Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи; находить антонимы в тексте; подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; познакомить со словарями антонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borozdina_e.a.tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО _Бороздина Елена Александровна_
Технологическая карта урока
Название предмета: русский язык
Класс: 5
№ урока: 69
Тема урока: Антонимы
Цели урока:
Образовательные: уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи; находить антонимы в тексте; подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; познакомить со словарями антонимов;
Развивающие: развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции; навыки самоорганизации и саморазвития, мышление, рефлексию.
Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Основные термины и понятия: Синонимы, омонимы, антонимы
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточные материалы, учебник (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.)
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо,- под рукой! - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные |
2. | Актуализация знаний | - Я предлагаю вам устно продолжить начатые мною предложения (вопросы спроецированы на экран, ответы появляются по щелчку). 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…(лексикой). 2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется... (лексикологией). 3. Лексическое значение слова можно узнать по... (толковому словарю). 4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются... (многозначными). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ... (омонимами). 6. Слова одной и той же части речи ,которые обозначают одно и то же , но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются...(синонимами). | Продолжают начатые учителем предложения | Регулятивные (контроль, коррекция знаний) |
3. | Введение в тему | - Ребята, чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить лингвистическую разминку в форме загадки. - Прочитайте загадку. Кто объяснит пропущенные орфограммы? Д..леко мой стук Слышит..ся вокруг. Черв.. кам я вра.., А д…ревьям друг. - А как вы поняли, что ответом на загадку явилось слово «дятел»? Какие ключевые слова помогли вам в этом? - Найдите в загадке слова с противоположным лексическим значением. | Объясняют орфограммы. Находят антонимы в тексте, определяют их значение. | Регулятивные (поиск и выделение информации) Предметные (анализ с целью выявления общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения) |
4. | Целеполагание | - О каких же словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (Тема выводится на экран) Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока. - Давайте определим цели урока. В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Антонимы – это….. Роль антонимов в речи…. | Формулируют тему и цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. | Регулятивные( умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельное планирование пути достижения целей). Познавательные (формулирование проблемы) Коммуникативные (Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение). |
5. | Изучение новых знаний и способов деятельности |
- Что же это за слова «антонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 185 и закончите начатые предложения. Подчеркните слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются. Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ---- ---. Петя поднимается в гору, а Коля ----- ------. Петя идёт тяжело, а Коля ----- -----. У Пети тёмные волосы, а у Коли ---- -----. Ответы записываются в тетрадях (вечером, спускается, легко, светлые). - Слова эти одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Эти слова называются антонимами. ВЫВОД: Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной. Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам) - Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 66, с. 185-187). 2. Анализ терминов. Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. -В каком термине нам встречалась вторая часть этого слова? (Синоним) По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ - встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза. | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
6. | Первичная проверка понимания изученного | 1. - Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте строчки. Я.Козловского и найдите в них антонимы. Слова умеют плакать плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. 2. - Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в языке. Появление антонимов в речи неслучайно. Еще издавна народ обратил внимание на противоположные явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день – ночь…). На противопоставлении построены многие жанры фольклора, в том числе пословицы. В этом мы убедимся, выполнив следующее упражнение. Предлагает выполнить упр. 393 ( по заданию) Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы. Объясните постановку запятой перед союзом а. - Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в листе самооценки. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). | Личностные (приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся). Познавательные (читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника) Регулятивные(контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи). |
7. | Физминутка | Мы немножко отдохнём. Дружно встанем и начнём. Это высоко, а это … Это далеко, а это… Поднимаем руки вверх. … руки …. Наклоняемся вперёд, А потом наклон… Наклонимся дружно влево, А потом все дружно… Дружно все за парту сядем, Тихо сядем и начнём. - Какие антонимы Вы называли? | ||
8. | Закрепление изученного |
Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан – тяжелый чемодан; легкое платье – теплое платье): высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здоровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек. -Составьте антонимические пары так , чтобы в одном случае они были в прямом значении. В другом в переносном: высокий, тяжелый,острый,жаркий -В каких парах антонимы употреблены в переносном значении? При выборе антонимов учитывается возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к словам благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).
- А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает задание, выполнить их нужно в тетради. 1 группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг- …(злой враг) Тёплый день- Хорошее начало – Полезный труд – Утренний уход – Последнее поражение – 2 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. 3. Знакомство со «Словарём антонимов русского языка” М.Р.Львова. В нем собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из произведений художественной литературы, показывающие употребление антонимов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд) Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы. - Вот вы узнали о новом словаре, давайте поработаем с ним. - Итак, мы знаем, что такое антонимы, умеем находить и подбирать их, находить в словаре, знаем о широком употреблении их в речи. 4. Определение роли антонимов в речи.Творческое задание. На доске текст: Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни. -Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (О зиме) -- Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам антонимы и создайте новый текст. - Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (О лете) - Сделайте вывод: а для чего нам нужны антонимы? (Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной) | Ученики работают в парах Ученики работают в группах. Рассматривают словари. Находят антонимы, объясняют их значения. Работают с текстом, делают выводы. | Коммуникативные (осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы ) Познавательные (поиск информации) Регулятивные (анализ словосочетаний, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи) Познавательные(Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.) Коммуникативные (постановка вопроса, умение выражать свои мысли) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
9. | Контроль усвоения материала | Один ученик у доски. Распечатанный материал на столах. Мини-тест 1.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: б) синонимы в) антонимы 2.Найдите лишнее слово: а) большой б)маленький в)тяжёлый 3.Найдите антоним к слову печаль а)грусть б)горесть в)радость 4. Укажите антоним к слову добрый: А)грустный Б)злой В)глупый -Оцениваем свою работу на данном этапе. | Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
10. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно эстетическое оценивание) |
11. | Рефлексия | 1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её достичь? 2. Что осталось непонятным? 3. Что показалось самым трудным? 4. Где можно применить новое знание? 5. Напишите синквейн по теме урока. Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе самооценки. Учитель оценивает работу учащихся | Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Пишут синквейн. Оценивают свою работу на уроке | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
12. | Домашнее задание | Правило стр. 186. Упр. 394,395 стр.186. Для сильных:Упр. 396. Стр. 187. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...