Разноуровневые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного письменного высказывания – сочинения-рассуждения.
С этой целью могут быть использованы данные задания как в классе под руководством учителя, так и дома для самостоятельной подготовки выпускников к ЕГЭ. Созданы условия для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya.docx | 53.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника. Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного письменного высказывания – сочинения-рассуждения.
С этой целью могут быть использованы данные задания как в классе под руководством учителя, так и дома для самостоятельной подготовки выпускников к ЕГЭ.
Автор разработки решает следующие задачи:
- проектирование учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- создание условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
- развитие способностей школьников, их творческого потенциала, аналитического и творческого мышления, желания и умения учиться, в том числе учиться самостоятельно;
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена.
В рамках каждой темы сочетаются несколько элементов работы из разных блоков (синтаксис, орфография, грамматика, культура речи), циклически повторяются все пройденные разделы.
Тема 1. Безударные гласные в корне слова (задание 8). Сложносочиненное предложение (задания 15, 25)
Задания базового уровня.
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Взгл…ните на карту России и вы увид…те в средней её части одну из самых больших р…внин мира (Зап…дно)Сибирскую.
2. Подчеркните грамматические основы предложения, расставьте знаки препинания.
3. Составьте схему предложения, дайте его грамматическую характеристику
4. Выделите корни с безударными гласными. Подберите проверочные слова
5. Какое слово с безударной гласной вы не выписали? Почему?
Задания повышенного уровня.
Прочитайте текст, выполните задания.
Один чернокожий заключенный приговоренный к пожизненной каторге был отправлен на корабле из Марселя на остров Дьявола. Когда пароход вышел из Марселя в открытое море на нем неожиданно вспыхнул пожар. С заключенного сняли наручники и он благодаря своей необычайной силе сумел спасти многих пассажиров корабля. Позднее за этот героический поступок его амнистировали. Если бы на набережной Марселя его спросили видит ли он хоть какой-нибудь смысл в своей оставшейся жизни он бы наверняка ответил отрицательно.
1. Найдите слова с безударными гласными в корне, запишите найденные слова в таблицу.
Безударные гласные, проверяемые ударением | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся гласные |
2. Выпишите ССП, расставьте знаки препинания, начертите схему
3. Перескажите одним предложение содержание этой истории.
4. Сформулируйте и запишите в виде обобщенного суждения жизненную мудрость, которую можно извлечь из рассказанного в тексте случая.
Тема 2. Правописание приставок (задание 9). Сложносочиненное предложение (задания 15, 25)
Задания базового уровня.
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Не…говорчивый пр…дпр…н…матель, непр…ступная пр…града, чере…чур бе…церемонно, пр…м…рились с н…спосланными нак…заниями, и…балованный ребенок, пр…езжий , пр…скорбное событие, бе…злобный смех.
2) Пр…бывать на курорте – пр…бывать на курорт, пр…дать друга – пр…дать значение, пр…дел возможностей – пр…дел в храме, пр…клонить колени – пр…клонить ухо к земле, пр…ступить к делу – пр…ступить закон, пр…творить дверь – пр…творить в жизнь – р…твориться спящим, непр…ходящие ценности – пр…ходящая няня, назначить пр…емника - антенна пр…емника.
2. Какие правила вы использовали, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте образец рассуждения по применению правила.
Задания повышенного уровня.
1. Выпишите из предложений в три столбика слова с приставками: а) неизменяемыми; б) на з-/с-.; в) различающимися по значению. Приставки выделите, объясните их написание.
1) Предрассветным ветерком дым гнало вдоль реки.2) Я могу до бесконечности разглагольствовать о чарующей изменчивости самоцветов. 3) Вдруг он замолчал, прислушиваясь к шуму ветра. 4) Флейта издала последний жалобный и молящий звуки голос её прервался. 5) За моей спиной сгущался мрак. 6) Подсушенная трава, сбитая ветром, летела теперь медленнее. 7) Лес – бескрайняя степь, здесь сумерки сгущаются намного раньше. 8) Набита комната людьми и за прикрытыми дверьми идут глухие разговоры. 10) Мелкая россыпь ярких звезд отражалась в воде.
