Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Я сдам ОГЭ!»
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс)

Дубина Анжелика Петровна

       Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст   до   минимума информации  без   ущерба  для   смысла.  В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротемы текста). Не     предусмотрено    программой    основной     школы     и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sdam_oge_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_8-9.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  № 40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

«Я сдам ОГЭ!»

для 8-9  классов / 68 часов

Автор - составитель:

Михайлова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

        Дубина Анжелика Петровна,

учитель русского языка и литературы

Ляпина Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

Ангарского городского округа

2022г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса
  3. Содержание программы
  4. Календарно - тематическое планирование
  5. Список литературы
  6. Приложения

Пояснительная записка

           Программа внеурочной деятельности  «Я сдам ОГЭ!» для обучающихся 8-9  классов общеобразовательных организаций разработана с учетом:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
  • требований к уровню подготовки  учащихся 8-9 классов;
  • познавательных интересов учащихся.

          Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Актуальность программы:  формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся   для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

       Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст   до   минимума информации  без   ущерба  для   смысла.  В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротемы текста). Не     предусмотрено    программой    основной     школы     и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Новизна программы:

  • знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе;
  • практическая направленность преподавания курса;
  • использование  системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической  последовательности  и  направленных  на  активизацию  познавательной  сферы обучающихся посредством  применения  разнообразных  педагогических  технологий  и  форм работы,  интегрирующих  разные  виды  деятельности  на основе  единой  темы.

Цель   курса:  подготовка  обучающихся  к   новой  форме  сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Задачи курса:    1. систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

2. совершенствование умения излагать учебный текст;

3. совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы: 

  • лекция;
  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся: 

  • сжатие исходного текста;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

        

Планируемые результаты освоения курса

        В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность по русскому языку (свободно владеть орфографией и пунктуацией), развить культуру устной и письменной речи, научиться применять правила, учитывая речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание (аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли (говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).

      Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

По окончании курса учащиеся должны

- иметь представление о структуре экзаменационной работы,

кодификаторе, спецификации ОГЭ  по русскому языку;

знать:

-   теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;

-   нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

уметь:

-   систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-   уметь писать сочинение-рассуждение;

-   уметь писать сжатое изложение.

Критерии ожидаемых результатов:

- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;

-   качественная сдача ОГЭ;

-   овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

-   умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

-   повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

 

Личностные и метапредметные  результаты освоения содержания программы курса.

 

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы курса являются следующие умения:

 — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

-   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

 – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 –   сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 – организовывать самостоятельную деятельность

 –планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

-   выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-   аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-   сопоставлять полученный результат с заданным условием;

 - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Содержание программы внеурочной деятельности  « Я сдам ОГЭ!»

Образовательная область: «Филология». Сроки реализации программы – 2 года – 68 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа). Считаем, что начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.

        8класс (34 часа)

Готовимся к  написанию сжатого изложения  (20ч)

Изложение. Виды изложений.

Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.

Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

 Критерии оценивания сжатого изложения.

Решаем тестовую часть (10часов)

Смысловой анализ текста.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Правописание приставок.

Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Лексика и фразеология.

Виды подчинительной связи в словосочетании.

Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения.

Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

Вводные слова. Обращения. Уточняющие  обособленные обстоятельства.

Практикум (4часа)

Написание сжатого изложения и его анализ.

Итоговая тестовая работа и её анализ.

9 класс (34 часа)

Практикум (4 часа)

Написание сжатого изложения и его анализ.

Входная  тестовая работа и её анализ.

Решаем тестовую часть ( 6 часов)

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы.

Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы.

Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное  подчинение.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

Сложное предложение с разными видами связи.

Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (20 часов)

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3

Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений.

Критерии оценивания сочинения –рассуждения.

Контрольное тестирование ( 4 часа)

Написание  экзаменационной работы по русскому языку и её

анализ.

