урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"
методическая разработка (10 класс) по теме
Данный урок преследует цель- учить неслышащих обучабщихся ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопросы, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Для этого на уроке создаются условия, необходимые, для развития умения:
- Ситуацию, когда обучающийся не может ответить на вопрос, слдует считать нормальной (если речь не идет о текстах и поверочных работах
- Неверный ответ-это не повод для негативных эмоций. Мы все сталкиваемся с затруднениями. Мы для этого учимся, чтобы их предолевать
- У обучающихся должен быть выбор, и этот выбор они содают сами
- Сначала надо задавать вопрос всем обучающимся, и только потом выбрать отвечающего.
На данном уроке я использовала методические приемы, помогающие учиться спрашивать.
1.Вопросительные слова. Обучающимя предлагается подобрать нужные вопрсительные слова в данном предложении и дать ответ.
2. Простые вопросы- вопросы, отвечая на которые какие-либо факты,вспомнить или воспроизвести определенную информацию
3. Оценочные вопросы.Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий. явлений
На уроке велась работа по обучению прогнозировать содержание текста, ставить к нему вопросы, учиться видеть в тексте эмоционально-оценочные компоненты,высказыватьвпечатление от картины
Данный урок проводился после работы над изложением по тексту "Картина"Грачи прилетели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_savrasovu.doc | 70.5 КБ |
savrasov_grachi.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Картина рассказывает …
работа с текстами о картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»)
Цель: учить приемам такого типа речи как повествование, развивать навыки описания картины.
Задачи:
Развивающие:
•Работать над развитием умения самостоятельно формулировать развёрнутый ответ на вопрос;
•Развивать познавательные интересы: внимание, память;
•Совершенствовать умение давать анализ прочитанного, умение описывать картину;
•Развивать активность воспитанников на уроке.
Коррекционные:
•Продолжить работу над развитием слухового восприятия на материале фраз и предложений по теме;
•Работать над ритмико-интонационной структурой речи, над выразительностью высказываний;
•Развивать у воспитанников потребность речевого общения.
Воспитательные: развивать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;
Оборудование: презентация «», таблички с речевым материалом, карточки с текстами
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
- Проведение теста и определение темы урока.
- Работа с текстами.
- Описание картины.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность воспитанников |
Оргмомент. - Начинаем наш урок. Наденьте наушники. Как вы слышите? | |
Повторение -О чем мы говорили на прошлом уроке? Послушайте. -Зачем создаются тексты? - А еще зачем? -Какие типы текстов вы знаете? - Назовите признаки текста - Почему? | -Мы говорили о текстах. -Тексты нужны, чтобы передавать факты, события, мысли, чувства. -Передавать впечатления. -Повествование, описание, рассуждение. - Тема текста и основная мысль текста -Тема определяет, о чем этот текст -Основная мысль определяет, что именно говорится о теме самое важное. |
Проведение теста и определение темы урока - Попробуйте ответить на вопрос «Умеешь ли ты рассказывать? - А сейчас определите тему урока -Но сегодня рассказывать будет картина. (слайд) Тема нашего урока «Картина рассказывает…» Наше обучение пройдет в музее, Для начала закройте глаза. (показа слада «Третьяковская галерея») -Итак, мы в музее. Как он называется? -Где находится музей? -Верно, здесь собраны картины великих русских художников. Мы с вами отправимся в зал с картинами Алексея Кондратьевича Саврасова (показ слайда) Прочитайте - Послушайте вопрос. Кем был Саврасов? (показ слайда) - Какие картины писал Саврасов? - Что такое пейзаж? | - Я думаю, что на уроке будем учиться рассказывать. -Государственная Третьяковская галерея. - Музей находится в Москве. - Русский художник, пейзажист - Пейзажи - Картина, которая изображает природу. |
