Разноуровневые задания при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.
материал по русскому языку (9 класс)
Подготовка к ОГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного письменного высказывания – сочинения-рассуждения.
С этой целью могут быть использованы данные задания как в классе под руководством учителя, так и дома для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya.docx | 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.
Уровни развития обучаемости и работоспособности:
Высокий уровень
-развитая аналитико-синтетическая деятельность,
-большая степень самостоятельности в выполнении заданий,
-высокий темп продвижения в изучении материала,
-обобщения формируются легко,
-мышление характеризуется высоким уровнем развития гибкости,
-выполнение работы в полном объёме, высокий темп решения всех заданий,
-развитое произвольное внимание, контроль со стороны взрослого- минимальный,
-умение работать самостоятельно сформировано, выполнение классных и домашних заданий аккуратное и тщательное.
Средний уровень
-выделение в процессе анализа существенных и несущественных признаков,
-усвоение материала после выполнения общего числа тренировочных упражнений,
-мышление отличается меньшей гибкостью,
-выполнение работы - практически всегда в полном объёме, требуется лишь незначительный контроль со стороны взрослого,
-умение работать самостоятельно сформировано,
-развитое произвольное внимание, темп работы - средний.
Низкий уровень
-продуктивность мышления характеризуется элементарным анализом, мыслительная операция синтеза на низком уровне,
-минимум самостоятельности,
-темп продвижения - низкий, то есть требуется большое число тренировочных упражнений, даже при незначительном видоизменении задания потребность в помощи.
-часто работа не выполняется в полном объеме,
-плохое принятие и удержание учебной задачи,
-темп выполнения заданий медленный, требуется постоянный контроль со стороны взрослого, большое число исправлений,
-умение самостоятельно работать не сформировано,
-быстрая утомляемость, произвольное внимание развито слабо
1.БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
Ссылки на тренажеры по теме в LearningApps.org: https://learningapps.org/9958445 https://learningapps.org/display?v=px1kjete320
ВАРИАНТ 1
Уровень А (слабый)
Определите слова, от которых образованы данные. Запишите их. Выделите в словах первого столбика приставку.
Образец: безыдейный - идея
Подытожить - _________________________________
Безымянный - _________________________________
Сыграть - ____________________________________
Предыдущий - _________________________________
Разыгрывать - _________________________________
Обыграть - ___________________________________
Безысходный - ________________________________
Сымпровизировать - ___________________________
Подыграть -___________________________________
Дезинформация - ________________________
Уровень Б (средний)
Подумайте, когда нужно писать после приставок на согласную буквы И-Ы? Вставьте пропущенные буквы. Образуйте с получившимися словами словосочетания, запишите их.
Пост...нфарктный, дез...нформация, без...глый, супер...нтеллигентный, под...тожить, небез...нтересный, без...мянный
Уровень В (сильный)
Выпишите из данных предложений слова с орфограммой "Буквы –ы/-и после приставок на согласную", составьте с ними словосочетания. Разберите эти слова по составу.
- Впереди строителей дорог шли изыскатели.
- Петя рассказывал еще об одном пограничнике, который так и остался безымянным героем.
- Трансиорданский поход подошел к концу.
- Межигровое пространство заполнилось ребятишками.
- После спортигры весь спортинвентарь был убран.
- Рыба была безыкорной.
ВАРИАНТ 2
Уровень А
Запишите слова, соединяя их с приставками с-, от-, под-, раз-, сверх-, меж-, без-, об-. С выделенными словами придумайте предложения.
Интересный (сверх-, без-), институтский (меж-), искусный (без-), изысканный (сверх-), инициативный (без-, сверх-), искать (от-, раз-, об-), играть (с-, от-, под-, об-).
Уровень Б
Замените одним словом, используя изучаемые приставки (под-, без-, пред-, раз- и др.) Запишите эти слова, выделите в них приставку.
1.Проводить осмотр, чтобы найти что-либо.
2.Не имеющий имени, названия.
3.Подшутить над кем-то.
4.Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо.
5.Человек, занимающийся розыском пропавших людей или вещей.
6.Одержать победу.
7.Подвести итог о каком-либо мероприятии.
8.Потерпеть поражение в игре.
9.Соревнования между институтами.
