Методическая разработка Тема: «Второстепенные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
План проведения урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Второстепенные члены предложения» (УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_kso.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения урока
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Второстепенные члены предложения»
(УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
Урок разработан
учителем ГБОУ СОШ № 12
Поповой А.Ф.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: коллективный способ обучения (КСО).
Цель урока: развивать умение ученика самостоятельно добывать знания для решения практических задач и творческих заданий во взаимодействии с другими учащимися.
Задачи урока:
- познакомить с видами второстепенных членов и их особенностями;
- учить работать с текстом, выделяя главное в тексте;
- учить работать в парах и малых группах;
- развивать умение самостоятельно добывать новые знания;
- развивать умение применять теоретический материал при решении практических задач;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомиться с видами второстепенных членов;
- рассмотреть и выделить их особенности и отличия;
- учиться применять полученные знания на практике.
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы и потребность в этом;
- осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы;
- проявлять положительное отношение к участникам учебного процесса, их чувствам и готовность к сотрудничеству.
Метапредметные:
познавательные:
- осуществлять поиск информации в соответствии с целью и учебным заданием,
- структурировать информацию,
- аргументировать ответ при решении практических заданий,
- правильно формулировать уточняющие вопросы по теме;
регулятивные:
- четко определять свою роль при выполнении учебного задания, работая а диалоге,
- адекватно оценивать свои возможности и действия по выполнению задания,
- вносить необходимые дополнения при выполнении задания в группе;
коммуникативные:
- адекватно передавать информацию собеседнику,
- работать в паре и группе,
- внимательно слушать и слышать партнёра,
- корректно взаимодействовать с товарищами,
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, участвовать в диалоге.
Оборудование урока: карточки для работы в ПСС;
алгоритм работы;
дополнительный материал по теме
Приложение 1.
Алгоритм работы.
- Выполни карточку.
- Расскажи соседу первый пункт карточки.
- Ответь на вопросы соседа по первому пункту.
- Запиши соседу в тетрадь предложение из второго пункта. Рассуждая устно, покажи, как выполнить задание второго пункта.
- Выслушай рассказ соседа по первому пункту его карточки.
- Задай вопросы и выслушай ответы по первому пункту карточки соседа.
- Пусть сосед запишет в тетрадь своё предложение из второго пункта. Рассуждая устно, покажет, как выполнить задание второго пункта.
- Поменяйся карточкой с соседом. Каждый из вас должен выполнить задание под чертой.
- Сверься с соседом. Помоги, если нужно.
- Поблагодари.
- Найди другого партнёра.
Приложение 2.
КАРТОЧКА № 1.
Определение
1. Учебник «Теория», § 18:
- прочитай об определении;
- сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).
2. Пример и образец рассуждения.
Мой дом примет вас.
Устное рассуждение:
- основа предложения: дом примет;
- слово МОЙ зависит от подлежащего ДОМ и указывает на принадлежность предмета говорящему;
- отвечает на вопрос ЧЕЙ?
- МОЙ — притяжательное местоимение;
- МОЙ — определение (~).
__________________________________________________________________________________________
Рассуждая, найди и подчеркни определение.
Красивый дом стоит в зелёном саду.
Мы поливаем наш сад.
Хвост лисы далеко виден в лесу.
Мой отец любит весеннюю пору.
КАРТОЧКА № 2.
Дополнение
1. Учебник «Теория», § 18:
- прочитай об определении;
- сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).
2. Пример и образец рассуждения.
Я подошёл к учителю.
Устное рассуждение:
- основа предложения: я подошёл;
- слово (К) УЧИТЕЛЮ зависит от сказуемого ПОДОШЁЛ и отвечает на вопрос К КОМУ? (вопрос косвенного падежа), обозначает предмет, на который направлено действие;
- (К) УЧИТЕЛЮ — им. сущ. с предлогом в дательном падеже;
- К УЧИТЕЛЮ — дополнение (---).
___________________________________________________________________________________________
Рассуждая, найди и подчеркни дополнение.
Я поздно ушёл от друга.
К делу относись серьёзно.
Марина дружит с Леной.
Папа забивает гвозди молотком.
КАРТОЧКА № 3.
Обстоятельство
1. Учебник «Теория», § 18:
- прочитай об определении;
- сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).
2. Пример и образец рассуждения.
В лесу раздавалось пение птиц.
Устное рассуждение:
основа предложения: пение раздавалось;
слово (В) ЛЕСУ зависит от сказуемого РАЗДАВАЛОСЬ, обозначает место действия и отвечает на вопрос ГДЕ?
(В) ЛЕСУ — им. сущ. с предлогом в предложном падеже;
В ЛЕСУ — обстоятельство (– ּ – ּ – ּ – ּ –)
_________________________________________________________________________________________________
Рассуждая, найди и подчеркни обстоятельство.
Мама пришла поздно с работы.
Я делаю уроки медленно.
Мальчик пешком пошёл в школу.
Очень красивая птичка сидит на дереве.
КАРТОЧКА № 4.
Распространенное и нераспространенное предложения
1. Учебник «Теория», § 18:
- прочитай материал по теме;
- сделай запись в тетрадь из учебника (о нераспространенном предложении, о распространенном предложении).
2. Пример и образец рассуждения.
Пришла зима. Устное рассуждение:
| Скоро пришла долгожданная зима. Устное рассуждение:
|
___________________________________________________________________________________________________________
Рассуждая, определи вид предложения по наличию второстепенных членов и запиши термин в скобках.
Мальчики и девочки весело идут в школу.
Быстро бежит время.
Мчатся машины, поезда, самолёты.
Девочка читает и поёт.
Приложение 3.
