Виды обстоятельств
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Абрамова Евгения Александровна

материал для 8 кл

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксическая пятиминутка Неожиданно из лесу выскочил заяц и со всех ног побежал полем .

Слайд 2

Обстоятельство Основные виды обстоятельств

Слайд 3

Практическая работа 1) Я весьма озадачена таким приемом. 2) В лесу раздавался топор дровосека. 3) Мы вышли из дома ни свет ни заря . 4) От радости в зобу дыханье спёрло. 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться . 6) В углу комнаты лежал , свернувшись калачи-ком , маленький щенок. 7) Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном . 8) При старании вы сможете добиться больших успехов. 9) Несмотря на усталость , спать не хотелось.

Слайд 4

Обстоятельство 1. Обозначает: ………………………… или …………………...... . 2. Относится к группе ……............. . 3. На какие вопросы отвечает: ……….......? ………....? ………....? ……….......? .……......? …….....? ….............. ? .........………? ……….......................? признак действия признак признака сказуемого в какой мере? где? когда? почему? зачем? как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?

Слайд 5

3. Виды обстоятельств: 1) ...……… ; 2) ………... ; 3) ………... ; 4) ………... ; 5) ………... ; 6) ………...; 7) ………...; 8) ...………; 9) ...………. . места ; времени ; причины ; цели ; образа действия ; уступки ; меры ; сравнения ; условия ;

Слайд 6

4. Чем могут быть выражены: - чаще: ………… , ………… ............... - реже: ……………............ оборотами; ............…………… оборотами - иногда: ……………......... , ........................... . 5. Способ подчинительной связи : ......................... и ……………......... наречием , существительным в косвенном падеже ; деепричастными сравнительными инфинитивом фразеологизмом примыкание управление

Слайд 7

Тест Найдите предложение с обстоя- тельством времени. а) Мы очень устали. б) Кругом кричали коростели. в) Вчера я приехал в Тамбов. г) Он изменился до неузнаваемости.

Слайд 8

2. В этом предложении есть обсто-ятельство цели. а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться. б) Сгоряча он не почувствовал боли. в) Сенокос запоздал из-за дождей. г) От мороза побелели деревья, лошади , бороды.

Слайд 9

3. В каком предложении есть обстоя-тельство места? а) Я всегда много читал. б) Всю дорогу мы шли пешком. в) В один из таких дней мы отправи-лись гулять. г) В лесу раздавалось пение птиц.

Слайд 10

4. В этом предложении фразеоло-гизм употреблён в роли обстоятель-ства образа действия. а) Рассказы эти были данью моему детству. б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой. в) Семён работал спустя рукава. г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

Слайд 11

5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнитель-ным оборотом. а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте. б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался. г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Слайд 12

Конструирование текста Утром .........появились орлы. ...…..., они поднялись с земли. Орлы начали ...... выписывать в раздольном подне-бесье огромные круги. ...…..... они попарно опустились на землю. Одна пара, ...…..., шумно снизились на проталину. Крупные и красивые пти-цы некоторое время зорко, ............. , осматривались вокруг. ..........…, орлы вышли на открытое место.

Слайд 13

*** Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув , они поднялись с земли. Орлы начали стремительно выписывать в раз-дольном поднебесье огромные круги. Под вечер они попарно опустились на землю. Одна пара, припоздав , шумно снизились на проталину. Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, словно дозорные , осматривались вокруг. Успокоясь , орлы вышли на открытое место.

Слайд 14

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в  8 классе по теме: «Обстоятельство»

Цель урока

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

3) использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

4) развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение навыками смыслового чтения текста;

овладение логическими действиями сравнения и анализа;

умение работать в группе.

Предметные результаты:

понимание содержания прочитанных учебно-научных текстов и их устное воспроизведение;

использование приёмов работы с учебной книгой;

создание устных монологических высказываний;

умение находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).

Материально - техническое обеспечение.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

1. Практическое задание на известный материал. Синтаксический разбор предложения.        

Рано утром, взяв ружьё и прихватив двух собак, я отправился в лес на охоту.    

- Выполните синтаксический разбор предложения. ( сл.1)

       2. Подводящий к теме диалог.

- Разбирая данное предложение, вы определили, что по наличию второстепенных членов оно распространенное. Какими второстепенными членами оно распространено?. (Обстоятельствами)

- Как вы думаете, случайно ли я подобрала такое предложение? О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об обстоятельствах)

- Какова же тема сегодняшнего урока?   (Обстоятельство) ( сл.2)

- Запишите тему урока  в справочник.  

- Каких целей вы должны будете достичь на сегодняшнем уроке? Что вы должны будете знать об обстоятельстве? (Что обозначает; на какие вопросы отвечает; к чему относится, чем может быть выражено, какие виды обстоятельств существуют, каким способом    подчинительной связи может быть связано)

- А что вы должны будете уметь? (Находить обстоятельства в предложениях, определять их виды.

