«Имена собственные» Урок по русскому языку - 1 класс (УМК "ПНШ") по новым стандартам.
материал по русскому языку по теме

Тема "Имена собственные" в первом классе, по УМК Перспективная начальная школа. Создавать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах ,кличках, названиях.Формировать умение записывать предложения с именами собственными. Способствовать закреплению умений составлять предложения по сюжетной картинке. Научиться понимать значение слов, которые одинаково произносятся ,но по-разному пишутся, употреблять заглавную букву в начале предложения.Урок проводится в соответствии с новым стандартом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye.pptx613.81 КБ
Файл urok_po_russkomu_yazyku_1klass.docx303.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 Блинова Ю. В. «Имена собственные» Урок по русскому языку 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

«Волшебный лес»

Слайд 3

«Домик волшебницы»

Слайд 4

«Что это? Кто это?»

Слайд 5

«Кто это? Что это?»

Слайд 7

клички животных, названия с тран, городов, сел, деревень, океанов, морей, озер, рек- п ишутся с большой буквы. Имена, отчества, фамилии, «Правило»

Слайд 8

Имена собственные - пишутся с большой б уквы! «Вывод»

Слайд 9

«Физкультминутка»



Предварительный просмотр:

                                       Урок по русскому языку 1класс.    

                               УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях

городов, рек».

Тип урока: комбинированный.

Деятельностная цель: создать условия для ознакомления учащихся с правилом упот-

                                      ребления заглавной буквы в именах ,кличках, названиях.

Содержательная цель: формировать умение записывать предложения с именами

                                        собственными. Способствовать закреплению умений составлять                                                                

                                        предложения по сюжетной картинке.

Воспитательная цель : воспитывать культуру общения.

Планируемый результат УУД:

Предметные-научиться понимать значение слов, которые одинаково произносятся ,но  

                        по-разному пишутся, употреблять заглавную букву в начале предложения.

Метапредметные:

Регулятивные – оценивают вместе с учителем и одноклассниками результат своих дей-

                            ствий, вносят свои коррективы, умеют выполнять учебные действия

                            в устной и письменной речи.

Познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных

                                признаков.

Коммуникативные – принимают участие в работе парами, подчиняясь общепринятым

                                     правилам сотрудничества.

Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: учебник Чураковой Н. А. 1 кл.,рабочая тетрадь ,презентация,

                      карточки с тестом.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок!

Он позвал всех на урок.

И в стране учебных книг

Побываешь ученик!

Впереди волшебный лес,

Он полон сказок и чудес!

(слайд№2)

В дом к Волшебнице придем

Все что узнаем-

Запомним!

Поймем!

( слайд№3)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Волшебница предложила Маше и Мише записать слова в тетрадь.

-Откройте учебник на странице 26,последний абзац. Прочитайте эти слова для себя.

-Поднимите руку , кто  сомневается в правильности написания этих слов.

-Многие сомневаются. А в чем возникла проблема, трудность?

Внимание на слайд№4.

-В чем отличия этих слов?

-Чем похожи?

-Что вы сделаете для того чтобы не было затруднения?

-Устно составьте предложение ,в котором четко  и ясно будет указан  интересующий нас предмет.

-А теперь вы можете написать в тетрадь? Сомневаетесь?

-Какой вопрос возникает перед написанием предложения?

=Это и есть  цель нашего урока. Сформулируйте ее.

=Попробуйте сформулировать тему урока.

Работа по слайду №5 проводится аналогично.

3.Актуализация знаний.

(слайд№6)

А)Работа с учебником.

=Откройте учебник стр.27 и прочитайте ,как рассуждала Маша.

-Почему Маша напишет свое имя с заглавной буквы? Найдите слова в тексте.

Прочитайте их.

-Как вы думаете ,могут быть собственные имена у кошек, собак и других животных?
У стран, городов, деревень, сел? У рек, озер  ,морей, океанов? У книг, журналов, газет?

-Приведите примеры.

-Сделайте вывод.

-Проверим.(открываю слайд№ 6)

-Прочитайте . Это и есть новое правило .Оно нам будет помогать на уроке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дети выходят из-за парт. Если слово пишется с большой буквы, то дети поднимают руки

вверх. Если слово пишут с маленькой буквы, то приседают. Учитель произносит слова:

кошка ,Саша, Кашин, каша, Иванов, жираф, Волга, собака.

4.Первичное усвоение новых знаний.

а)Работа в тетради.

Чистописание:

Учитель будет произносить имена, а детям нужно записать только первую букву имени.

-С какой буквы пишутся все имена?

-Значит, все буквы на строке будут заглавные.

(Маша , Анна ,Марина ,Лариса.)

Какой элемент у всех букв будет одинаковым?

-Запишите его на новой строке. Пропишите его до конца строки.

б)Работа с учебником.

Рассмотрите рисунок на странице 27.

Маша и Миша наблюдают за жителями страны Собственных имен .Все жители расстроены.