2. Объясните, что связывает союз И в 4, 8 предложениях. Составьте схемы предложений.
3. Расскажите о происхождении данных слов по образцу:
Непреклонный – корень -клон-; восходит к «преклонить перед кем-то…»
Прекословить, преступник, прилежание, преподавать.
4. Составьте с ними предложения.
Тема 3. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 11).
Задания базового уровня.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор окончания глаголов.
Легко дыш…тся, завтра увид…шь, полощ…тся флаги, закат пыла…т, ветер го…нит листья, он сильно кашля…т, во…т буря, не раз вымокн…те под дождем, старик дремл…т, вскоре вы откаж…тесь, рожь колыш…тся, они леч…тся травами, погон…шься за ним, потерп…т немного, не обид…шь малыша, чуть брезж…т.
2. Образуйте казанные формы глаголов и запишите их в соответствующий столбик таблицы
инфинитив | спряжение | глагол 3 л., ед.ч., наст.вр. | глагол 2 л., ед.ч., наст.вр. | глагол 3 л., мн.ч., наст.вр. | причастие наст. Вр. |
Лаять | |||||
Клеить | |||||
Бороться | |||||
Надеяться | |||||
Молоть | |||||
Колыхаться | |||||
Колебаться | |||||
Брить |
3. Среди приведенных ниже слов найдите глаголы-исключения, принадлежащие ко II спряжению. Подчеркните их.
Вертеть, видеть, гадать, глотать, гнать, гулять, держать, дышать, забросить, завесить, зависеть, зетеять, негодовать, недоумевать, ненавидеть, обидеть, обмереть, обогреть, обомлеть, слышать, слушать, смешать, спасать, списать.
Задания повышенного уровня.
1. Объясните различия в правописании омонимичных форм глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Вставьте пропущенные буквы.
1) Выйд…те в огород и выпол…те все сорняки на грядке с морковью.
2) Когда наполн…те ведро водой, вытр…те руки.
3) Умокн…те, пока не выпиш…те все незнакомые слова.
4) Если стукн…те по этой стене, услыш…те, что внутри пустота.
5)Запомн…те это правило и выполн…те упражнение.
2. Спишите в соответствии с нормами орфографии и пунктуации.
Вода.
1. Вода!
2. У тебя нет н… вкуса н… цвета н… запаха тебя (н…) опиш…ш… тобой насл…жда…ш…ся (н…) пон…мая что ты такое. 3. Ты (н…) просто (н…)обходима для жизн… ты и есть жизнь. 4. С тобой (во)всем сущ…стве ра..л…ва…т…ся бл…женство которое (н…)об…яснить только нашими пятью чувствами.
3. Сгруппируйте слова с пропусками по видам орфограмм.
4. Продумайте и запишите продолжение текста.
Тема 4. Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий (задание 14).
Задания базового уровня.
1. Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
2. Дайте толкование подчеркнутых слов. Выпишите существительные, образованные путем перехода из одной части речи в другую. Превратите Н в НН разными способами.
Образец: жареная – пережаренная, жаренная на открытом огне
Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.
3. От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.
Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.
Задания повышенного уровня.
1. Объясните различия в написании созвучных слов.
1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
3. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.
Образец: реш...ная задача — Задача была решена благодаря совместным усилиям.
Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.
4. Самостоятельно составьте тестовое задание из 10 предложений по данной орфограмме.
Тема 5. Правописание суффиксов разных частей речи (задание 10).
Задания базового уровня.
1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;
б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;
в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;
г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;
д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.
1. На перекресток из-за рощ...цы колон...а выползет большая. Мадон...а и регулировщица стоят друг другу не мешая. 2. Стекольщ...к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом. 3. Ты не гляди, что очкар...к, голова у него работает как электронная машина. 4. Скромн...ца, но кипит весь - к настоящему делу рвется. 5. Огонь полыхал в кедровн...ках с незапамятных времен. 6. Тебя я знал бы в плать...цах из ситца. 1. Вот Лис...нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом. 8. Чем я своих подруж...к хуже? 9. Постоял...ц прибьется к дому, да хозя...н не постучится. 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер...шко, легка. 11. Письм...цо долгожданное из лазарета...
3. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
4. Выполните тестовые задания
В каком слове пишется Е?
1) лен...вый
2) дожд...вые (облака)
3) болтл...вый
4) забывч...вый
В каком слове пишется Е?
1) вкрадч...вый
2) романт...ческий
3) коричн...ватый
4) увертл...вый
В каком слове пишется И?
1) кисл...нький
2) географич...ский
3) восприимч...вый
4) рыж...ватый
В каком слове пишется И?
1) обидч...вый
2) замш...вый
3) щавел...вый
4) ткан...вый
Задания повышенного уровня.
1. Составьте предложения с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.
2. Составьте алгоритм «Правописание суффиксов разных частей речи»
3. Самостоятельно составьте тестовое задание из 10 предложений по данным орфограммам.
Тема 6. Правописание НЕ со словами разных частей речи (задание 12).
Задания базового уровня.
1. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
2. Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.
Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.
(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.
3. Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.
1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.
Задания повышенного уровня.
1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
1) К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
2) (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
3) Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
4) Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
2. Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово.
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
3. Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.
1) (Не)вежда (не)навидит учение.
2)(Не)лепо спорить с (не)годяем.
3) (Не)ряшливый человек смешон.
4) (Не)льзя объять (не)объятное.
5)(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
6) Лучше жить любя, чем (не)навидя.
4. Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
4. (Не) быть гордым и грубым.
5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
Тема 7. Пунктуация при однородных членах предложения (задание 7, 15).
Задания базового уровня.
1. Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.
1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса. 2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. 3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков . 4. Письмо было написано крупным нервным тонким почерком. 5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 6. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники. 7. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство, всю сложность, все оттенки мысли или переживания дать мысль в ее динамике.
2. Спишите сначала предложения, в которых запятая между однородными членами не ставится, а затем предложения, в которых запятая между однородными членами ставится.
1) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. 2) Невелика птичка, зато поет хорошо. 3) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза. 4) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. 5) Не только штык, но и колос врага колет. 6) Как летом так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного. 7) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. 8) Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря. 9) Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать по лицу.
3. Составьте и запишите по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами.
1. [Ни О, ни О, ни О].
2. [О или О].
3. [О, О и О].
4. [О, а О].
5. [Не столько О, сколько О].
6. [О, О, О].
Задания повышенного уровня.
1. Сравните предложения. В каком из предложений нарушены грамматические нормы употребления двойных союзов при однородных членах предложения?
А. Ломоносов НЕ ТОЛЬКО внес вклад в развитие науки, НО И искусства.
Б. Ломоносов внес вклад в развитие НЕ ТОЛЬКО науки, НО И искусства.
2. Допишите грамматическое правило:
Каждая из частей двойного союза должна стоять____________________________
3. Используя данные ниже слова, составьте аналогичные предложения, смоделировав грамматическую ошибку. Обменяйтесь тетрадями с одноклассником, исправьте ошибки.
1) Пушкин, стихи, проза.
2) Обломов, лежать на диване, вкусно поесть.
3) Решил, задачу, уравнение.
4) Говорить, (по)английски, (по)итальянски
Тема 8. Пунктуация при обособленных членах предложения (задание 7, 16).
Задания базового уровня.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
1) По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скр_пучие арбы, наполненные черным виноградом. 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, пр_вычным движением левой руки отстегнув чехол в_нтовки, правой рукой вынул ее. 3) В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. 4) Щурясь от ветра, я гл_жу в эту темную даль.
2. Составьте и запишите предложения с данными причастными оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные причастными оборотами, являются обособленными. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных определений.
Освещающий дорожку; одетая в джинсовый костюм; обгоревшие на солнце; освещенная мягким лунным светом; поросшие темным мхом, очищенные от снега.
3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая основы предложений. Проведите пунктуационный анализ текста, объясняя постановку каждого знака препинания. Установите, какими обособленными членами осложнены предложения.