Уровень В
Придумайте и запишите небольшой юмористический рассказ на тему «Есть в нашей школе небезызвестный актер», используя данные словосочетания: Сымитировать чириканье, сыграть спектакль, сверхинтересный собеседник, веселый розыгрыш, подыскать нужный костюм, наиграть любую мелодию, сыронизировать над смешной ситуацией.
2.Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Уровень А
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Карточка № 1:
Потуш..нный свет; ож..г руки; с тяж..лой нош..й; подош..л к реш..тке; измельч..нный горох; сожж..нное письмо;
Карточка № 2:
Ож..г руку; парч..вая ткань; пораж..нный богатством; покрыто сплошь саранч..й; ч..рствый хлеб; назнач..нная встреча; окруж..нный полем;
Карточка № 3:
Похожий на суч..к; пробирались чащ..й; сооруж..нный дворец; орош..нный водой; лиш..нный крова; стриж..м ч..лку; ж..лтый цветок; пунц..вые щ..ки.
Уровень Б
Образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте в причастиях ударение.
Карточка № 1:
ВОЗМУТИТЬ - -
ПРИВЛЕЧЬ- -
ОГРАНИЧИТЬ - _____________-
ПОЛУЧИТЬ- -_________________________
НАЗНАЧИТЬ-__________________ -
Карточка № 2:
ЗАРЯДИТЬ - -
ПОРАЗИТЬ - -
ПОДСТРИЧЬ - -
ЗАПРЯЧЬ - -
ЛИШИТЬ - -
Уровень В
Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква.
Карточка № 1:
1). Пораж…нный, обнаж…нный, предлож…нный;
2). Скош…н, отраж…н, подстриж…н;
3).Печ…ный, заряж…нный, копч..ный;
4).Защищ…нный, кипяч…ный, искаж…нный.
Карточка № 2:
1). Получ..нный, назнач…нный, потуш…нный;
2). Вооруж…нный, украш..нный, сколоч…нный;
3). Сообщ…н, обнаруж..н, слож…н;
4). Обогащ…нный, обреч…нный, огорож…нный.
3. Знак препинания при обращении
Уровень А
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать
1.Пора, мой друг, пора. – Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Её мечты всегда были возвышенны и романтичны. – Мечты, мечты, где ваша сладость? 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! – Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи.
4. Москва – мой любимый город. – Москва! Люблю тебя как сын…
Закончите предложения:
а) Обращение называет того
б) Обращение обычно бывает выражено
в) Обращение произносится с особой____г) Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и________, поэтому при разборе предложения его нередко .
Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение
не входит________________, не является__________ и произносится_______________________.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения
1) Берёзы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной –чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Проследите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений? Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамулечка, Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка .
Уровень Б
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1). Ветер споёт нам про дикие горы.
2). Бабушка рассказывает сказку на ночь.
3). Ребята пошли на речку.
4). Мама купила мне книгу.
5). Петя сначала выучил уроки, а потом пошёл гулять.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения
Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н, нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом конечно ты был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр…ехал? Конечно говорить об этом было неприятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и развлеч(?)ся-то словно было (не)зачем.
3.В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки?
1.Лидия Николаевна, в кухню выходить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.
2.Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.
3.Так что будьте осторожны, дамы и девицы.
4.Читатель, любишь ли ты книги?
5.Итак, вы в Москве родные мои?
6.А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.
Уровень В
1.Составьте 12 предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других – обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.
2.Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевлённые предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
3.Выберите ошибочное утверждение.
1).Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.
2).Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.
3).Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.
4).В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.
4.На месте каких цифр должны стоять запятые, обособляющие обращения?
И мнится (1) очередь за мной,
Зовет меня (2) мой Дельвиг милый (3)
Товарищ юности живой (4)
Товарищ юности унылой (5)
Тесней (6) о милые друзья (7)
Тесней наш верный круг составим (8)
Почившим песнь окончил я (9)
Живых надеждою поздравим.
4.Чередующиеся гласные в корнях
Уровень А
Задание 1.Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне | от наличия/отсутствия ударения | от суффикса -а- после корня | от лексического значения | |
Загорелый | ||||
Блестеть | ||||
Отрасль | ||||
Подложить | ||||
Выращенный | ||||
Росток |
Задание 2.
