Контрольная работа 6 класс по теме «Лексика и фразеология»
тест по русскому языку (6 класс)

Шишкова Наталья Борисовна

Контрольная работа 6 класс по теме «Лексика и фразеология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_6_k_po_leksike_i_frazeologii.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная 6 кл «Лексика и фразеология»

  1. Какому термину соответствует какое определение.
  1. Антонимы     __________
  2. Синонимы     __________
  3. Лексика        ___________
  4. Омонимы      _________
  5. Фразеологизмы   __________
  6. Диалектизмы       _____________

А) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

Б) Устойчивые сочетания слов.

В) Словарный состав любого языка.

Г)  Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

Д) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Е) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

2. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

начало – конец          холод – жара            свет – тьма

ответ: ______________________________________

3. Соотнеси понятия и примеры, запиши в виде цифро-буквенного шифра. Например, 1-г, 2-в и т.д.

1. камбуз, кубрик, палуба, лоцман                                           а) Профессионализмы

2. Облом, круто, троллить, туса                                                б) Устаревшие слова

3. Куток, баз, стежка, казюля                                                    в) Неологизмы

4. Прайс-лист, брифинг, браузер                                               г) Диалектизмы

5. Аршин, лапотник, верста, барыши                                        д) Жаргонизмы

Ответ: _____________________________________________________________________________

  1. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ЗОЛОТОЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите и запишите синонимы к данным словам (не менее 2-х слов)

Ложь - __________________________________________________________________

Грустный - ______________________________________________________________

  1.  В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

  1. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник      Б) перст        В) кольчуга         Г) конка

  1. Запишите антонимы к выделенным словам:

Крепкий (забор) - _______________________________________________

Мокрая (одежда) - ______________________________________________

Мокрая (погода) - _______________________________________________

Свежая (рубашка) - _____________________________________________

Острый (нож) - _____________________________________________

9. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

10. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

11. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

12. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

13. Вместо пропусков во фразеологизмах запишите названия животных:

На душе __________________ скребут;   вертеться как __________________ в колесе;

купить __________________ в мешке;  голодный как _____________________;

как с _________________вода;   ____________________ на ухо наступил

14. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

5) как на духу - откровенно

15. Обозначьте цифрой 1 фразеологизмы со значением «бездельничать», цифрой 2 – со значением «обманывать», цифрой 3 – со значением «быстро»:

____ сидеть сложа руки

______ со всех ног

______ валять дурака

______ втирать очки

______ во всю прыть

______ водить за нос

16. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин                 В) выносить сор из избы                Д) излить душу

Б) мутить воду                                  Г) пускать пыль в глаза                   Е) выходить из себя

17. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы.

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег.

В) Я не для того свою дочь воспитывала, чтобы она лодыря гоняла с какими-то приятелями.

Г) Отец поставил на ноги упавшего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Зачёт по русскому языку в 6 классе по теме: "Лексика и фразеология. Словообразование и орфография".

Данный материал предназначен для учителей вечерних школ. В зачётном материале представлена вопросно- ответная система, которая помогает обобщить и систематизировать полученные знания учащихся....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Лексика и фразеология"

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе на тему "Лексика и фразеология"...

Контрольная работа № 3 по теме «Лексика. Фразеология. Словообразование»

Контрольная работа № 3 по теме «Лексика. Фразеология. Словообразование» + ответы...