урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"
методическая разработка (10 класс) по теме

Гродь Анна Игоревна

 Данный урок  преследует цель- учить неслышащих обучабщихся  ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопросы, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Для этого на уроке создаются условия, необходимые, для развития умения:

 

  • Ситуацию, когда обучающийся не может ответить на вопрос, слдует считать нормальной (если речь не идет о текстах и поверочных работах
  • Неверный ответ-это не повод для негативных эмоций. Мы все сталкиваемся с затруднениями. Мы для этого учимся, чтобы их предолевать
  • У обучающихся должен быть выбор, и этот выбор они содают сами
  • Сначала надо задавать вопрос всем обучающимся, и только потом выбрать отвечающего.

На данном уроке я использовала методические приемы, помогающие учиться спрашивать.

1.Вопросительные слова. Обучающимя предлагается подобрать нужные вопрсительные слова в данном предложении и дать ответ.

2. Простые вопросы- вопросы, отвечая на которые какие-либо факты,вспомнить или воспроизвести определенную информацию

3. Оценочные вопросы.Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий. явлений

На уроке велась работа по обучению  прогнозировать содержание текста, ставить к нему вопросы, учиться видеть в тексте эмоционально-оценочные компоненты,высказыватьвпечатление от картины

Данный урок проводился после работы над  изложением  по тексту  "Картина"Грачи прилетели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_savrasovu.doc70.5 КБ
Файл savrasov_grachi.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Картина рассказывает …

работа с текстами о картине А. К. Саврасова  «Грачи прилетели»)

Цель: учить приемам такого типа речи как повествование, развивать навыки описания картины.

Задачи:

Развивающие: 

•Работать над развитием умения самостоятельно формулировать развёрнутый ответ на вопрос;

•Развивать познавательные интересы: внимание, память;

•Совершенствовать умение давать анализ прочитанного, умение описывать картину;

•Развивать активность воспитанников на уроке.

Коррекционные:

Продолжить работу над развитием слухового восприятия на материале фраз и предложений  по теме;

•Работать над ритмико-интонационной структурой речи, над выразительностью высказываний;

•Развивать у воспитанников потребность речевого общения.

Воспитательные: развивать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;

Оборудование: презентация «»,  таблички с речевым материалом, карточки с текстами

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Проведение теста и определение темы урока.
  4. Работа с текстами.
  5. Описание картины.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Оргмомент.

- Начинаем наш урок.

Наденьте наушники. Как вы слышите?

Повторение


-О чем мы говорили на прошлом уроке?

Послушайте.

-Зачем создаются тексты?


- А еще зачем?


-Какие типы текстов вы знаете?


- Назовите признаки текста


- Почему?



-Мы говорили о текстах.



-Тексты нужны, чтобы передавать факты, события, мысли, чувства.

-Передавать впечатления.


-Повествование, описание, рассуждение.

- Тема текста и основная мысль текста

-Тема определяет, о чем этот текст

-Основная мысль определяет, что именно говорится о теме самое важное.


Проведение теста и определение темы урока


- Попробуйте ответить на вопрос «Умеешь ли ты рассказывать?

- А сейчас определите тему урока


-Но сегодня рассказывать будет картина. (слайд) Тема нашего урока «Картина рассказывает…» Наше обучение пройдет в музее, Для начала закройте глаза.

 (показа слада «Третьяковская галерея»)

-Итак, мы в музее.

 Как он называется?



-Где находится музей?


-Верно,  здесь собраны картины великих русских художников. Мы с вами отправимся в зал с картинами Алексея Кондратьевича Саврасова

(показ слайда) Прочитайте


- Послушайте вопрос. Кем был Саврасов?

(показ слайда)

- Какие картины писал Саврасов?

- Что такое пейзаж?







- Я думаю, что на уроке будем учиться рассказывать.










-Государственная Третьяковская галерея.


- Музей находится в Москве.









- Русский художник, пейзажист

- Пейзажи

- Картина, которая изображает природу.

Работа с текстами

-Представьте, что вы вошли в зал, где висит картины Саврасова

( показ слайда)

- Прочитайте текст ( приложение1)

(работа со словами: вещие птицы, гомон, беседа наедине, с глазу на глаз)


- Как вы понимаете предложения:


«Картины в галерее - как вещие птицы»





«Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами»


«С глазу на глаз она отдаст своё сердце»





-Рассмотрите внимательно репродукцию картины.

