическими особенностями; развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте; воспитывать любовь к языку, воспитание в детях представлений о том, что такое дружба и каким должен быть друг.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, презентация, проектор.

Ход урока

1.Организационныйй момент

- Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше настроиться на урок, давайте повторим фразы.

СЛАЙД 1

Я все смогу!

Я всему научусь!

Я очень внимательный(ая)!

Я хочу учиться!

Я хочу много знать!

Я хороший ученик!

2.Актуализация знаний

- А мы с вами продолжаем изучение раздела Морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

3.Сообщение темы урока и целеполагание

- Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. А как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.

Вопросы:

  1. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
  2. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей? (прилагательное)
  3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного? (союз)
  4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (числительное)
  5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и признак признака? (наречие)
  6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопрос что делать? (глагол)

- Теперь мы можем назвать загаданное слово, но в нем не хватает одной буквы. Думаю, для вас не составит труда подобрать ее. С какой частью речи мы сегодня познакомимся? (частица)

- Запишите в тетради число, классную работу и тему урока «Частица как часть речи». СЛАЙД 2

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

Частица как часть речи.

- Что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?

4.Основная часть

Задание 1

СЛАЙД 3

 Жил бы он славно, не знал бы заботы.

Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны!

- Давайте определим на каждым словом часть речи. Можно ли слова КАК и БЫ назвать самостоятельными частями речи? Почему? (это частицы, служебная часть речи, так как не можем задать вопрос).

- Теперь давайте попытаемся понять, для чего служит частица? Прочитайте предложение без частиц. Меняется ли смысл предложения? Какое значение вносит частица?

- Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо выполняют частицы.

СЛАЙД 4

Частица – служебная часть речи. Формообразующие и придающие оттенки.

Задание 2

СЛАЙД 5

Я чемпион.

- Добавьте различные частицы в предложение. Какие значения придают словам частицы? (Именно я чемпион. Я не чемпион. Неужели я чемпион? Даже я чемпион).

Задание 3

СЛАЙД 6

… у птиц забавные встречаются имена. … поверишь, что водится птица-поганка. Поганка, … рогатая. И птичка-завирушка есть. Или … юла.

… совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечетка? … непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? … названия-прозвища лучше всего!

Именно, едва ли, да еще и, даже, а вот, даже, неужели, все-таки.

- Прочитайте выразительно текст Николая Ивановича Сладкова. Попробуйте подставить в текст частицы.

5.Закрепление изученного материала

СЛАЙД 7

Фото гладиолусов и гладиаторов, о значении слова гладиолус.

-Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

- В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник.

- Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

- Найдите в прослушанном тексте частицы.

- О чем эта легенда? Чему она нас учит?

Резерв

СЛАЙД 8

Синтаксический разбор предложения НО КРОВАВАЯ БИТВА ВСЕ-ТАКИ НЕ СОСТОЯЛАСЬ.

6.Рефлексия

На листочках учащиеся выражают свои эмоции, добавив частицы. Дерево на доске.

СЛАЙД 9

Что я узнал на уроке?

Что мне больше всего понравилось на уроке?

Каким был для меня урок?

Доволен ли я своей работой на уроке?

Выставление оценок.

Домашняя работа: найти в баснях Ивана Андреевича Крылова частицы.

Физкультминутка

Если число делится на два – поднимаем руки вверх.

Если число делится на три – разводим руки в стороны.

Если число делится на пять – приседаем.

4 вверх, 25 сесть, 9 в стороны, 55 сесть, 16 вверх, 21 в стороны, 118 вверх, 115 сесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...