Памятка для написания сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ТЕКСТУ
СТРУКТУРА
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
- Вступление.
- Формулировка проблемы.
- Комментарий к проблеме.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Аргументация собственного мнения:
а) литературный аргумент;
б) аргумент из жизни.
7. Заключение-вывод.
ВСТУПЛЕНИЕ
Главная задача вступления - подвести читателя к проблеме.
Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному.
Вступление не должно быть слишком большим, достаточно 2-3 предложений.
Виды вступления к сочинению-рассуждению:
-Вопросно-ответное единство.
-Цепочка вопросных критериев.
-Риторический вопрос.
-Цитата.
-Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
-Размышление о заглавии.
-Связь с современностью.
-Диалог с воображаемым собеседником.
-Сравнение (прошлое и настоящее).
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.
Проблема текста – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья.
Основная проблема – это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Для формулировки проблемы исходного текста:
- В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднимает (затрагивает) проблему…
- В данном тексте (указываем автора) волнует проблема…
- Данный текст посвящен проблеме…
- В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…
В тексте обычно бывает несколько проблем, но проблема, которую ты выбираешь, должна быть одна!
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ
Комментарий – это рассуждения, замечания по поводу чего- либо.
Комментарий проблемы – это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
В комментарии не должно быть:
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- общих рассуждений о тексте.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Для комментирования проблемы:
1) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная) (указываем автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что….
2) Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. ( Ссылаясь на текст, объясняем, в чем это проявляется)
3) Вопрос о …(обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему)
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Для отражения позиции автора:
- Позиция автора заключается в том, что….
- Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко. Она заключается в следующем….
- По мнению автора, …
- Писатель (публицист) считает, что…
- Автор убеждает нас в том, что…
- В тексте доказывается мысль о том, что…
- Слова автора «…» отражают основную идею. Автор призывает нас к …
- В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, «…»
СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Надо высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Для выражения своего мнения:
- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…
- Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему….,что и автор.
- Я согласна(согласен) (не согласна(не согласен)) с автором в том, что…
- Трудно не согласиться с автором текста в том, что…
- Мне близка позиция автора тем, что…
- Я согласен(согласна) с автором данного текста и тоже считаю, что…(далее идет формулировка важного тезиса).
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Для аргументации собственной позиции:
- из читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической литературы:
1) Данная проблема волновала многих русских писателей, в частности…
2)Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях…
Для аргументации собственной позиции:
-с использованием жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2) Разве не стали обычными (нормой жизни)такие явления, как…?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал за собой, не оказывался свидетелем) того, как…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Важно завершить мысль!
Виды заключения
-Обобщение основных мыслей автора
-Вопросительное предложение , (риторический вопрос)
-Призыв, обращение к читателю
-Цитата
-Прогноз событий, предположение
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
- Проблема, затронутая автором текста, очень актуальна…
-Хочется надеяться, что…
-Итак, мы попытались определить проблему…
-Таким образом,…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для написания сочинения ГИА
Памятка для написания сочинения ГИА поможет выпускникам 9-х классов успешно подготовиться к сочинению на лингвистическую тему в форме ГИА...
Памятка для написания сочинения в 11 классе
Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)
Памятка по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)....
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему...
Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений
Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...
Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)
Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...
памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)
примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...