Развитие речи. Рассказ на основе услышанного.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель:
- познакомить с жанром рассказа на основе услышанного.
Задачи:
- написать сочинение- рассказ на основе услышанного;
- формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
- совершенствовать письменную речь учащихся;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._rasskaz_na_osnove_uslyshannogo._97_6_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Р/р. Рассказ на основе услышанного. *97
Цель:
- познакомить с жанром рассказа на основе услышанного.
Задачи:
- написать сочинение- рассказ на основе услышанного;
- формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
- совершенствовать письменную речь учащихся;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
Ход урока
- Организационный момент.
- Формулирование темы и целей урока.
- Внимательно послушайте отрывок. Из какого произведения? Кто автор? В чем особенность текста?
Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.
— Надобно знать, что тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела; однако сами изволите знать: офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и я с Ванюшей делюсь, как могу, своими доходишками. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь верст, авось бог пронесет. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается, бледен, оборван и пеш — я так и ахнула. «Что такое? что с тобою сделалось?» Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был тут, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил, зато всего обобрал, отнял и лошадь и телегу». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо, рассказала все и послала ему свое благословение без гроша денег…
Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни.
(А.С.Пушкин «Дубровский». Автор рассказывает историю, «услышанную» от помещицы Глобовой).
- Сформулируем тему урока. (*97)
- Определимся с целью работы.
* Узнать, что такое рассказ на основе услышанного.
* Р/р. Упр.578.
3. Усвоение темы.
1) Анализ текста А.С.Пушкина.
- Как построен текст? Построение схемы.
Автор | Рассказчик - 1) тот, кто рассказывает что-нибудь; 2) некий человек, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. (Для автора услышанный рассказ). Прошедшее время 2. Основная часть. Повествование от лица рассказчика - Я. Сюжет: З. – Р.д. – К. – Р. | Автор |
Настоящее время | Настоящее время | |
1. Вступление. Подготовить к рассказу: - от кого? - где? - когда? - при каких обстоятельствах услышал рассказ? | 3. Заключение. Судьба рассказчика. Чувства и мысли, вызванные услышанным. |
- Что такое композиция?
- Познакомились с композиционным приёмом, который называется обрамлением.
Обрамление – это композиционный приём, при котором финал возвращает к началу произведения на новом уровне осмысления ситуации.
- Иначе построение текста с помощью обрамления в литературе называется кольцевая композиция.
- Зачем автору такое сложное построение текста?
(У рассказчика
- свой характер;
- своя манера говорить;
- он сам видел и знает, о чём рассказывает.
Это реальный человек, которому веришь.
Например, у помещицы Глобовой добрый и весёлый характер, говорит она быстро, она симпатична свое материнской любовью. Ей доверяют, и поэтому Дубровский нравится гостям).
2) Выполнение упр.577.
4. Алгоритм выполнения д/з. Упр.578
1. Выбрать рассказчика.
2. Определиться с темой рассказа.
3. Записать услышанное как можно точнее, сохраняя манеру речи.
4. Отметит свои чувства и мысли от услышанного.
5. Выполнить работу над черновиком, следуя плану.
6. Озаглавить сочинение.
5. Рефлексия.
Я узнал…
Я не понял…
Д/з. Упр.578 (черновик)
Рассказ на основе услышанного.
Случай с лисёнком.
Я люблю слушать истории моей мамы из её детства. Она выросла в деревне, и поэтому мне очень интересно то, что она рассказывает. Однажды я услышала вот что…
Этот случай я особенно запомнила, хотя была совсем маленькой. Папа мой был охотником и однажды, возвращаясь с охоты, он принёс маленького лисёнка. С этого всё и началось.
Мы с мамой отнесли рыженького в сарай, поставили ему блюдечко с молоком, а сами ушли. Папа сказал: «Пусть лисёнок освоится на новом месте». И весь день мне не терпелось его увидеть, ещё раз на него посмотреть. Я то и дело подходила к сараю и слушала, что там делает лисёнок один. И вот пришёл вечер, и мы стали ложиться спать. Я проснулась среди ночи и слышу, что кто-то шуршит на дворе. Я открыла занавеску и вижу: по двору бегает лиса и что-то держит в зубах. Потом лисица подбежала к сараю и стала лапами подрывать землю, но это у неё не получилось. Она повертелась вокруг сарая и убежала. А утром мы с папой увидели у дверей сарая большого убитого зайца. «Вот это да! Какая заботливая мамаша! - сказал папа.- Уже успела позаботиться о своём лисёнке».
А на следующее утро у сарая лежала задушенная соседская курица. Соседи очень возмутились, приходили и жаловались папе. Потом лисица принесла ещё одну курицу своему малышу. Тут уж соседи стали говорить, чтобы мы отнесли лисёнка в лес. И на следующее утро, очень рано, папа отнес лисёнка к лисьим норам. С тех пор лисица больше не прибегала.
«Ну, вот и весь рассказ», - сказала мама. А я подумала о том, какими любящими и преданными могут быть даже дикие животные.
Лобанова О. 6 А класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"р/р Рассказ на основе услышанного" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: р/р рассказ на основе услышанногоЦель урока: учить детей строить рассказ на основе услышанного и развивать орфографические и пунктуационные умения;Задачи урока:Образовательная:учить детей ...
Презентация к уроку развития речи "Рассказ по картинка Радлова"
Презентация у року развития речи в 5 классе...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного"
Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного" 6 класс...
Развитие речи обучающихся на основе опорных схем.
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения....
Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"
Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...