1.В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?
1.растение 2.обмакнуть 3. пригорел 4.касается
2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?
1. проберусь 2. наклонился 3.заря 4. Уравнение
3.В каком слове написание чередующейся гласной зависит от значения?
1.прискакал 2. выровнять 3.подложу 4. Опоздание
4. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от согласной в корне?
1.выросли 2. пригорел 3. Касательная 4. Отбирать
5. Выберите слово, где пропущена буква А:
а) тв..рец;
б) к..сание;
в) зар..сли.
Уровень Б
- Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне. а) к..сить
б) к..стный
в) прик..сновение
- Какой вариант не соответствует правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием»?
а) к..сить;
б) нар..стить;
в) приг..рать.
- В каком ряду пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? а) к..лонна, водор..сли, б..калея
б) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
в) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
- Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_ру, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, б) о – а
разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть
5.Укажите варианты ответов, в которых дано верное
объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2)ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
3)ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
5) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
6) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
Уровень В
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1. зам…рать, ск…чок, ур…внение
2. пом…риться, заг…релый, водор…сли
3. р…стовщик, неук…снительно, отр…сль
4.ск…куны, бл…стящий, попл…вок
5. р…вняйсь, р…внина, тв…рение
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1.пол…гать, приб…рающий, пл…вец
2.зач…натель, подр…внять, выч…тать
3.приг…рел, г…ристый, прил…жение
4.накл…нился, оп…рался, ск…куны
5.з…рница, вым…чить, к…сательная
3. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм-гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.
1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняяз_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_внинойдр_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде.
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- ВЫСТИРАТЬ (бельё) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
5) ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
5. Правописание согласных в корне слова
Уровень А
1.Закончите предложения:
Чтобы не ошибиться в написании сомнительной или непроизносимой согласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед…
(гласной или согласными л,м,н,р)
Если проверочное слово нельзя подобрать, написание согласной устанавливается по…
(орфографическому словарю)
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограмму
«Правописание согласных в корне слова»:
- моро… - морозец
- холо… - холода
- сне… - снега
- шу…ка - шуба
- коро…ка - коробочка
- ука…ка - указать
- мя... кий - мягок
- ре…кий - резок
- кре…кий - крепок
- горо… - города
3.Запишите слова правильно.
Берё[с]ка, бере[к], огоро[т], ре[з']ба, чуде[сн]ый, тетра[т]ка, ме[сн]ый, со[нц]е.
4.З или с ? Арбу…, адре…, пол…ти, запа…ти, замер…, погры…, ни…кий. Б или п? То…кий, гри…, скри…ка, клу…ки, тря…ка, тру…ка, оши…ка.
Д или т? Гря…ка, ве…ка, горс…ь, гру…ка, бесе…ка, зага…ка, се…ка.
В или ф? Бро…ь, вере…ка, морко…ка, шар…, ло…кий, ше….
5.«Исправьте ошибки»:
Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит над желтыми полями. Сквось бурые сучья деревьев белеет небо, на липах висят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко холодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на голубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок тихонько шевелит и гонит упавшие листья. ( По И.С.Тургеневу)
5.Вставь там, где нужно, на месте пропусков согласные. В скобках впиши проверочные слова.
Образец: прелестный (прелесть), пресный (пресен)
Уча…ствовать ( ), мес…ный (________________),
ужас…ный (____________), прелес…ный ( ), со…нце ( ), опас…ный ( ), искус…ный ( ), сер…це ( ), ус…ный ( ).
Уровень Б
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму:
- моро… -
- холо… -
- сне… -
- шу…ка -
- коро…ка -
- ука…ка -
- мя... кий -
- ре…кий -
- кре…кий -
- горо… -
2.Найдите в тексте и выпишите слова с орфограммой «Правописание согласных в корне слова»:
И в ненастную погоду, и когда светит солнце, хорошо виден из любой точки нашего города известный всем Воскресенский собор. Именно в этой местности пустил корни и начал свое существование наш прелестный город. Основателями монастыря стали ученики преподобного Сергия Радонежского - преподобные Феодосием и Афанасием. Монастырь стал сердцем всей округи. Позже в окрестностях монастыря появилось село Федосьево. Именно оно стало основой для будущего гигантского города.
