Письмо и имена собственные
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Выселковский район, ст-ца Березанская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
«Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Открытый урок письма и развития речи в 6 классе
по теме «Имена собственные»
Составила и провела
учитель русского и литературы
высшей квалификационной категории
Кривуля И. Н.
2021 год
Урок письма и развития речи
в 5 классе по теме «Имена собственные»
Цели:
- обучающая: закрепить и обобщить знания по теме «Имена собственные»;
2) развивающая: развивать связную речь у учащихся, память, мышление, расширять кругозор;
3) воспитывать навыки аккуратного письма с соблюдением орфогра-фического режима.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы,
- перфокарты,
- игра «Кто больше»,
- конверт с адресом школы,
- игрушки,
- интерактивная доска,
- мультфильм « Дядя Степа – милиционер ».
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
– Сегодня у нас много гостей, они пришли к нам посмотреть, что вы умеете делать и как активно работаете на уроке. Проверьте готовность к уроку. Начинаем урок русского языка.
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Какие слова относятся к именам существительным? Как они пишутся?
II. Проверка домашнего задания. – Ребята, откройте тетради, проверим домашнее задание. Что было задано на дом?
– 1 и 2 группа – упр. 9, стр. 107: сначала выписать названия морей, потом – озёр, затем – рек; подчеркнуть имена собственные. – Какие имена собственные вы подчеркнули? Почему? – 3 группа – из рассказа В. Ситникова «Утро» из учебника «Чтение» выпи-сать все имена собственные. – Прочитайте, какие слова вы выписали? Почему? Расскажите правило. – Кто это Мурашка? Кузя? Андрейка? Громобой? Малинка? Красава? – Что это Вятка?
– Как Андрейка относился к домашним животным?
– Ребята, а у нас в школе есть домашние животные, какие это животные и кто о них заботится? Кто их кормит, ухаживает за ними? – Рассказ ребят о подсобном хозяйстве и о живых уголках.
– Какой вывод нужно сделать? (Нужно любить все живое: животных, птиц, зверей, постоянно заботиться о них.)
Итог домашнего задания.
Оценки.
Обратить внимание на аккуратность написания. Вывод:
– Какие слова относятся к именам собственным и как они пишутся?
III. Сообщение темы и целей урока. – Сегодня мы с вами закрепим и обобщим знания и умения по теме «Имена собственные».
1)Работа по вопросам: – Какое сегодня число? Месяц? Какой он по счёту? Сколько всего месяцев в году? Какой март – месяц в зависимости от времени года? Какая погода за окном? Какой праздник отмечаем в марте? Как он правильно называется? Почему? (Его празднуют женщины всех стран)
– Женщины многих стран в этот день принимают поздравления, но не всегда это было так. Женщины долго и упорно боролись за свои права и добились равноправия.
– Ребята, а сейчас откройте тетради, запишите дату, соблюдайте правила орфографии и чистописания. 2) Минутка чистописания: Бб, Пп. 3) Логопедическая работа. Фонетическая зарядка.
– Как блеет баран?
– Как пищат птенцы? – Как пыхтит каша? – Какие звуки мы произносим? – Какие это согласные буквы, назовите их. (Б и п – парные согласные, б – звонкая согласная, п – глухая согласная) – Назовите имена собственные, которые начинаются на букву Б. – Назовите имена собственные , которые начинаются на букву П. – Как мы их пишем? Почему? Расскажите правило.
4) Словарная работа. Словарь: портрет. – На какую гласную падает ударение? (На гласную е) – Как она называется? (Ударная) – Как называется буква о? (Безударная) – Правописание безударной гласной буквы овы, ребята, должны запомнить. Читаем хором 2 раза словарное слово «портрет», третий раз делим на слоги.
– Что такое портрет? Назовите лексическое значение слова «портрет» по толковому словарю С.И. Ожегова. (Портрет – это изображение человека на картине, фотографии.)
– Запишите это словарное слово в тетрадь и запомните его правильное написание, а я запишу в наш большой классный словарь.
5) Звукобуквенный анализ слова «портрет» на доске и в тетрадях. Портрет, порт - рет. Гласные: о, е. Согласные: п, р, т, п, т. 7 букв, 7 звуков, 2 слога. – Каких букв в этом слове больше: гласных или согласных и на сколько?
–Давайте устно составим предложения со словарным словом «портрет», одно из них, самое удачное, запишем в тетради и на доске, объясним все орфограммы, найдем и подчеркнем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. (В кабинете литературы висит большой портрет Александра Сергеевича Пушкина.) 6) Физминутка для мобилизации внимания.
