Основные свойства фразеологизмов
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Ефимова Анна Александровна

Презентация к уроку по теме "Основные свойства фразеологизмов" в 6 классе. Это первый урок по фразеологии в новом учебном году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologiya_ur2.pptx2.26 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексикология как раздел науки о языке Русский язык, 6 класс

Слайд 2

Верные или неверные утверждения : К общеупотребительной лексике относятся профессионализмы. Диалектизмы - это слова, которые используются в определенной местности. Слова “ балдежный ”, “клёвый”, “ суперский ” ограничены в употреблении. Жаргонизмы и диалектизмы являются литературной нормой русского языка. Термины в толковых словарях имеют помету “специальное”. Фразеологизмы - это устойчивые выражения, смысл которых складывается из значений отдельных слов.

Слайд 3

Составьте по три словосочетания из представленных ниже слов: Далеко, сила, розовый, цветок, читать, уйти, человек, маленький, берлога, уснуть, первый, бежать, подснежник, удачливый, невероятный, увлеченно. Чем вы руководствовались, когда составляли данные словосочетания?

Слайд 5

Фразеологизмы с виду похожи на словосочетания, но что же отличает их? Найдите в учебнике определение понятия «фразеологизм».

Слайд 9

Какой вывод мы можем сделать? Фразеологизмы - это неделимые словосочетания. Нельзя понять значение фразеологизма, пытаясь сложить его из значений отдельных слов.

Слайд 10

Запишите фразеологизмы, исправляя ошибки в их употреблении. Метать мусор перед свиньями, два рукава пара, четыре пятницы на неделе, зарубить себе на лбу, как утка лапой. Понимаете ли вы значения данных фразеологизмов?

Слайд 11

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания! Это значит, что ни в коем случае не нужно изменять слова, входящие в состав данных выражений.

Слайд 12

Фразеологизмы из иностранных языков перевели на русский. Подберите к ним фразеологизмы с похожим значением в русском языке. Как псу муха (польск.) - … Принять пузыри за фонари (франц.) - … Записать за ушами ( чешск .) - … Спеши медленно, не торопясь (лат.) - … Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу ( болгарск .) - …

Слайд 13

Вернёмся к началу урока... Является ли верным утверждение о том, что фразеологизмы - это устойчивые выражения, смысл которых складывается из значений отдельных слов?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

по теме «Основные свойства фразеологизмов»

Дата проведения: 11.11.2022

Учитель: Ефимова Анна Александровна

Класс: 6 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: изучить основные свойства фразеологизмов, научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Прогнозируемые результаты:

1. Личностные: готовность учащихся к саморазвитию и самостоятельности; наличие мотивации к деятельности.

2. Метапредметные: умение участвовать в учебном диалоге, сопоставлять свои суждения с суждениями участников диалога; планировать и учитывать время, последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи.

3. Предметные: распознавать признаки фразеологизмов, объяснять их значение, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, распознавать фразеологизмы в тексте.

Основные термины и понятия: фразеологизм, свободное словосочетание, устойчивость, неделимость.

Дидактические средства: учебник, раздаточный материал.

Оборудование: компьютер и проектор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап и актуализация знаний.

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих и собирает тетради. Для того, чтобы подготовить учеников к предстоящему уроку, учитель предлагает ученикам решить, какие из утверждений верные, а какие – нет. (сл. 1) Последнее утверждение связано с новой темой.

Учитель помогает учащимся поставить проблемный вопрос урока.

Приветствуют учителя, отдают тетради с домашней работой. Отвечают на вопросы, рассуждают. Сталкиваясь с последним утверждением, учащиеся понимают, что им недостаточно тех знаний по теме «Фразеология», которые у них имеются на данный момент.

Вместе с учителям ставят проблемный вопрос урока.

II. Этап открытия нового знания и первичное закрепление.

Для того, чтобы понять основные особенности фразеологизмов и их отличие от свободных словосочетаний, учитель предлагает начать с составления свободных словосочетаний из предложенных слов. (сл. 3)

Далее учитель задает вопрос о том, чем руководствовались учащиеся при выполнении данного задания.