Календарно-тематическое планирование

программы внеурочной деятельности «Я сдам ОГЭ!»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Результаты

8класс (34 часа)

Готовимся к  написанию сжатого изложения  (20ч)

1

Изложение. Виды изложений.

1

  • Владеют комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников.
  • Умеют грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста.
  • Владеют формами обработки информации исходного текста.
  • Умеют извлекать информацию из различных источников.
  • Знают критерии оценивания сжатого изложения.

2

Способы и приемы компрессии текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.

3

3

Написание сжатого изложения и его анализ.

2

4

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

1

5

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

2

6

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

7

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.

2

8

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

1

9

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

10

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

2

11

Извлечение информации из различных источников.

1

12

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

2

13

Критерии оценивания сжатого изложения.

1

Решаем тестовую часть (10часов)

14

Смысловой анализ текста.

1

  • Знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

  • Умеют работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

15

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

16

Правописание приставок.

1

17

Правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи.

1

18

Правописание личных окончаний глаголов.

1

19

Лексика и фразеология.

1

20

Виды подчинительной связи в словосочетании.

1

21

Способы выражения главных членов предложения. Выделение грамматических основ предложения.

1

22

Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

1

23

Вводные слова. Обращения. Уточняющие  обособленные обстоятельства.

1

Практикум (4часа)

24

Написание сжатого изложения и его анализ.

2

Самостоятельно пишут сжатое изложение. Делают анализ ошибок.

25

Итоговая тестовая работа и её анализ.

2

Самостоятельно выполняют тестовую часть ОГЭ. Делают анализ ошибок.

9 класс (34 часа)

Практикум (4 часа)

26

Написание сжатого изложения и его анализ.

2

Выполняют 1и 2 часть ОГЭ.

Анализируют ошибки.

27

Входная  тестовая работа и её анализ.

2

Решаем тестовую часть ( 6 часов)

28

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и их группы.

1

  • Владеют комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.
  • Знают синтаксические и пунктуационные нормы современного русского языка.
  • Четко соблюдают инструкции, сопровождающие задание.
  • Самостоятельно ограничивают временные рамки на выполнение заданий.

29

Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и их группы.

1

30

Виды соподчинения придаточных предложений главному. Последовательное, однородное и параллельное  подчинение.

2

31

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

1

32

Сложное предложение с разными видами связи.

1

Готовимся к написанию сочинения – рассуждения (20 часов)

33

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения - рассуждения.

2

  • Знают структуру и алгоритм написания сочинения-рассуждения.
  • Умеют использовать клише в сочинении-рассуждении.
  • Применяют и умеют оформлять аргументы и речевые клише для аргументации.
  • Знают критерии оценивания сочинения-рассуждения..

34

Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3

4

35

Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

4

36

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации.

5

37

Тематика сочинений-рассуждений.

3

38

Критерии оценивания сочинения –рассуждения.

2

Контрольное тестирование ( 4 часа)

39

Написание  экзаменационной работы по русскому языку и её

анализ.

4

  • Самостоятельно ограничивают временные рамки на выполнение заданий.
  • Умеют работать с бланками экзаменационной работы.

Список использованной литературы

  1. Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2018.
  2. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. Выполнение заданий части С / Г.Т. Егораева .- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  3. Симакова Е.С. Русский язык: Сжатое изложение: Задание базового уровня сложности: С1: 9 класс./  Е.С. Симакова.- М.: Астрель, 2012.
  4. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 36

вариантов / под ред.  И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018.

Приложение 1.

 Основные языковые приёмы компрессии исходного текста

1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

• исключение одного или нескольких синонимов;

• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.

3. Слияния:

• образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Текст изложения

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.

- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.

ЕПермяк

(198 слов)

Пример сжатого изложения текста

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.

Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.

(- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и сталакоробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили(другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) ее дверные обязанности.

Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.)

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)

Приложение 2

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Термин

Определение

Примеры

Аллегория
(иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Анафора 
(единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.