IV. Новый материал. Объяснение.
- Слово учителя: – Ребята, посмотрите на экран, скажите, чей это портрет? Кто это? Да, правильно, это А.С. Пушкин – великий русский поэт. С самых ранних лет он любил слушать народные сказки и песни своей няни Арины Родионовны, много читал, любил свою Родину, русский народ. Он прожил всего 37 лет, но оставил после себя огромное количество замечательных стихов, сказок, поэм и повестей, которые читает весь мир. 6 июня весь мир отмечал 218 лет со дня рождения великого поэта. 2) Работа по вопросам: – Какие сказки А.С. Пушкина вы читали? Стихи? Поэмы? (Дети называют сказки, стихи А.С. Пушкина.)
3) Творческий диктант. Задание: – заменить слова «поэт», «он» именами собственными; – ребята 1 и 2 группы пишут под диктовку, а 3 группа списывает с карточек предложение: «Александр Сергеевич Пушкин жил в селе Михайловском» и подчеркивают имена собственные; – текст диктанта: Поэт жил в селе Михайловском. Он очень любил читать. Стихи и сказки его читает весь мир.
Проверка: – Какие слова, имена собственные, вставили в текст диктанта? Прочитайте. – Как мы их пишем? Почему? (Правило) – Какие слова подчеркнули ребята 3 группы? Почему? (Правило) 4) Итог нового материала. Вывод.
Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. V. Работа с учебником, по перфокартам, у доски, с конвертом.
1) 3 группа ребят работает по перфокартам: игрушкам: кукле, коту, собаке дают имена и клички; 1 и 2 группа учащихся выполняет упр.16 стр. 109: работают в тетрадях, Катя – у доски.
Задание: – выпишите из текста упражнения адрес мальчика: город Москва, улица Зелёная, дом 2, квартира 7;
– назовите и подчеркните в адресе мальчика имена собственные, почему они пишутся с большой буквы? (Правило) – какие сведения необходимо добавить в адрес, чтобы письмо дошло до адресата? (Индекс и Ф.И.О.) – что такое индекс? (это шестизначное число, которое указывает порядковый номер в системе, какой – либо классификации) – ребята, посмотрите на этот конверт, прочитайте и запомните адрес нашей школы, запишите адрес школы в тетрадь.
Вывод: – какие слова в адресе школы относятся к именам собственным и как они пишутся? – назовите их. Выставление оценок. 2) Игра «Кто больше»: – у доски два ученика, у каждого по карточке с именем, придумать имена, начинающиеся на последнюю букву данного имени. 3) Просмотр кадра из мультфильма «Дядя Стёпа - милиционер» Задание: – назовите имена собственные, которые вы услышали в мультфильме, как мы их напишем и почему? (Правило - вывод) Выставление оценок.
VI.Разбор домашнего задания: упр.13 стр. 108: – чтение задания и текста упражнения, работа над названием текста; – чтение вопросов и составление ответов: – как называют доктора зверей? – назовите имя и отчество доктора зверей? – в какой больнице он работает? – где находится эта больница? – кого вылечил Валентин Иванович? – а кто лечит вас, ребята? Назовите имена ваших врачей. 1и 2 группа учащихся отвечает на все вопросы, 3 группа – на 3 вопроса.
VII. Итог урока: – чем мы занимались на уроке? – какую тему изучали? – какие слова относятся к именам собственным? – как пишутся имена собственные? Выставление оценок.
Похвалить и поблагодарить детей за активную работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок письма и развития речи по теме "Имена собственные"
урок представлен в виде презентации. Раскрыта тема урока в индивидуальной работе, обозначении имени, работе с деформированным текстом....
Имена собственные в английском языке
В данной работе рассматриваются имена собственные в английском языке, поскольку имена собственные вызывают определенные затруднения, как в чтении, так и в переводе у учащихся ...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Имена собственные"
Методическая разработка урока: "Имена собственные"...
«Имена собственные» Урок по русскому языку - 1 класс (УМК "ПНШ") по новым стандартам.
Тема "Имена собственные" в первом классе, по УМК Перспективная начальная школа. Создавать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах ,кличках, названиях.Формиро...
Кроссворд по литературе "Имена Собственные" (по мифам Древней Греции)
В кроссворде необходимо отыскать и вычеркнуть имены собственные, которые встречаются в мифах....
Презентация к уроку письма по теме "Имена собственные".
В данном материале представлена презентация к уроку письма в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Имена собственные".Презентация содержит задания некоторых этапов урока: минутка чистописани...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Обобщение по теме: «Имена собственные»
Тема: Обобщение по теме: «Имена собственные».Задачи: Коррекционно-образовательные: - обобщить и систематизиров...