Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Я сдам ОГЭ!»
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс)
Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротемы текста). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sdam_oge_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_8-9.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«Я сдам ОГЭ!»
для 8-9 классов / 68 часов
Автор - составитель:
Михайлова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Дубина Анжелика Петровна,
учитель русского языка и литературы
Ляпина Светлана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
Ангарского городского округа
2022г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения курса
- Содержание программы
- Календарно - тематическое планирование
- Список литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я сдам ОГЭ!» для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций разработана с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
- требований к уровню подготовки учащихся 8-9 классов;
- познавательных интересов учащихся.
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Актуальность программы: формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротемы текста). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Новизна программы:
- знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе;
- практическая направленность преподавания курса;
- использование системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы.
Цель курса: подготовка обучающихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи курса: 1. систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
2. совершенствование умения излагать учебный текст;
3. совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность по русскому языку (свободно владеть орфографией и пунктуацией), развить культуру устной и письменной речи, научиться применять правила, учитывая речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание (аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли (говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).
Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
По окончании курса учащиеся должны
- иметь представление о структуре экзаменационной работы,
кодификаторе, спецификации ОГЭ по русскому языку;
знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
- нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
уметь:
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
- уметь писать сочинение-рассуждение;
- уметь писать сжатое изложение.
Критерии ожидаемых результатов:
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- качественная сдача ОГЭ;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Личностные и метапредметные результаты освоения содержания программы курса.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы курса являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Содержание программы внеурочной деятельности « Я сдам ОГЭ!»
Образовательная область: «Филология». Сроки реализации программы – 2 года – 68 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа). Считаем, что начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.
8класс (34 часа)
Готовимся к написанию сжатого изложения (20ч)
Изложение. Виды изложений.
Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.
Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Критерии оценивания сжатого изложения.
Решаем тестовую часть (10часов)
Смысловой анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Правописание приставок.
Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.
Лексика и фразеология.
Виды подчинительной связи в словосочетании.
Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения.
Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства.
Практикум (4часа)
Написание сжатого изложения и его анализ.
Итоговая тестовая работа и её анализ.
9 класс (34 часа)
Практикум (4 часа)
Написание сжатого изложения и его анализ.
Входная тестовая работа и её анализ.
Решаем тестовую часть ( 6 часов)
Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы.
Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы.
Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Сложное предложение с разными видами связи.
Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (20 часов)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений.
Критерии оценивания сочинения –рассуждения.
Контрольное тестирование ( 4 часа)
Написание экзаменационной работы по русскому языку и её
анализ.
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Я сдам ОГЭ!»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Результаты |
8класс (34 часа) Готовимся к написанию сжатого изложения (20ч) | |||
1 | Изложение. Виды изложений. | 1 |
|
2 | Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение. | 3 | |
3 | Написание сжатого изложения и его анализ. | 2 | |
4 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. | 1 | |
5 | Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. | 2 | |
6 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | 1 | |
7 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. | 2 | |
8 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. | 1 | |
9 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. | 1 | |
10 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. | 2 | |
11 | Извлечение информации из различных источников. | 1 | |
12 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). | 2 | |
13 | Критерии оценивания сжатого изложения. | 1 | |
Решаем тестовую часть (10часов) | |||
14 | Смысловой анализ текста. | 1 |
|
15 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | |
16 | Правописание приставок. | 1 | |
17 | Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. | 1 | |
18 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | |
19 | Лексика и фразеология. | 1 | |
20 | Виды подчинительной связи в словосочетании. | 1 | |
21 | Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения. | 1 | |
22 | Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения. | 1 | |
23 | Вводные слова. Обращения. Уточняющие обособленные обстоятельства. | 1 | |
Практикум (4часа) | |||
24 | Написание сжатого изложения и его анализ. | 2 | Самостоятельно пишут сжатое изложение. Делают анализ ошибок. |
25 | Итоговая тестовая работа и её анализ. | 2 | Самостоятельно выполняют тестовую часть ОГЭ. Делают анализ ошибок. |
9 класс (34 часа) | |||
Практикум (4 часа) | |||
26 | Написание сжатого изложения и его анализ. | 2 | Выполняют 1и 2 часть ОГЭ. Анализируют ошибки. |
27 | Входная тестовая работа и её анализ. | 2 | |
Решаем тестовую часть ( 6 часов) | |||
28 | Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы. | 1 |
|
29 | Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы. | 1 | |
30 | Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. | 2 | |
31 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. | 1 | |
32 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | |
Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (20 часов) | |||
33 | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. | 2 |
|
34 | Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 | 4 | |
35 | Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. | 4 | |
36 | Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. | 5 | |
37 | Тематика сочинений-рассуждений. | 3 | |
38 | Критерии оценивания сочинения –рассуждения. | 2 | |
Контрольное тестирование ( 4 часа) | |||
39 | Написание экзаменационной работы по русскому языку и её анализ. | 4 |
|
Список использованной литературы
- Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2018.
- Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. Выполнение заданий части С / Г.Т. Егораева .- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
- Симакова Е.С. Русский язык: Сжатое изложение: Задание базового уровня сложности: С1: 9 класс./ Е.С. Симакова.- М.: Астрель, 2012.
- ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 36
вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
Приложение 1.
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста
1. Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена прямой речи косвенной.
2. Исключения:
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.
3. Слияния:
• образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Текст изложения
Скрипучая дверь
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.
Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.
- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.
Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.
Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.
Е. Пермяк
(198 слов)
Пример сжатого изложения текста
Скрипучая дверь
В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)
Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.
Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.
(- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и сталакоробиться, кривиться, скрипеть.
Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили(другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) ее дверные обязанности.
Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.)
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)
Приложение 2
Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как. |
Антитеза | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. | Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер). |
Бессоюзие
| Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. | Швед, русский – колет, рубит, режет, |
Гипербола | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. | В сто сорок солнц закат пылал, Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня). |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. | Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). Пришел, увидел, победил. Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. | Выткался на озере алый свет зари. Он из Германии туманной |
Ирония | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии). |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола) | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора. | В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни". |
Многосоюзие | Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Иди на бой за честь отчизны, |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) | Но красоты их безобразной Но перед ним туда навек закрыта дверь, Смотри, ей весело грустить, С кем мне поделиться «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). |
Олицетворение | Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение. | Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс". |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. | Что ищет он в стране далекой? Мне нравится, что вы больны не мной. |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. | Боюсь гостиниц. Может, потому, |
Перифраз | Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. | Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин). Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления | Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). |
Риторическое обращение | Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. | О вещая душа моя! Дух бродяжий! Ты все реже, реже |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. | Как дерево роняет тихо листья, Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин). Лед неокрепший на речке студеной Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). Ее глаза – как два тумана, |
Развернутое сравнение | Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). | Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень". |
Умолчание | Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. | С тобой летят, летят часы, |
Эллипсис | Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. | Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. | Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет). Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев). Отговорила роща золотая Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты. |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. | Милый друг, и в этом тихом доме |
Приложение 3
Сочинение-рассуждение 15.3 (по тексту Ю.М. Нагибина. О войне)
Что такое память сердца?
Вообще, память – это способность помнить и хранить в душе моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие впечатления от увиденного и пережитого лично тобою. Те воспоминания, которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми. Воспоминания, я думаю, могут быть как приятными, так и тягостными, о которых больно вспоминать. Приведу примеры, подтверждающие это.
Великая Отечественная война – время, которое хранят в памяти многие люди. Валя Зайцева, героиня текста Ю. Нагибина, называет погибшую Таню Савичеву своей подругой. Валя восхищалась Таней и считала, что все василеостровские девчонки такие же сильные. Для того чтобы навсегда увековечить память об этой девочке с серьёзными глазами, которая в блокадном Ленинграде «не сдавалась – жила», Валя решила участвовать в строительстве памятника ей и её семье. Танин дневник… Валя, читая каждую страницу дневника и выводя каждую буковку на бетоне, как будто сама прочувствовала тяжёлую, трагическую жизнь Тани. Она с трудом сдерживает слёзы и старается быть такой же мужественной, как Таня. В сердце Вали Зайцевой навсегда остались строчки из этого дневника. Блокада отняла у Тани и у других детей жизнь, но в нашей памяти они всегда живы.
Годы войны – это самое ужасное время в жизни каждого человека. Это время хотят забыть, но не могут это сделать, ведь память хранится в сердце. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Один из миллионов солдат - Иван Петрович Истомин, фронтовик. Он сражался под Ржевом во имя людей, не думая о себе, о наградах и славе, воевал ради своего народа и Родины. И.П. Истомину присвоено звание Героя Российской Федерации. Вернувшись с войны, он доказал, что те, кто прошёл ад сражений, верны человеческому долгу и в мирное время. Память о таких героях должна оставаться в наших сердцах.
Таким образом, мы доказали, что каждое поколение должно знать и помнить все страшные моменты, которые пережили люди в годы войны. Пока мы помним, герои живы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...