Антитеза
(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Часто выражается с помощью антонимов.

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

«Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).

Бессоюзие

 

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А.Пушкин).

Гипербола
(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето. (В.Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург).

Пришел, увидел, победил.

Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).

Он из Германии туманной
привез учености плоды. (А.Пушкин).

Ирония
(скрытая насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов).

Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

На болотах клюквы россыпи
Догорают в пепле инея (Н.Колычев).

Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни".

Многосоюзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы. (А.Пушкин).

Иди на бой за честь отчизны,
За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов).

Оксюморон
(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной 
Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов).

Но перед ним туда навек закрыта дверь, 
Где радость теплится страданья (А.Фет).

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной (А.Ахматова).

С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин).

«Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).

Олицетворение

Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

Разновидность – развернутое олицетворение.

Луна хохоталакак клоун (С.Есенин).

Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).

Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс".

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? 
(М.Лермонтов).

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами.
(М.Цветаева).

Парцелляция

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Боюсь гостиниц. Может, потому, 
что чувствую, что в номере когда-то 
остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).

Перифраз
(перифраза)

Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

(А. Пушкин).

Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

Есть ли смысл обманывать себя?

Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).

Риторическое обращение

Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев).

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.(С.Есенин).

Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).

Лед неокрепший на речке студеной
словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Ее глаза – как два тумана, 
полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий).

Развернутое сравнение

Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как).

Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар.

Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень".

Умолчание

Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя.

С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни мечты и
грёзы… (Д.Давыдов).

Эллипсис

Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося.

Богаты мы, едва {вышли}из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом.
(М.Лермонтов).

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).

Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком (С.Есенин).

Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты.

Эпифора
(концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных предложений.

Милый друг, и в этом тихом доме 
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в 
тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).

Приложение 3

Сочинение-рассуждение 15.3 (по тексту Ю.М. Нагибина. О войне)

Что такое память сердца?

            Вообще, память – это способность помнить и хранить в душе моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие впечатления от увиденного и пережитого лично тобою. Те воспоминания, которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми.  Воспоминания, я думаю, могут быть как приятными, так и тягостными, о которых больно вспоминать. Приведу примеры, подтверждающие это.

         Великая Отечественная война – время, которое хранят в памяти многие люди.  Валя Зайцева, героиня текста Ю. Нагибина, называет погибшую Таню Савичеву своей подругой. Валя восхищалась Таней и считала, что все василеостровские девчонки такие же сильные. Для того чтобы навсегда увековечить память  об этой девочке с серьёзными глазами, которая в блокадном Ленинграде «не сдавалась – жила», Валя решила участвовать в строительстве памятника ей и её семье.      Танин дневник… Валя, читая каждую страницу дневника и выводя каждую буковку на бетоне, как будто сама прочувствовала тяжёлую, трагическую жизнь Тани. Она с трудом сдерживает слёзы и старается быть такой же мужественной, как Таня. В сердце Вали Зайцевой навсегда остались строчки из этого дневника. Блокада отняла у Тани и у других детей жизнь, но в нашей памяти они всегда живы. 

               Годы войны – это самое ужасное время в жизни каждого человека. Это время хотят забыть, но не могут это сделать, ведь память хранится в сердце.  Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Один из миллионов солдат -  Иван Петрович Истомин, фронтовик. Он сражался под Ржевом во имя людей, не думая о себе, о наградах и славе, воевал ради своего народа и Родины. И.П. Истомину присвоено звание Героя Российской  Федерации. Вернувшись с войны,  он доказал, что те, кто прошёл ад  сражений,  верны человеческому долгу и в мирное время. Память о таких героях должна оставаться в наших сердцах. 

             Таким образом, мы доказали, что каждое поколение должно знать и помнить все страшные моменты, которые пережили люди в годы войны.  Пока мы помним, герои живы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"

           В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".

Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...