Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись писать грамотно" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Вайс Ирина Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись писать грамотно"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

 «Учись писать грамотно»

 ( 6 класс)

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Учись писать грамотно» разработана на основании Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

 в соответствии с:

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  • Требованиями САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;

      Рассчитана на 52 часа (2 часа в неделю).

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Актуальность программы

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

      Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе  предусмотрены активные  формы  работы, направленные  на вовлечение  обучающихся  в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими  лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.

Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Курс «Учись писать грамотно» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы «Учись писать грамотно» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.

Основные цели программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

                     2.Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться  усовершенствовать приемы и методы.

  1. Программа ориентирована на УМК под редакцией А.Д. Шмелева, Э.А. Флоренской и др.; «Русский язык. 6 класс».– М.: Вентана-Граф, 2019.

Связь с уже существующими программами. 

Программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников А.Д. Шмелева, Э.А. Флоренской и др.) в 5-9 классах (М: М.: Вентана-Граф, 2019.),

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

 Работа кружка основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи внеурочных занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «Учись писать грамотно» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

                                 3. Место курса в учебном плане

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - занятие.

Количество часов – 2 учебных часа в неделю (60 минут).

За год (34 недели) – 52 занятия

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

В рамках  реализации курса   внеурочной деятельности «Учись писать грамотно!» организованного в дистанционном режиме  используются следующие формы деятельности обучающихся:

  • проектные и исследовательские работы обучающихся;
  • деятельность школьных научных обществ;
  • просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
  • посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
  • общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования,  сотрудниками научных организаций;
  • просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
  • оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
  • мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

                                               

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

-        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-        представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-       овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-      формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

-      обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-      использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

-      расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

-     формирование навыков проведения различных видов анализа слова

-     формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

                                   5. Содержание курса

При реализации  курса  внеурочной деятельности «Учись писать грамотно!» либо  отдельных её частей возможна организация  деятельности обучающихся с использованием:

  • дистанционных образовательных технологий;
  • электронного обучения;
  • образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

2

3

4

5

6

http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.interqu.ru

http://www.meqaslov.ru

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

кол-во часов

1

Безударные гласные в корне слова

1

2

Буквы о-ё после шипящих

2

3

Чередование гласных о-а/е-и в корне слова

2

4

 Морфемика и словообразование

4

5

Правописание приставок. Приставки на -з и-с, и-ы после приставок

2

6

Правописание приставок пре- и при-

2

7

Правописание сложных существительных с соединительной гласной и без соединительной гласной

2

8

Правописание сложных имен прилагательных

2

9

Правописание приставок пре- и при-

3

10

Правописание суффиксов прилагательных

3

11

Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного

1

12

Образование действительных причастий настоящего времени

2

13

Образование действительных причастий прошедшего времени

2

14

Образование страдательных причастий настоящего времени

2

15

Образование страдательных причастий прошедшего времени

2

16

Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени

2

17

Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных

2

18

Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий

2

19

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

20

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

1

21

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

1

22

Деепричастие как форма глагола

1

23

Слитное и раздельное написание не с деепричастиями

1

24

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

2

25

Склонение простых количественных числительных

1

26

Склонение сложных количественных числительных

1

27

Правописание ь в именах числительных

1

28

Слитное и раздельное написание имен числительных

1

29

Правописание местоимений с предлогами

1

30

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

1

Итого

52 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...