(слайд)

- Прочитайте задание и задайте друг другу вопросы







 (слайд)

- Прочитайте текст А.

Какой вопрос можно задать ко всему тексту?







- Докажите выделенную мысль в тексте «Человека на картине будто и нет, но он здесь; был вчера и сегодня», объясни…

- Какую свою мечту художник выразил на полотне.


(слайд)

- Прочитайте текст Б.

На какой вопрос отвечает текст?



- Сравни тексты А и Б по следующим признакам (слайд)







- Что мы делали?

Чтение табличек

Вещие птицы- персонажи сказок, которые передавали чувства (радость или печаль);

Гомон- громкий крик;

Беседа наедине- разговор двоих человек;

С глазу на глаз- тайно, без свидетелей.



- Картины  могут пережить людей.

- Картина без слов может передать чувства, которые испытывал художник.



- Картина изображает то, что было более ста лет назад.


- Картину надо  самому рассматривать внимательно. Так можно понять нравится или не нравится.






…автор картины?

…называется картина?

В …году она написана?

…картина хранится?

…время года изобразил автор?

…изображено на переднем плане?





- Что хотел передать Саврасов на своей картине?( чувство красоты русской природы)


- Почему картина обворожила и поразила всех? ( изобразила , как наступает весна в России)


- Человека на картине нет,  но понятно, что он есть. Ранняя весна в России везде одинаковая.


- Художник хотел показать весну: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится синим



- Как художник изобразил наступление весны?


Текст А трудный, а текст Б лёгкий.

Текст Б интересный, а текст А скучный.


Текст Б легче, чем текс Б.

Текст Б более интересный.

Текст Б такой же, как и текст А. и т.д


- Сравнивали тексты

Описание картины


- Рассмотрите еще раз внимательно картину. Попробуйте описать то, что вы видите

- Что изображено на переднем плане?














- Что вы видите на среднем и заднем плане?







- Катя, что ты можешь рассказать по картине?







- Какое впечатление у вас от картины?






- Передо мной картина А. Саврасова. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях.

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц.




- Далее виден деревянный забор, деревянные постройки, похожие на дома. И церковь, кирпичная или каменная. На заднем плане картины видно поле, . Над полем небо, оно очень пасмурное,



- На картине мы видим потемневшие сугробы, крыши деревенских домов, забор. Вдали виднеются поля, которые освободились от снега. Среди домов возвышаются церковь и колокольня. Над этим всем высокое весеннее небо.


- После того, когда я посмотрел на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.


- Мне картина не очень нравится.


-Я смотрю на картину и ощущаю запах весны. Художник показал красоту ранней весны





Подведение итогов урока


- Наш урок подходить к концу. Что мы сделали за урок?


- Что еще осталось?


- Домашнее задание: написать о создании картины по карточкам.

- Прослушайте оценки






- Прочитали три текста.

Ответили на вопросы.

Описали картину.

- Получить домашнее задание и  узнать оценки.

Приложение 1

ТЕКСТЫ

        …и входите тише. Картины в галерее - как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начинается с появлением первого посетителя.

        Беседа художника со зрителем – заключительный акт творчества. Художник оставляет нам мечту своей жизни. Примите его как дорогого гостя.

        Стоишь вот так перед картиной, как оловянный солдатик. И отчего-то вдруг сожмется сердце… Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами. Подойдите поближе… Картина любит беседу наедине. С глазу на глаз она отдаст своё сердце.

А) Вот она эта знаменитость!- пройдешь и не заметишь. В 1871 году в Петербурге, а на следующий год в Москве, на 1-й Передвижной выставке появилась необыкновенная картина. Незаметная и маленькая, её третьеклассник унесёт под мышкой. Она обворожила и поразила всех. Все о ней заговорили. А ничего особенного: кривые берёзки, церковка, осевший под ногами снег; да еще птички-кавычки над берёзками. И невесёлая за берёзками и церковкой  пошла-полегла деревенская даль. И все здесь так знакомо.

        Человека на картине будто и нет, но он здесь; был вчера и сегодня. «Видать, ледок ненадежен», -говорит кто-то рядом и стряхивает с сапог мокрый снег. Это маленькое полотно- сокровище Третьяковской галереи.