После этого учитель просит назвать любые из известных фразеологизмов. (сл. 4) Далее учитель просит открыть учебники и прочитать определение, сформулированное в нём. (сл. 5)

Чтобы учащиеся самостоятельно вывели основные особенности фразеологизмов, учитель демонстрирует изображения, связанные с буквальным пониманием фразеологизмов. (сл. 6-9)

Далее учащимся предлагается выполнить упражнение, которое направлено на то, чтобы исправить ошибки в употреблении некоторых фразеологизмов. Также учитель просить объяснять значения фразеологизмов. (сл. 10-11)

Учитель раздает текст (см. приложение) и предлагает учащимся убрать из него фразеологизмы и заменить их словами-синонимами. Попутно объясняются значения неизвестных фразеологизмов.

Учитель рассказывает о том, что фразеологизмы существуют в любом языке и являются частью национального самосознания и идентичности. Учитель предлагает выполнять задание, в котором учащимся предстоит подобрать русские эквиваленты к переведенным с других языков фразеологизмам. (сл. 12)

Учащиеся составляют словосочетания и отвечают на вопросы учителя.

Перечисляют известные им фразеологизмы.

Читают определение фразеологизма, выделяют главные слова в определении.

Видя изображения, учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нельзя понимать буквально, то есть, определять значение фразеологизма исходя из значений отдельных слов.

После выполнения упражнения учащиеся делают вывод, что фразеологизмы – устойчивые словосочетания, и их структуру менять нельзя.

Прочитав текст и заменив в нем все фразеологизмы, учащиеся понимают, что он потерял эмоциональную окраску и делают вывод о том, что фразеологизмы являются важными средствами выразительности для текста.

Учащиеся подбирают русские эквиваленты к переведенным фразеологизмам.

III. Этап осмысления и рефлексии, подведение итогов урока.

Учитель предлагает вернуться к вопросу, на который учащиеся не смогли дать ответ в начале урока. (сл. 13) Также учитель задает вопросы, которые помогают повторить пройденное на уроке и осознать пройденный материал.

Благодарит учащихся за отличную работу.

Дети отвечают на вопрос безошибочно, так как прошли необходимый материал на уроке. Отвечают на вопросы учителя и делятся впечатлениями от изученной темы.

Благодарят учителя за урок.

Приложение:

О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он в рубашке родился, и тому была причина. Сам он от этого был на седьмом небе от счастья. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок, золотые руки врача спасли его. Валеру не интересовала мышиная возня, которая возникала вокруг его имени. Слухи лопались, как мыльный пузырь, как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничего спустя рукава и отдавался любому начинанию полностью: он не строил воздушные замки, не считал ворон, не носил воду в решете, а усердно трудился.

Вариант без фразеологизмов:

О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он очень удачливый человек, и тому была причина. Сам он от этого был очень счастлив. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок, умелый врач спас его. Валеру не интересовали мелочи, которые возникали вокруг его имени. Слухи исчезали, как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничего безответственно и отдавался любому начинанию полностью: он не мечтал о несбыточном, не отвлекался и не занимался бесполезными делами, а усердно трудился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Основное свойство степени

конспект урока по алгебре в 7 классе...

Урок русского языка. Тема: "Стилистические свойства фразеологизмов" 6 класс

На уроке использован приём "Перевернутый класс". Применяются ИКТ....

Презентация к уроку по теме "Стилистические свойства фразеологизмов"

Презентация содержит необходимый материал для урока по теме "Стилистические свойства фразеологизмов"...

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства. Классификация по степени семантической слитности компонентов. Стилистическая характеристика фразеологизмов.

Материал содержит полную характеристику фразеологических единиц русского языка. Предназначен для более глубокого изучения этого вопроса на уроках русского языка в старших классах....

Стилистические свойства фразеологизмов

Урок русского языка в 6 классе...

Стилистические свойства фразеологизмов

Стилистические свойства фразеологизмов...