Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку
Успешное обучение в школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chit._gramotnosti.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом.
Читать написанное дети умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания.
Успешное обучение в школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой.
Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.
На своих уроках формирую следующие читательские умения, которые необходимы для работы с текстами: осмысливать и оценивать содержание и форму текста; находить, извлекать и использовать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию. Стараюсь разнообразить приемы работы с использованием всевозможных ресурсов.
При работе с текстом такие приемы, как озаглавить прочитанный текст; найти основную мысль текста; восстановить текст, используя слова для справок; предугадать продолжение сюжетной линии проверяют умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Также можно предложить дополнить предложения, используя информацию, содержащуюся в тексте. Подобные задания проверяют умения интегрировать и интерпретировать информацию. Задания на определение типа речи, восстановление пропущенных слов, ответы на вопросы по содержанию теста проверяют умение учащихся осмысливать текст и оценивать его содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...