Работа с текстами -Представьте, что вы вошли в зал, где висит картины Саврасова ( показ слайда) - Прочитайте текст ( приложение1) (работа со словами: вещие птицы, гомон, беседа наедине, с глазу на глаз) - Как вы понимаете предложения: «Картины в галерее - как вещие птицы» «Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами» «С глазу на глаз она отдаст своё сердце» -Рассмотрите внимательно репродукцию картины. (слайд) - Прочитайте задание и задайте друг другу вопросы (слайд) - Прочитайте текст А. Какой вопрос можно задать ко всему тексту? - Докажите выделенную мысль в тексте «Человека на картине будто и нет, но он здесь; был вчера и сегодня», объясни… - Какую свою мечту художник выразил на полотне. (слайд) - Прочитайте текст Б. На какой вопрос отвечает текст? - Сравни тексты А и Б по следующим признакам (слайд) - Что мы делали? | Чтение табличек Вещие птицы- персонажи сказок, которые передавали чувства (радость или печаль); Гомон- громкий крик; Беседа наедине- разговор двоих человек; С глазу на глаз- тайно, без свидетелей. - Картины могут пережить людей. - Картина без слов может передать чувства, которые испытывал художник. - Картина изображает то, что было более ста лет назад. - Картину надо самому рассматривать внимательно. Так можно понять нравится или не нравится. …автор картины? …называется картина? В …году она написана? …картина хранится? …время года изобразил автор? …изображено на переднем плане? - Что хотел передать Саврасов на своей картине?( чувство красоты русской природы) - Почему картина обворожила и поразила всех? ( изобразила , как наступает весна в России) - Человека на картине нет, но понятно, что он есть. Ранняя весна в России везде одинаковая. - Художник хотел показать весну: как снег тает, как птицы гнёзда вьют, как небо становится синим - Как художник изобразил наступление весны? Текст А трудный, а текст Б лёгкий. Текст Б интересный, а текст А скучный. Текст Б легче, чем текс Б. Текст Б более интересный. Текст Б такой же, как и текст А. и т.д - Сравнивали тексты |
Описание картины - Рассмотрите еще раз внимательно картину. Попробуйте описать то, что вы видите - Что изображено на переднем плане? - Что вы видите на среднем и заднем плане? - Катя, что ты можешь рассказать по картине? - Какое впечатление у вас от картины? | - Передо мной картина А. Саврасова. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях. На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц. - Далее виден деревянный забор, деревянные постройки, похожие на дома. И церковь, кирпичная или каменная. На заднем плане картины видно поле, . Над полем небо, оно очень пасмурное, - На картине мы видим потемневшие сугробы, крыши деревенских домов, забор. Вдали виднеются поля, которые освободились от снега. Среди домов возвышаются церковь и колокольня. Над этим всем высокое весеннее небо. - После того, когда я посмотрел на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится. - Мне картина не очень нравится. -Я смотрю на картину и ощущаю запах весны. Художник показал красоту ранней весны |
Подведение итогов урока - Наш урок подходить к концу. Что мы сделали за урок? - Что еще осталось? - Домашнее задание: написать о создании картины по карточкам. - Прослушайте оценки | - Прочитали три текста. Ответили на вопросы. Описали картину. - Получить домашнее задание и узнать оценки. |
Приложение 1
ТЕКСТЫ
…и входите тише. Картины в галерее - как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начинается с появлением первого посетителя.
Беседа художника со зрителем – заключительный акт творчества. Художник оставляет нам мечту своей жизни. Примите его как дорогого гостя.
Стоишь вот так перед картиной, как оловянный солдатик. И отчего-то вдруг сожмется сердце… Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами. Подойдите поближе… Картина любит беседу наедине. С глазу на глаз она отдаст своё сердце.
А) Вот она эта знаменитость!- пройдешь и не заметишь. В 1871 году в Петербурге, а на следующий год в Москве, на 1-й Передвижной выставке появилась необыкновенная картина. Незаметная и маленькая, её третьеклассник унесёт под мышкой. Она обворожила и поразила всех. Все о ней заговорили. А ничего особенного: кривые берёзки, церковка, осевший под ногами снег; да еще птички-кавычки над берёзками. И невесёлая за берёзками и церковкой пошла-полегла деревенская даль. И все здесь так знакомо.