3.«Исправьте ошибки»:
Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквось бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. ( По И.С.Тургеневу)
4.Замените одним словом, обозначьте орфограмму:
- Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани
- Большое желание есть
- Спортивный бег
- Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки
- Популярная игра на льду
- Шестой день недели
- Дорога с твёрдым покрытием
- Место, где продают билеты
1. Аппликация 2. Аппетит 3. Кросс 4. Режиссер 5. Хоккей 6. Суббота 7. Шоссе 8. Касса
6.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
У нашей ко…ки р…дились де…ки. Снач…ла они были сл…пыми. Потом у них открылись гла…ки и прорезались зу…ки. Один к…тенок ч…рный, а ла…ки беленькие, как будто в сапо…ках. Другой к…тенок ярко-рыжий, как морко…ка, с белой гру…кой. Шерс…ка у них гла…кая, мя…кая. Я могу ч…сами см…треть на к…тят.
7.Тест
1.Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) деревя_ка; 2) коври_ка; 3) ре_ба; 4) доро_ка.
2.Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) сма_ка; 2) сва_ьба; 3) ре_кий; 4) про_ьба.
3.Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) ше_ство; 2) варе_ка; 3) филосо_ский; 4) жени_ьба.
4.Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) моло_ьба; 2) стру_ка; 3) ко_ьба; 4) жу_кий.
5.Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) блес_нуть; 2) плес_нуть; 3) чудес_ный; 4) сверс_ник.
6.Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) искус_ный; 2) гнус_ный; 3) хлес_нуть; 4) ужас_ный.
7.В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?
1) громко свистнуть; 2) мелкая изморось; 3) отвезти песок на стройку;
4) искусный мастер.
8.Отметьте слово с удвоенной согласной:
1) кол(л)ичество; 2) гал(л)ерея; 3) режис(с)ер; 4) грам(м)отность.
(Ответы: 1-1, 2-4, 3-2, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-3)
Уровень В
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова.
Ска…ка на ночь, кру…ка молока, ло…кий спортсмен, ре…кий лес, интересная кни…ка, беговая доро…ка, сла…кий чай, мя…кий диван, широкая ю…ка, теплая ша…ка, сколь…кий уж, ле….кий плащ , ни…кий голос, чу…кий слух, шерстяная варе…ка, ры…ка в пруду, ло…ка на причале.
2.Распределите слова по группам:
1) Парные по звонкости-глухости согласные;
2) Непроизносимые согласные;
3)Удвоенные согласные.
Ло(д,т)ка, ни(з,с)ко, ми(л,лл)ион, обле(г,х)чить, пра(з,зд)ничный, те(р,рр)итория,
нече(с,ст)ный, профе(с,сс)ия, по(з,зд)ний, кла(с,сс), жу(ж,жж)ать, и(л,лл)юстрация, гру(с,ст)ный, ле(в,ф), коро(б,п)ка, а(л,лл)ея, изве(с,ст)ный, ко(с,з)ьба, ме(д,т), ра(с,сс)каз, уча(с,ст)ник.
3.Спишите текст, раскрывая скобки и обозначая орфограмму «Правописание согласных в корне слова»:
И в нена(сн,стн)ую погоду, и когда светит со(л,лн)це, хорошо виден из любой точки нашего города изве(сн,стн)ый всем Воскресенский собор. Именно в этой мес(н,тн)ости пустил корни и начал свое существование наш преле(с,ст)ный город. Основателями монастыря стали ученики преподобного Сергия Радонежского - преподобные Феодосий и Афанасий. Монастырь стал се(р,рд)цем всей округи. Позже в окре(сн,стн)остях монастыря появилось село Федосьево. Именно оно стало основой для будущего гига(н,нт)ского города.
4.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.
Гиган…ский, голлан…ский, интерес…ный, звез…ный, крепос…ной, капус…ница, лес…ница, грус…ный, ненас…ный, опас…ный, радос…ный, со…нце, реше…чатый, трос…ник, шес…надцать.
5.По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.
1). Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.
Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.