Нормы (правила) сотрудничества (вырабатываются в совместной работе) /примерные/:
- соблюдать очерёдность высказываний и действий;
- чёткие форма и смысл вопроса (он должен быть задан кому-то, связан с темой);
- обязательна оценка (оценивается действие, а не личность);
- на первом плане — самооценка; а также — взаимооценка (объективная);
- соблюдение норм этикета:
- смотреть в глаза;
- слушать, что человек говорит, пока он не выскажет свою мысль;
- обязательно высказывание кому-либо адресовано;
- по-доброму, уважительно относитесь к партнёру;
- благодарите партнёра (благодарность не зависит от результатов общения).
Приложение 4.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными, например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А. Чехов) — главные члены: вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (где?) у самой дороги. 2) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) — второстепенный член полная поясняет подлежащее луна: луна (какая?) полная; второстепенный член по небу поясняет сказуемое плыла: плыла (где?) по небу; второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (какому?) ясному, безоблачному
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
Виды второстепенных членов предложения | Вопросы, на которые отвечают второстепенные члены предложения | Примеры |
| тянулись (до чего?) до небосклона | Поля тянулись до самого небосклона (И. Тургенев). |
| туча (к а к а я?) большая, тёмная | Большая, тёмная туча растёт за рекою (И. Соколов-Микитов). |
3. Обстоятельство | падают (как?) грузно | Первые капли дождя грузно падают на дорогу (И. Соколов-Микитов) |
Дополнение — это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
Способы выражения дополнения
Часть речи | Вопросы | Примеры |
1. Имя существительное | взялся (за что?) за ложку | Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи.(И. Тургенев). |
2. Местоимение | дали (кому?) мне | Мне дали задание. |
3. Имя числительное | делится (на что?) на пять | Десять делится на пять. |
4. Наречие | не будет похоже(на что?) на сегодня | Завтра не будет похоже на сегодня. |
5. Неопределённая форма глагола | прошу (о ч ё м?) говорить | Я прошу вас говорить по существу дела. |
6. Имя прилагательное | вспоминали (о ч ё м?) о прошлом | Все вспоминали о прошлом. |
Дополнение может также выражаться неделимыми словосочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу с матерью; Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).
Значения дополнения
Грамматические значения | Вопросы | Примеры |
1. Адресат действия | кому? — дат. п. | Победителю спартакиады был вручён приз. |
2. Объект действия | что? — вин. п. | Ещё в школе я выбрал себе профессию. |
3. Орудие действия | чем? — тв. п. | Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. Тургенев). |
4. Предмет сравнения и др. | чего? — род. п. ко го? - род. п. | Летом день длиннее ночи. Мой брат старше сестры. |
Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Значения определения
Грамматические значения | Вопросы | Примеры |
1. Различные признаки предметов | Какой? Какая? Какое? Какие? | Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские весною хороши (Н. Некрасов). Нежная, красивая, была на закат ты розовый похожа (С. Есенин). Я всё ходил по улице; холодный мартовский дождь поливал меня (А. Чехов). Я к вам уже в третий раз прихожу (А. Чехов). |
2. Признак по принадлежности | Чья? В чьём? | Изба лесника состояла из одной комнаты. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме (А. Чехов). |
Способы выражения определения
Способ выражения | Вопросы | Примеры |
1. Имя прилагательное (полное) | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? | Здесь вижу двух озёр лазурные равнины (А. Пушкин). Был сияющий, радостный, великолепный день (А. Куприн); У него была стройная, худощавая фигура, решительно-небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо (А. Куприн). |
2. Числительное | На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину. | |
3. Местоимения | Вижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин). | |
4. Имя существительное в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов | Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев). | |
5. Синтаксически цельное словосочетание | Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И.Тургенев). | |
6. Наречие | Были поданы яйца всмятку. | |
7. Неопределённая форма глагола | Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху (М. Горький). |
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
Способы выражения обстоятельств
Виды обстоятельств | Способ выражения | Вопросы | Примеры |
1. Образ действия | Наречие, существительное в косвенных падежах | Как? Каким образом? | Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев). |
2. Места | Наречие, существительное в косвенных падежах | Где? Куда? Откуда? | Мы остановились (где?) перед воротами (И.Тургенев). |
3. Времени | Наречие, существительное в косвенных падежах | Когда? Как долго? До каких пор? С каких пор? | Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком (А.Пушкин). |
4. Причины | Наречие, существительное в косвенных падежах | Почему? Отчего? | Он сделал ошибку (почему?) сгоряча. |
5. Цели | Наречие, существительное в косвенных падежах, неопределенная форма глагола | Зачем? Для чего? | Здесь будет город заложён (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин). |
6. Условия | Существительное в косвенных падежах | При каком условии? | (При каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть. |
7. Уступки | Существительное в косвенных падежах с предлогами | Несмотря на что? Вопреки чему? | (Вопреки чем у?) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов). |
Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов
По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные.
Нераспространенные простые предложения в своём составе имеют только главные члены. Например: Катятся ядра, свищут пули... (А.Пушкин) Вечереет. Ночь.
Распространенные простые предложения в своём составе имеют и главные, и второстепенные члены: Скучная картина! (А.Плещеев) Весело сияет месяц над селом. (И.Никитин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Второстепенные члены предложения"
Проверочная работа по теме«Второстепенные члены предложения». 8 классI. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятел...
Закрепление изученного по теме «Второстепенные члены предложения».
Цели и задачи урока: учебно-развивающая – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Второстепенные члены предложения»;- отработать навык определения второстепенных членов предл...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...
Карточки для контроля знаний по теме "Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" (5 класс) (Ковалева М.В.)
Карточки для индивидуальной работы...
Разработка урока "Второстепенные члены предложения.Определение."
В данная разработка даёт учащимся возможность более подробно ознакомиться с этим второстепенным членом,способами выражения и ролью в выразительности речи....