Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задания 1-3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Куйдина Любовь Юрьевна

В данной работе собраны упржнения для отработки заданий 1-3 ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Задания 1–3

Прочитай текст и выполни задания.

Причастие характеризуется гибридностью грамматических признаков, так как совмещает свойства глагола и имени. Именно <…> в языкознании неоднозначно решается вопрос о морфологическом статусе причастия. Считали его самостоятельной частью речи древнегреческие учёные Аристарх Самосский (ІІІ в. до н. э.), Дионисий Фракийский (ІІ в. до н. э.), Донат (ІV в. н. э.), восточнославянский филолог Мелетий Смотрицкий (XVI–XVII вв.) и даже русский учёный М. В. Ломоносов (XVIII в.). В дальнейшем в отечественной лингвистике в основном установилась точка зрения, согласно которой причастие не самостоятельная часть речи, а одна из форм глагола (А. А. Потебня, А. А. Шахматов, А. А. Пешковский). При этом некоторые исследователи высказывали даже мнение о тождестве причастия и прилагательного (В. А. Богородицкий, А. А. Реформатский). Однако в настоящее время снова становится преобладающим взгляд на причастие, как самостоятельную часть речи (Н. Ю. Шведова, А. Н. Тихонов, Н. М. Шанский).

1. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера этих ответов.

1) В тексте активно используются специальные лингвистические термины: причастие, грамматические признаки, глаголы и имена, самостоятельная часть речи и др. 

2) Чтобы избежать повторов в рассуждении об одном и том же объекте, автор использует синонимы: учёные — исследователи, взгляд — точка зрения, лингвистика — языкознание

3) Текст отличают сдержанность и строгость тона, безэмоциональность изложения, поэтому используются либо стилистически нейтральные, либо книжные слова, а сниженная разговорная лексика отсутствует. 

4) Жанр текста — репортаж. 

5) Текст представляет собой неподготовленную диалогическую речь в условиях свободного общения её участников.

1-3 Прочитай текст и выполни задания.

К постижению науки нужно подпускать человека тогда, когда у него есть представление о системе нравственных координат, когда он знает, что есть добро и зло, и сознательно тянется к свету. Ведь только в этом случае человек способен найти полезное применение своим знаниям, кому-то помочь, сделать счастливыми многих людей и самого себя. В этом случае зёрна знаний упадут в благодатную почву.

Только представьте, что будет, <…> научные открытия окажутся в руках человека аморального: он легко может использовать науку во зло, убивая неугодных людей и стирая с лица Земли целые континенты. В его руках наука станет опасной игрушкой.

Посмотрите на маленького ребёнка: его познание мира сопровождается постоянным пояснением взрослого, что допустимо и недопустимо, иначе это дурно скажется и на самом малыше, и на окружающих. Если показать ребёнку, как разжечь огонь, но не сказать, что он таит в себе опасность, однажды сгорит дом вместе с самим малышом.  

То же происходит и с тем, кто постигает науки. Он должен понимать, какие последствия могут последовать за каждым его действием, осознавать ответственность, заботиться о том, чтобы наука служила во благо человеку.

1. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, потому что его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания. 

2) В тексте много признаков письменной речи, среди которых на синтаксическом уровне можно выделить обилие сложных предложений и рядов однородных членов.

3) В тексте реализована такая форма речи, как диалог. 

4) Для текста характерно использование тропов (зёрна знаний упадут в благодатную почву; наука станет опасной игрушкой), что позволяет автору эмоционально воздействовать на читателя. 

5) Основной функционально-смысловой тип речи — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности. 

2. Самостоятельно подбери подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запиши это слово.

3. Прочитай фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определи значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпиши цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, м. 

1) Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный с. Дневной с. С. луны.  

2) Место, откуда исходит освещение, освещённое место, пространство, где светло. Встать спиной к свету. Ставить что-л. на с. Повернуть к свету.  

3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате с. Выключить с. Погасить с.  

4) Рассвет, восход солнца. Проснуться перед светом. С. забрезжил.  

5) Светлое место, пятно на картине, передающее наибольшую освещённость какого-л. участка изображаемого. Контрасты света и тени. Большое пятно света. 

6) Блеск глаз под влиянием какого-л. чувства. Внутренний с. Свет глаз. Злой с. в глазах. 

7) Символ истины, разума, просвещения или радости, счастья. С. истины, разума, знаний. Нравственный с. Жажда света. С. любви. 

8) Ласковое, приветливое обращение к кому-л. С. ты мой! С. очей чьих-л.

Задания 1–3

Прочитай текст и выполни задания.

Не могу сказать, что мой профессиональный выбор не вызывает удивления у окружающих. Многие считают, что мужчинам не место в сфере образования, что профессия учителя, особенно начальной школы, является женским призванием.

И действительно, доля мужчин в начальном образовании, согласно данным Росстата, составляет сегодня менее 2%. Но не повод ли это для беспокойства? Мальчики-ученики «подвергаются» исключительно женскому влиянию, что сказывается на них негативно. Из-за того, что у многих учеников отсутствует «модель для подражания» в лице учителя-мужчины, складывается весьма приблизительное понимание того, каким должен быть мужчина, какова его роль в обществе. Если вспомнить к тому же, что многие воспитываются в неполных семьях, лишённых «живого» отцовского примера, то проблема представляется ещё более масштабной.

Кажется, все и забыли, что профессия учителя мужская испокон веков, что <…> мужчины стояли у истоков педагогики и создавали её как искусство воспитания. Вспомним хотя бы Льва Толстого, который учил детей грамоте на протяжении всей жизни. Мне хотелось бы вернуть престиж мужчин в современной школе и личным примером показать, что учитель-мужчина в школе просто необходим.

1. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера этих ответов.

1) Эмоциональное воздействие на синтаксическом уровне достигается благодаря вводным словам («и действительно», «кажется»), риторическому вопросу («Но не повод ли это для беспокойства?») и рядам однородных придаточных предложений («что мужчинам не место в сфере образования, что профессия учителя, особенно начальной школы, является женским призванием», «каким должен быть мужчина, какова его роль в обществе»).

2) Это текст-повествование, потому что явления предстают в хронологической последовательности.

3) В тексте преобладают неполные предложения, что говорит о неподготовленности, спонтанности речи.

4) Сочетание логического и эмоционального воздействия говорит о том, что перед нами текст публицистического стиля.

5) Текст отличается сдержанностью и строгостью тона, безэмоциональностью изложения.

2. Самостоятельно подбери частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запиши это слово.

3. Прочитай фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом абзаце текста. Определи значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпиши цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШКОЛА, -ы, ж.

1) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. Начальная, средняя ш. Пойти, поступить, ходить в школу. Ученик, воспитанник, выпускник школы. Кончить, окончить школу.

2) Система общего образования, совокупность соответствующих учреждений и учебных заведений. Отделение школы от церкви. Традиции русской школы. Место и роль школы в стране. 

3) Учебное заведение, училище, курсы и т. п., где даются специальные знания, профессиональные навыки. Музыкальная ш. Ш. танцев. Лётная, фельдшерская ш. 

4) Система приёмов, обязательных упражнений, видов работ при изучении чего-л., при овладении каким-л. мастерством, искусством. Начальная ш. игры на фортепиано. Композиция и натюрморт входят в школу. 

5) Приобретение знаний, выучки, опыта; сами знания, выучка, опыт. Пройти тяжёлую трудовую школу. Иметь за плечами хорошую, превосходную школу. 

6) Направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., обладающее характерными свойствами, методами, приёмами. Позиционная шахматная ш. Искусство делится на школы. Различные литературные школы. 

7) Питомник, где выращивают растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место.

Задания 1–3

Прочитай текст и выполни задания.

Омонимы, как подчёркивают учёные, представляют собой разные слова, а не значения. Например, А. А. Реформатский даёт определение омонимам как «разным словам, имеющим одинаковый звуковой состав». Так, следующие единицы всеми признаются омонимами вследствие отсутствия совпадающих сем: лук 1 «огородное растение, овощ» и лук 2 «ручное оружие для метания стрел». Поскольку они пришли в язык разным путём, определение их как омонимов не подвергается сомнению.

Несколько сложнее обстоит дело с выделением так называемых лексико-грамматических омонимов. Это слова, которые совпадают в звучании и написании не во всех грамматических конфигурациях, например, «три» как число и «три» как повелительная форма глагола «тереть». В. В. Виноградов не считает правомерным отнесение <…> единиц к омонимам, и его поддерживают многие учёные.

Также дискуссионным остаётся вопрос, считать ли омонимами слова, которые когда-то были значениями одной лексемы. В. И. Абаев, противопоставляя омонимию многозначности, писал, что «за омонимией ...ничего не скрывается, кроме игры случая», поэтому «познавательный ...интерес омонимии ничтожен». Значит, изучать омонимию, не рассматривая расщепление значений слова на самостоятельные лексемы, вообще нет смысла: случайное совпадение в звучании не представляет подлинного интереса для учёных. Поэтому многие признают омонимами слова, возникшие в результате «распада полисемии».

1. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера этих ответов.

1) На лексическом уровне обращают внимание на термины — слова, раскрывающие научные понятия.

2) Характерным признаком такого типа речи, как рассуждение, является в тексте наличие вводных слов (например, так, значит).

3) На принадлежность к письменной речи указывают в тексте производные предлоги (вследствие, в результате), деепричастия (противопоставляя, рассматривая), причастия (возникшие, имеющим). 

4) Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя и достигается благодаря использованию привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста. 

5) С целью воздействия на читателя в тексте используются метафоры и эпитеты.

2. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запиши это слово.

3. Прочитай фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором абзаце текста. Определи значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпиши цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТАТЬ, -аю, -аешь, нсв. 

1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2) Знать названия, последовательность чисел, уметь производить арифметические действия с числами. Научить писать, с. Ему три года, а он считает до десяти. 

3) Определять количество кого-л., чего-л.; производить какие-л. подсчёты, вычисления. С. присутствующих. С. деньги. С. пульс. 

4) Исчислять в каком-л. количестве, сумме; иметь, насчитывать. До города считают пять километров с лишком. Считаю за собой два рекорда. 

5) Пользоваться при исчислении какими-л. единицами измерения; системой показаний каких-л. приборов и т. п. С. в килограммах. С. в милях. С. в валюте, в долларах.

6) Принимать в расчёт, во внимание; учитывать. Если с. и новичков, в классе сорок человек. В этом месяце заработал всего триста рублей, считая и премию. 

7) Расценивать, воспринимать каким-л. образом. С. кого-л. счастливым. С. кого-л. ненормальным, фантазёром, идеалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Подготовка к ОГЭ. Русский язык. Задания 3-14.

Задания для подготовки к ОГЭ. В основе заданий лежит материал ФИПИ....

Подготовка к ОГЭ. Русский язык Задание 13

Два варианта контрольной работы по теме: "Виды соподчинения с СПП".   Данный ресурс   можно использовать в 9-11 классах, при  подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Ответы прилагают...

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задания 9-11

В данном материале содержатся карточки для отработки заданий 9-11 ЕГЭ по русскому языку "Орфографические правила"...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...