УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: «Имя числительное – обобщение и систематизация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_imeni_chislitelnomu_v_6_klasse.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
6 класс
Тема урока: «Имя числительное – обобщение и систематизация»
Цели и задачи:
- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;
- развитие умений и навыков правописания имён числительных;
- воспитание любознательности и сообразительности.
Оборудование: интерактивная доска с презентацией к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.
Например, сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Ещё бы! А ответить на этот вопрос нам помогло числительное. И сегодня мы с вами вспомним всё, что узнали об этой замечательной части речи.
III. Фронтальный опрос СЛАЙД №1
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Вопросы:
- Что такое имя числительное? СЛАЙД №2
- На какие две группы делятся числительные?
- Как мы определяем количественные и порядковые числительные? Приведите примеры. СЛАЙД №3
- На какие разряды делятся количественные числительные? Приведите пример числительных каждого разряда. СЛАЙД №4
- С какими существительными мы можем употреблять собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.? СЛАЙД №5
- Чем отличаются числительные три от числительного тридцать три? Пять, пятнадцать и пятьдесят семь? СЛАЙД №6
- Какой общий морфологический признак имеют все числительные без исключения? Как изменяются все числительные?
- Какие морфологические признаки есть не у всех числительных?
- Вспомните, какие числительные имеют только две падежные формы?
- Все ли слова, имеющие в своём составе цифровое выражение, являются числительными? Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)
ЗАДАНИЕ: 1 ряд: выписать имена числительные.
2 ряд: существительные.
3 ряд: глаголы
Пять, утроить, двойня, пятый, пятак, десяток, раздвоился, пять седьмых, десяток, оба, утроить, пятерня.
- Какую синтаксическую роль могут выполнять имена числительные?
СЛАЙД №7
Записать предложения, определив синтаксическую роль числительных.
- Три – нечетное число. Первый луч солнца разбудил девочку. Две подруги были неразлучны. Поезд прибыл в семь часов.
IV. Из истории числительных.
Числительное один произошло от общеславянской формы единъ. Едъ - усилительная частица, инъ - один, некоторый, какой-то (иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ - источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).
Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сорочками (сороками) когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок.
А слышали вы когда-нибудь такое выражение «тьма народу»?
Конечно, слово «тьма» - это в современном русском языке имя существительное. Но в древнерусском языке это слово было: числительным и имело значение "десять тысяч". Этим словом обычно обозначалось количество, не поддающееся счёту. Отсюда - тьма-тьмущая и тьма народу.
Это слово придумал итальянский путешественник Марко Поло в XIII веке. Посетив Китай, он был восхищён богатствами этой страны. Рассказывая об увиденном, он восклицал: "Миллионе!" Что обозначало это слово? Милли в переводе с итальянского - тысяча, а частица оне соответствует усилительному суффиксу -ищ-. Вспомните, что в русском языке есть слова: ручища, домище и т. п. Таким образом, миллион в дословном переводе звучит как тысячища.
ЗАДАНИЕ СЛАЙД №8 Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок, исправьте ошибки.
1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью.
2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.
3) Договор подписан обоими сторонами.
4) У меня есть двое попугаев.
5) Мы ехали пятеро дней.
6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.
7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём.
- Всё исправили. Молодцы!
Дополнительное задание (выполняется по желанию, выдаётся в виде карточек).
Морфологическая пятиминутка НА ДОСКЕ
Два мальчика подошли к школе.
Два – числительное.
I. ( сколько?) два (мальчика).
Н.ф. – два.
II. Пост.: прост., колич., целое; непост.: - в именительном падеже.
III. Сколько? Два мальчика
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются имена числительные.
а)Ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
5.Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец, закройщица.)
А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?
Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение правильно произносить сложные числительные числительные Вообразите, что будет, если диктор ошибётся.
ЗАДАНИЕ Просклонять 754
Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд. Попробуйте озвучить тексты, которые вам могли бы предложить прочитать в студиях некоторых программ.
Программа «Очевидное-невероятное»
- При короновании царя Павла I извещение о моменте начала церемонии коронации в Москве было передано в Санкт – Петербург в течение всего 3 часов. Вдоль всего пути между двумя городами были расставлены солдаты в 200 метрах один от другого. При первом ударе колокола ближайший солдат выстрелил в воздух, его ближайший сосед, услышав выстрел, также разрядил ружьё и так далее. Спустя 3 часа после первого удара московского колокола уже грохотали пушки Петропавловской крепости на расстоянии 650 километров от Москвы.
- Китайский зубной врач Юн Кван довольно наглядно напоминал о необходимости ежегодного ухода за зубами. С тех пор пациенты всегда вовремя приходили на профилактический осмотр. Он построил перед своей клиникой башню высотой 2,5 метра, сложенную из 27 999 больных удалённых зубов. Говорят, его пациенты пришли в восторг от необычного памятника.
ПОДАРОК МАМЕ (у доски 3 ученика) СЛАЙД №9
Дорогие мамы, поздравляем вас с праздником Восьмое марта!
Дорогие мамы, поздравляем вас с Восьмым марта!
Дорогие мамы, поздравляем вас с праздником 8 Марта!
Подведение итогов
Учитель: Мне хотелось бы напомнить, что непростую ступеньку под названием «Имя числительное как часть речи» преодолели все, будьте готовы к знакомству с новой частью речи.
Спасибо за работу!
Домашнее задание: Составить кроссворд на тему «Имя числительное»
Карточка №1
Просклонять числительное 754
Карточка №2
Запишите предложение, расставляя необходимые знаки препинания. Число и месяц запишите словами.
Дорогие мамы поздравляем вас с праздником 8.03
Карточка №3
Запишите предложение, расставляя необходимые знаки препинания. Число и месяц запишите словами.
Дорогие мамы поздравляем вас с 08.03
Карточка №4
Запишите предложение, расставляя необходимые знаки препинания. Число запишите цифрой, а месяц - словами.
Дорогие мамы поздравляем вас с праздником 8.03
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".
Урок создан на основе модели личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...
урок русскогоязыка в 5 классе по теме "Суффикс - значимая часть речи"
Урок составлен по учебнику Ладыженской...
открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Сценарий урока русскогоязыка в 5 классе по ФГОС
Урок по теме "Имя существительное" принял участие в конкурсе муниципальных методических служб и занял первое место....
урок ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 6класс
тип урока- закрепление знаний и формирование умений т навыковтема-закрепление материала по теме "Имя числительное"Цель-достижение учащимися предметных и мтапредметных результатов...
Статья Индивидуальная работа на уроках русскогоязыка
Статья содержит основные формы и методы организации индивидуальной работы...
Конспект урока по русскому языку на тему: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное». 6класс
Обобщающий урок по теме " Имя числительное" На уроке можно будет повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи, учащиеся смогут ана...