Там из слов пропали заглавные буквы, в городе беспорядок. Жители теперь не знают ,как их зовут, на какой улице живут, доктор не может найти своего пациента, собака и кот плачут от голода, ведь их не зовет их хозяин.

- Что вы видите в руках детей? Да, это не простые карандаши и кисти, а волшебные.

Ими можно все исправить, надо только вписать большую букву в начало слова.

А вы ,ребята , будете помогать ?

-Вспомните правило, Расскажите его шепотом друг другу.

(слайд№7)

в)Работа в тетради.

-Откройте тетради. Записываем с новой строки словосочетания опираясь на картинку в

учебнике. Например: кот Васька,(кот – пишу с маленькой буквы- это название,

Васька - пишу с большой буквы – это кличка животного.)

Работа по цепочке , с коментированием.

5. Первичная проверка понимания.

Откройте 28 страницу в учебнике, задание №8.

-Какой значок вы видите рядом с заданием?

-О чем он говорит? Верно, впереди работа в парах.

Прочитайте задание для себя.

-Объясните, что надо сделать в этом задании?

-Обратите внимание на слова, в которых подчеркнута буква.

-Почему эти слова пишут с большой буквы?

-Что надо сделать со словами ,у которых есть скобки?

-Писать вы их будете, конечно , без скобок, но уже точно определив с какой буквы

надо их писать. А поможет вам правило!(слайд№7)

Прочитайте правило.( слайд№8) Что изменилось?

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.

Самопроверка после выполнения упражнения.

-Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы.

- Поменяйтесь тетрадью с соседом. Обратите внимание на подчеркнутые слова.

-Если все выполнено правильно, то на полях нарисуйте карандашом смайлик с

улыбкой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(слайд №9)

(упражнения для глаз)

                                        

-Прочитайте задание упражнения № 9,сначала для себя.

- Для всего класса прочитает….

-Что значит выражение «Устно объясните»?

Работаем по цепочке, объясняем каждый случай.

-Перед тем как преступить к выполнению следующего задания посмотрите на значок

рядом с номером. О чем он сообщает?

-Прочитайте для себя и устно объясните задание.

-Это задание вам предстоит выполнить письменно в тетради.

-Выполнять будете по образцу учебника.

Начинается самостоятельная работа детей по заданию с опорой на образец.

Самопроверка задания.

-Подчеркните те слова, которые написали с заглавной буквы.

Исследуйте все предложения и найдите те, в которых дважды встречается имя собственное.

Прочитайте эти предложения.

Договоритесь с соседом по парте чтобы он записал  одно ,а вы другое предложение.

Поменяйтесь тетрадями  и проверьте предложение. Если все получилось ,то на полях

нарисуй смайлик с улыбкой.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Работа с тестом( карточки).

Обведи цифру с правильным ответом в кружок.

А1. Какое слово нужно писать с заглавной буквы?

  1. (У, у)лица
  2. (В, в)аня
  3. (Р, р)ека
  4. (С, с)ело

А2. Какое слово не нужно писать с заглавной буквы?

1)( Ч ,ч)уковский

2) (М, м)осква

3) ( Ж ,ж)учка

4) (Д, д)еревня

В1. В какой строке оба слова пишутся с заглавной буквы?

  1. (П, п)етр ( Д, д)ядя
  2. (Л, л)иса (А, а)лиса
  3. (Т, т)ихий (О, о)кеан
  4. (Л,л)ена (С ,с)омова

В2.В какой строке не нужно писать все слова с заглавной буквы?

  1. ( С ,с)мирнов ( И, и )горь
  2. ( Р ,р)ыжий ( К, к)от
  3. ( Ч , ч)ерное ( М, м)оре
  4. (И ,и)ван ( В , в)асильевич

С1.Запиши название города ,в котором ты живешь.

Проверка будет осуществлена учителем.

8. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Какое правило запомнили?

Что для этого вы сделали?
В чем была причина затруднения?

Какая ставилась цель?

Достигли ли вы ее?

Кого сегодня особо можно похвалить за работу  на уроке?

Почему?

Приготовьте сигнальные карточки(Красный цвет- сигнал опасности ,ребенок не понял

материал, дороги дальше нет. Зеленый цвет-ребенок понял материал, можно продолжить

работу).

Покажите карточку, как вы поняли сегодняшний материал.

Теперь я вижу как работал весь класс.

Ваша работа понравилась не только мне, Волшебница тоже рада таким умным и

сообразительным ребятам. Вы ей очень понравились. И она завтра опять ждет вас в гости.

Урок окончен.

Список литературы.

1. Чуракова Н.А. Русский язык [Текст] : 1 класс : Учебник / Н.А.Чуракова. – 6-е изд.    

    - М. : Академкнига / Учебник, 2010. – 96 с. : цв. ил.

2. http://www.nachalka.com/ 

3. http://www.uchportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Имена собственные"

Методическая разработка урока: "Имена собственные"...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по русскому языку с использованием средств субъективизации...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...