Тренировочные упражнения для подготовки к ВПР по русскому языку (8 класс)
тренажёр по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Распознавание подчинительного словосочетания.
Связь с словосочетаниях бывает трёх видов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
1. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. отправляются в путь
2. она невысокая
3. с трудом преодолевают
4. огибает нагромождения
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветви цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
1. отправляются в путь
3. с трудом преодолевают
4. огибает нагромождения. Управление.
2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. я вышел
2. утиного озера
3. по пыльной дороге
4. неглубокие овраги
Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки, с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.
На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.
2. утиного озера
3. по пыльной дороге
4. неглубокие овраги. Согласование.
3. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. с этой поры
2. сады тускнеют
3. треплет деревья
4. солнечный свет
Конец сентября. С этой поры сады тускнеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен. Солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск. Снова сеется дождь.
Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.
1. с этой поры. Согласование
3. треплет деревья. Управление.
4. солнечный свет. Согласование.
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. по-утреннему прохладно
2. широкая паутина
3. колышется рожь.
4. стоит высоко
Солнце высоко. Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина, вся серебряная от капелек росы, отчётливо, каждой своей ниточкой выделяется на фоне густой тёмной листвы.
Через час я на берегу реки. На том берегу, за извилистой речкой, заросшей чёрным олешником, светло-зелёным морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные, с изумрудными глазами стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, перебегающих по дну пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.
1. по-утреннему прохладно. Примыкание.
2. широкая паутина. Согласование.
4. стоит высоко. Примыкание.
5. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. степной ветер
2. поднял в небо
3. горбушка покраснела
4. с полевых дорог
Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного, и оно случается. В ночном поле охотились совы.
В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.
Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. По этим ушам её ни с кем не спутаешь.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в неё и взлетают снова.
1. степной ветер. Согласование.
2. поднял в небо. Управление.
4. с полевых дорог. Согласование.
6. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. первый месяц
2. мифологического бога
3. который прославлялся
4. бог земледелия
Март - первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ - везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.
1. первый месяц. Согласование.
2. мифологического бога. Согласование.
4. бог земледелия. Управление.
7. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. возвращаясь домой
2. я забрёл
3. незнакомую усадьбу
4. уже пряталось
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам.
Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
1. возвращаясь домой. Примыкание.
3. незнакомую усадьбу. Согласование.
4. уже пряталось. Примыкание.
8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1. прислушайтесь хорошенько
2. цветущего поля
3. вы услышите
4. чудесные звуки
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки - всё это бесчисленные звуки весны. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы.
1. прислушайтесь хорошенько. Примыкание.
2. цветущего поля. Согласование.
4. чудесные звуки. Согласование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку А-12 - А-25 (5 вариантов)
Тренировочные упражнения в формате части А по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов А-12 - А-25....
тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
в помощь сдающим ЕГЭ по русскому языку...
Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс
Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс...
Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 6 класс
Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 6 класс...
Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочн...
Тренировочные упражнения к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019
Презентация содержит примеры тренировочных упражнений для подготовки к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019...
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 10-11 класса
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 10-11 класса...