        Весну и горластых грачей художник по-настоящему заприметил ещё в детстве. И потом, уже совсем взрослым, вернулся к ним… И, глядя на мир по-детски, рукой мастера воплотил свою мечту на полотне. Таков, наверно, обычный путь настоящего искусства.

Б) Саврасов, как мальчишка, будет топтать снег, писать этюды…Церковка с островерхой головой, худые берёзки и деловитый гомон грачей.

И всегда облака на небе; много-много всяких пышных, сахарно-белых, дымчатых, страшных…Солнце жмурится за  облаками; там- подступающая весна даёт бой. Да уж поздно воевать старухе зиме! На ветках виснут первые весенние слёзки; Алёшино сердце касается холста лёгким дыханием рисунка, расчерчивает скупую и выразительную композицию линий.

….Ничего лишнего, и так много в пейзаже простодушной русской правды.

Он пишет картину несколько дней; забывает, что надо поесть, приласкать детей. Снова прописывает стволы берёзок; особенно много накладывает белил у забора- на сугроб…. Но он выскажет в своей повести о русской весне столько повседневной красоты, что картина будет светиться человеческой теплотой до сих пор.

Вот она, эта картина. А крепко пахнет весной! Еще вчера лежал здесь снег, а нынче- след полный воды. И путается в облаках рыжеватое солнце. Какая добрая красота! Вот она, перевёрнутая Саврасовым, новая страница русской пейзажной живописи…

                                                     Из воспоминаний современников

Ответь на вопросы теста «да» или «нет».

                              Умеешь ли ты рассказывать?

  1. Когда ты что-нибудь рассказываешь, всегда ли ты знаешь для чего?
  2. Стараешься ли ты четко и ясно излагать свои мысли?
  3. Следишь ли ты за своей интонацией?
  4. Если после твоего рассказа тебе не задают вопросов, это хорошо?
  5. Стараешься ли ты говорить без длинных пауз?
  6. Предполагаешь ли ты, что знаешь мысли окружающих?
  7. Стараешься ли ты, чтобы с тобой во всем соглашались?
  8. Следишь ли ты за развитием мысли в своем рассказе?

Если ты, не задумываясь, ответил(а) «да» на все вопросы (кроме 4,6,7) можно считать, что ты умеешь ясно и точно излагать свои мысли. Ты хороший рассказчик!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ « Пыталовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида» ( Работа с текстами об истории картины) УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 10 классе I вида Разработан и проведен учителем высшей категории Гродь Анной Игоревной КАРТИНА РАССКАЗЫВАЕТ…

Слайд 2

Саврасов любил скромную русскую природу. Душа художника живет в его картинах. Лучшая картина Саврасова - «Грачи прилетели». Около неё людям кажется, что только она отображает русскую природу ранней весной.

Слайд 3

А.К. Саврасов. Грачи прилетели., 1871 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 4

Вставь пропущенные вопросительные слова и ответь на вопросы … автор картины? … называется картина? В … году она была написана? … время года изобразил автор? … изображено на переднем плане?

Слайд 5

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: 1)Какой вопрос можно задать ко всему тексту А? Докажи выделенную в тексте мысль. 2)Как ты думаешь, какую свою мечту художник выразил на полотне?

Слайд 6

На какой вопрос отвечает текст Б? Назови, что изображено на картине, и опиши

Слайд 7

Сравни тексты А и Б по следующим признакам: Трудный-лёгкий Полезный- вредный Длинный-короткий Большой маленький Интересный- скучный …легче, чем… …более/менее интересный… …такой же, что и… …самый трудный … …то же, что и …

Слайд 8

Использованные ресурсы http://gallery.forum-grad.ru/b… http://www.fabrikaglamura.ru/f… http://brien.ru/ savrasov-grach … http ://www.pravoslavie.ru/news…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...

Урок развития речи в 9-ом классе по картине В. Фельдмана "Родина"

Данный урок направлен на развитие  ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся,предполагает дифференцированный подход (работа в группах). Знакомит учащихся с построением синквейна,...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе. Работа по картине А.И.Куинджи "Березовая роща"

Презентация составлена по упражнению учебника С.И.Львовой. Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-описанию картины приработе по другим учебникам в 5-6 классах....

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Урок развития речи в 6 классе Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Цели:1.    Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.2.    Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.3...