6.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1). Мы шли по вя…кому песку прилива к хижинам, которые видели под деревьями.(Гонч.) 2). Трудно выдумать печальнее мес(?)ность.(Гонч.) 3). Ше(?)твие напр…влялось по улице столицы.(Проск.) 4). Чу(?)ствую, как многотонная гиган(?)ская сигара устремилась ввысь.(Г.Титов) 5). Мох мя…ко пружинит под ногами.(Абр.) 6). Самолет вздрагивает от ре…ких толч(?)ков.(И.Ефремов) 7). Девять из десяти учас(?)ников скачки прибыли на поезде. 8). И за стенами чу(?)ствовалась та же неподвижность. 9). Сле…ка ныряя по мя…ким волнам, плыла наша быстрая ло…ка. (Т.) 10). Вдруг внизу я(?)ственно скрипнула дверь.(В.Пикуль) 11). С утра до вечера по окрес(?)ным долинам и холмам пехота и конница отрабатывала совмес(?)ные маневры. 12). Он сла…ко пот…нулся, и сразу стало радос(?)но, праз(?)нично, весело.(Б.Акун.)
7.Тест
1.Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) деревя_ка; 2) коври_ка; 3) ре_ба; 4) доро_ка.
2.Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:
1) сма_ка; 2) сва_ьба; 3) ре_кий; 4) про_ьба.
3.Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) ше_ство; 2) варе_ка; 3) филосо_ский; 4) жени_ьба.
4.Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:
1) моло_ьба; 2) стру_ка; 3) ко_ьба; 4) жу_кий.
5.Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) блес_нуть; 2) плес_нуть; 3) чудес_ный; 4) сверс_ник.
6.Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:
1) искус_ный; 2) гнус_ный; 3) хлес_нуть; 4) ужас_ный.
7.В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?
- громко свиснуть; 2) мелкая изморозь; 3) отвезти песок на стройку; 4) искусный мастер.
8.В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?
1) изморось рисует узоры; 2) луга шли вперемешку с полями;
3) бескорыстный человек; 4) над степью парили рябчики.
9.Отметьте слово с удвоенной согласной:
1) кол(л)ичество; 2) режис(с)ер; 3) гал(л)ерея; 4) грам(м)отность.
10.Отметьте слово с удвоенной согласной:
1) бал(л)он; 2) ал(л)юминий; 3) драм(м)а; 4) рес(с)урс
11.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
вес...ник, двухмес...ный, сверс…ник
гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный
древес...ный, доблес...ный, съес...ной
надкос...ница, искус...ный, завис...ник
12.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1)ярос...ный, ужас...ный, сверс...ник
2)захолус...ный, воскрес...ник, радос...ный
3)интриган...ство, мес...ность, юрис...консульт
4)окрес...ные (леса), горес...ный, президен...ский
13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
1) хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр
2) а...юминий, а...омпанемент, а...отация
3) дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия
4) депре...ия, ди...етант, ди...онанс
- В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
1) диагра...а, гра...отность, гра...атика
2) и...унитет, дра...а, моногра...а
3) ка...икатура, ба...икада, те...аса
4) пе...имизм, прогре...ивный, пре...а
(Ответы:1-1, 2-4, 3-2, 4-2, 5-4, 6-3, 7-1, 8-1, 9-2, 10-2, 11-1, 12-4, 13-2, 14-4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Задания содержат основные направления ЕГЭ по русскому языку и могут быть использованы учителем в качестве текущей проверки качества знаний....
Разноуровневые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника. Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных пра...
Задания для подготовки к ГВЭ по русскому языку. Творческое задание по фрагменту рассказа А.В. Митяева "Длинное ружье"
Творческое задание ,написанное по шаблону(речевому клише),предназначено для обучающихся 9- х классов второго года обучения сТНР и ЗПР , слабослышащих ....
ОГЭ по русскому языку орфографический анализ
Данный материал может быть полезен при подготовке к ОГЭ по русскому языку...
Разработка задания № 5 в формате ОГЭ по русскому языку «Орфографический анализ».
Тренажер для отработки задания № 5 "Орфографический анализ" на ОГЭ....
ПОДГОТОВКА К ГИА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Данный материал предназначен для обучающихся 9 класса для подготовки к ГИА по русскому языку...
Разноуровневые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации знаний по предмету, владения логикой применения изученных правил на практике, умения использовать теоретические сведения для составления связного пи...