Поэтична наша русская берёза, выр_сшая где(нибудь) на м_же между рж_ным и клев_рным полем. Р_мантичен с_бирский кедр, подн_мающ_йся, как из ск_лы, а кроной впут_вш_йся в облака. Уд_вителен эвклипт, ф_нтастичен бобаб, экз_тична пальма.
Но (не, ни)одно из земных деревьев (не, ни)может ср_вниться с замчательной славой оливы. Ей вып_ла доля служить симв_лом земной тиш_ны и бл_гополучия, симв_лом мира на земле. Оливковую ветвь несёт голубь в своём клюв_, и уродливые железные птицы, начинённые смертью и (не, ни)навистью, бе(с, сс)ильны против него. На к_менистой земле, раск_лё(н, нн)ой (пол)дневным солнцем, мы пон_ли, за что вып_ла оливам такая честь. Пожалуй, (не, ни) в одно дерево (не, ни)вклад_вается столько чел_веческого труда, как в оливу. Оливковую ветвь в клюве голубя мог бы зам_нить разве только т_жёлый хлебный колос.
Задания повышенного уровня.
1. Сравните предложения. В каком из предложений нарушены грамматические нормы употребления деепричастных оборотов?
А. Читая эту книгу, мне стали понятны мысли моей бабушки.
Б. Читая эту книгу, я начала понимать мысли моей бабушки.
2. Допишите грамматическое правило:
Так как деепричастный оборот должен обозначать добавочное действие подлежащего, он может употребляться в ______________ предложении, в _________________ предложении (так как подлежащее очевидно) либо в _________________ предложении, если в составе сказуемого есть инфинитив.
3. Составьте аналогичные предложения, смоделировав грамматическую ошибку. Обменяйтесь тетрадями с одноклассником, исправьте ошибки
4. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений Валерия Брюсова. Какие изобразительные языковые средства в них использует поэт?
5. Спишите фрагменты стихотворений и проведите пунктуационный разбор, комментируя каждый знак препинания. Графически обозначьте определяемые слова и обособленные члены. Какие общие условия обособления объединяют все примеры?
6. Разберите по составу все причастия и деепричастия.
7. Проведите синтаксический разбор последнего примера.
8. Составьте схемы сложных предложений.
1) И, шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
2) Ho часто, радостью измучен
Иль тихой упоён тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвуктвой!
3) Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
4) Меня, искавшего безумий,
Меня, просившего тревог,
Меня, вверявшегося думе,
Под гул колёс в столичном шуме
На тихий берег бросил рок.
Тема 9. Пунктуация при вводных конструкциях (задание 17).
Задания базового уровня.
1. Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.
1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4) Кажется, ваша история там наделала много шуму.
5) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.
2. Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В текстах какого стиля чаще всего используются слова во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, значит и т. д. как средство связи между предложениями и абзацами?
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть...
Я предполагаю что слово оживает в двух случаях.
(Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу..
(Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как (бы) насыщается общей мелодией стиха...
И (на)конец поэзия богата аллитерациями (К. Паустовский).
3. Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.
Выразите мысли с уверенностью.
1) Внимательное чтение повышает грамотность. 2) Физкультура укрепляет здоровье. 3) Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом. 4) Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно. 5) Все наши спортсмены примут участие в кроссе.
Выразите мысли как предположение.
1) Солнечные дни установились надолго. 2) Река вскроется рано. 3) Весна будет тёплая и сухая. 4) Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень. 5) На юге уже начался купальный сезон.
4. Каждое из предложений перепишите дважды: в одном случае заключенные в скобках слова должны стать вводными, а в другом - членами предложения; укажите смысловое значение каждого варианта.
Образец: Решить задачу (таким образом) было нетрудно -
1) Решить задачу таким образом было нетрудно (как решить задачу, каким способом?Таким образом - обстоятельство образа действия).
2) Решить задачу, таким образом, было нетрудно (таким образом - вводное слово, указывающее на связь мыслей).
1. (Таким образом) разногласия были устранены. 2. За крутым поворотом (видно) было поле. 3. (Прежде всего) необходимо изучить имеющуюся по теме литературу. 4. Учащийся (безусловно) справился с заданием. 5. Конструктор (верно) решил сложную задачу. 6. Эксперимент (естественно) подводит нас к правильным выводам. 7. Дом (напротив) был очень красив. 8. Сказанное (кстати) очень верно. 9. В данный момент учитель (может быть) на собрании. 10. Он (к счастью) привык уже.