Человека на картине будто и нет, но он здесь; был вчера и сегодня. «Видать, ледок ненадежен», -говорит кто-то рядом и стряхивает с сапог мокрый снег. Это маленькое полотно- сокровище Третьяковской галереи.
Весну и горластых грачей художник по-настоящему заприметил ещё в детстве. И потом, уже совсем взрослым, вернулся к ним… И, глядя на мир по-детски, рукой мастера воплотил свою мечту на полотне. Таков, наверно, обычный путь настоящего искусства.
Б) Саврасов, как мальчишка, будет топтать снег, писать этюды…Церковка с островерхой головой, худые берёзки и деловитый гомон грачей.
И всегда облака на небе; много-много всяких пышных, сахарно-белых, дымчатых, страшных…Солнце жмурится за облаками; там- подступающая весна даёт бой. Да уж поздно воевать старухе зиме! На ветках виснут первые весенние слёзки; Алёшино сердце касается холста лёгким дыханием рисунка, расчерчивает скупую и выразительную композицию линий.
….Ничего лишнего, и так много в пейзаже простодушной русской правды.
Он пишет картину несколько дней; забывает, что надо поесть, приласкать детей. Снова прописывает стволы берёзок; особенно много накладывает белил у забора- на сугроб…. Но он выскажет в своей повести о русской весне столько повседневной красоты, что картина будет светиться человеческой теплотой до сих пор.
Вот она, эта картина. А крепко пахнет весной! Еще вчера лежал здесь снег, а нынче- след полный воды. И путается в облаках рыжеватое солнце. Какая добрая красота! Вот она, перевёрнутая Саврасовым, новая страница русской пейзажной живописи…
Из воспоминаний современников
Ответь на вопросы теста «да» или «нет».
Умеешь ли ты рассказывать?
- Когда ты что-нибудь рассказываешь, всегда ли ты знаешь для чего?
- Стараешься ли ты четко и ясно излагать свои мысли?
- Следишь ли ты за своей интонацией?
- Если после твоего рассказа тебе не задают вопросов, это хорошо?
- Стараешься ли ты говорить без длинных пауз?
- Предполагаешь ли ты, что знаешь мысли окружающих?
- Стараешься ли ты, чтобы с тобой во всем соглашались?
- Следишь ли ты за развитием мысли в своем рассказе?
Если ты, не задумываясь, ответил(а) «да» на все вопросы (кроме 4,6,7) можно считать, что ты умеешь ясно и точно излагать свои мысли. Ты хороший рассказчик!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саврасов любил скромную русскую природу. Душа художника живет в его картинах. Лучшая картина Саврасова - «Грачи прилетели». Около неё людям кажется, что только она отображает русскую природу ранней весной.
А.К. Саврасов. Грачи прилетели., 1871 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вставь пропущенные вопросительные слова и ответь на вопросы … автор картины? … называется картина? В … году она была написана? … время года изобразил автор? … изображено на переднем плане?
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: 1)Какой вопрос можно задать ко всему тексту А? Докажи выделенную в тексте мысль. 2)Как ты думаешь, какую свою мечту художник выразил на полотне?
На какой вопрос отвечает текст Б? Назови, что изображено на картине, и опиши
Сравни тексты А и Б по следующим признакам: Трудный-лёгкий Полезный- вредный Длинный-короткий Большой маленький Интересный- скучный …легче, чем… …более/менее интересный… …такой же, что и… …самый трудный … …то же, что и …
Использованные ресурсы http://gallery.forum-grad.ru/b… http://www.fabrikaglamura.ru/f… http://brien.ru/ savrasov-grach … http ://www.pravoslavie.ru/news…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"
Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...
Урок развития речи в 9-ом классе по картине В. Фельдмана "Родина"
Данный урок направлен на развитие ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся,предполагает дифференцированный подход (работа в группах). Знакомит учащихся с построением синквейна,...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе. Работа по картине А.И.Куинджи "Березовая роща"
Презентация составлена по упражнению учебника С.И.Львовой. Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-описанию картины приработе по другим учебникам в 5-6 классах....
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Урок развития речи в 6 классе Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
Цели:1. Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.2. Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.3...