Задания повышенного уровня.
1. Запишите слова, распределяя их на две группы: 1) слова, которые могут употребляться как вводные; 2) слова, которые не могут быть вводными.
Разумеется, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, извините, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему, откуда-то.
Со словами первой группы составьте предложения и определите значения выражения субъективного отношения к сообщаемому в составленных предложениях.
2. Прочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проведите сравнительный анализ пар предложений и составьте лингвистический текст на тему: “Функционирование слов в предложении”.
1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света.
2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием.
3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны.
4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли… – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал.
3. С данными словами составьте пары предложений, употребив их в роли вводных и в роли членов предложения. Как изменится смысл и грамматический состав предложений? Как изменится значение и функции предложенных слов?
Казалось, кажется, видно, право, верно, напротив
Приведите свои примеры подобных слов.
4. Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами. Сформулируйте пунктуационное правило.
1) - А давно ты, верно, ездишь по Москве! - Езжу-то? -спросил старик. - Пятьдесят второй год езжу... - Значит, может быть, и меня возил, - сказал Казимир Станиславович. - Может, и возил, - ответил старик сухо. 2) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью. 3) Итак, повторим сначала предыдущее. 4) Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе! 5) Она убеждала себя, что она, к великому будто бы счастью, не такова, как прочие, что красоту и женственность ей заменяют ум и высшие интересы . 6) По обыкновению, я собиралась пройти через гостиную в кабинет . 7) Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода. 8) Но инженер, видно, любил свое дело. 9) Впрочем, инженера интересовали и многие другие явления природы и жизни, - так, например, на станции Угольной инженер купил в буфете десяток слоеных мясных пирожков . 10) - Подкиньте мне парочку идей, - как говорил один одесский журналист, - а я уж постараюсь сделать из них шедевр .
Тема 10. Знаки препинания в СПП (задание 18).
Задания базового уровня.
1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.
1) Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё.
2. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.
1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
3. Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.
1) Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2) Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3) В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4) Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5) Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6) Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.
Задания повышенного уровня.
1. Прочитайте отрывок из поэмы А. Ахматовой «Реквием». Кому посвящена эта поэма? Какие параллельные конструкции использованы в этом отрывке для усиления эмоционального воздействия? Определите значение придаточных, начинающихся со слов где. Объясните расстановку запятых.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
2. Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель. Придумайте 2—3 предложения такой же синтаксической структуры.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
3. Прочитайте текст и озаглавьте его. Что отражает придуманное вами название: тему или основную мысль текста? Запишите текст, расставляя знаки препинания. Определите, в каких придаточных предложениях, кроме значения образа действия и степени, есть ещё значение следствия? В каких предложениях сказуемое выражено словами состояния?
Мы так увлеклись рыбалкой что не заметили дождя мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел расходился и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков которые не успев народит(?)ся лопались и расходились кружками. Дождь был так густ что ветер не мог пробрат(?)ся сквозь него и сконфуженно залёг в лесу.
Мы заторопились и поплыли к островку где был хвойный лес окружённый со всех сторон покосами...
А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку и в одну минуту стало темно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Задания содержат основные направления ЕГЭ по русскому языку и могут быть использованы учителем в качестве текущей проверки качества знаний....
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Тематические задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В данном сборнике содержатся тематические задания по части А и В. Дан теоретический материал для повторения, тесты и ключи....
Задания для подготовки к ГИА по русскому языку
КИМы по русскому языку 9 класс...
Разноуровневые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника. Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных пра...
Задания для подготовки к ГВЭ по русскому языку. Творческое задание по фрагменту рассказа А.В. Митяева "Длинное ружье"
Творческое задание ,написанное по шаблону(речевому клише),предназначено для обучающихся 9- х классов второго года обучения сТНР и ЗПР , слабослышащих ....
Разноуровневые задания при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.
Подготовка к ОГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного пи...