3. Работа над новым материалом. Практическая работа.

- Об обстоятельстве как второстепенном члене вы многое уже знаете из предыдущих классов? Поэтому  я предлагаю вам  практическую работу.  Вы должны изучить эту тему, опираясь на ваши знания и умения, полученные в 5-7 классах, а также на материал, изученный в этом учебном году.

- Перед вами лежат листы. Выполнив задания, вы должны будете сделать выводы об обстоятельстве и его видах. Свои выводы записывайте  на втором листе.

Задание: ( сл. 3)

- Работая с предложениями, определите, к чему относится обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан.

  1. Я весьма озадачена таким приемом. ( признак признака, в какой мере? мера, наречие, примыкание)
  2. В лесу раздавался топор дровосека  (признак действия, где? место, сущ. с предлогом, управление)
  3. Мы вышли из дома ни свет ни заря. ( признак действия, когда? время, фразеологизм, примыкание)
  4. От радости в зобу дыханье сперло. (признак действия, почему? причина, сущее. с предлогом, управление)
  5. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.( признак действия, зачем? цель, инфинитив, примыкание)
  6.  В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок. (признак действия, каким образом? образ действия, д/о, примыкание)
  7.  Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (признак действия, как? сравнение, управление)
  8. При старании вы сможете добиться больших успехов (признак действия, при каком условии? условие, управление)
  9. Несмотря на усталость, спать не хотелось. (признак действия, несмотря на что? уступка, управление)

4 Формулирование выводов.( сл.4)

- Подведем итог вашему исследованию.

- Что обозначают обстоятельства? (признак действия или признак признака)

- К группе какого главного члена относятся обстоятельства? (к группе сказуемого)

- На какие вопросы могут отвечать обстоятельства? (в какой мере? где? когда? почему? зачем?  как? каким образом? при каком условии? несмотря на что?)

- В зависимости от того, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член предложения, выделяется несколько видов обстоятельств по значению. Сколько всего видов обстоятельств получилось? (9)

( сл. 5) - Назовите эти виды? (меры, места, времени, причины, цели, образа действия, сравнения,  условия, уступки)

- ( сл. 6) Чем могут быть выражены обстоятельства чаще всего? (наречиями, существительными в косвенных падежах)

- Чем ещё могут быть выражены обстоятельства? (деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами)

- Что вы можете сказать о знаках препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными и сравнительными оборотами? (они обособляются)

- А чем ещё иногда могут быть выражены обстоятельства? (инфинитивом, фразеологизмом)

- Каким способом подчинительной связи связываются обстоятельства? (примыкание или управление)

- Сделайте общий вывод об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.

5. Закрепление изученного материала.  

- А теперь давайте проверим на практике, как вы усвоили новый материал.

          Тест

( сл. 7) 1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

а)  Мы очень устали.
б)  Кругом кричали коростели.
в)  Вчера я приехал в Тамбов.
г)  Он изменился до неузнаваемости.

( сл.8) 2. В этом предложении есть обстоятельство цели.

а) Степаныч с утра отправился в лес поохотиться.
б) Сгоряча он не почувствовал боли.
в) Сенокос запоздал из-за дождей.
г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

( сл.9) 3. В этом предложении есть обстоятельство места.

а) Я всегда много читал.

б) Всю дорогу мы шли пешком.

в) В один из таких дней мы отправились гулять.

г) В лесу раздавалось пение птиц.

( сл.10)4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства образа действия.

а) Рассказы эти были данью моему детству.
б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
в) Семен работал спустя рукава.
г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

( сл. 11) 5. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
а) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
в) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

- Подведем итог вашей работе. Оцените ее.

- Достигли ли вы цели находить обстоятельства в предложениях, определять их виды и способы выражения?

6. Роль обстоятельств в языке.

( сл. 12) - Для чего нужны обстоятельства? Какую роль они играют в нашем языке? Ответить на этот вопрос вам поможет творческое задание «Конструирование текста» (Лист 3)

- Перед вами отрывок из текста.

- Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталину.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.


(
Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

( сл.13)

1) Утром в степи появились орлы.
2)
Немного отдохнув, они поднялись с земли.
3) Орлы начали
стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4)
Под вечер они попарно опустились на землю.
5) Одна пара,
припоздав, шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко,
словно дозорные, осматривались вокруг.
7)
Успокоясь, орлы вышли на открытое место.

- Какую же роль играют обстоятельства в нашей речи? (Делают ее более точной, конкретной, выразительной, яркой)

7. Подведение итогов урока.

– Сумели ли вы достичь поставленных в начале урока целей?

- Что такое обстоятельство?

- Сколько видов обстоятельств вы узнали? Какие?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

8. Рефлексия.

9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

( сл. 14) § 19, записи; упражнение 191.

- С помощью домашнего упражнения вы потренируетесь определять виды обстоятельств до сегодняшнего дня не так часто встречающихся вам в предложениях. Кроме того, у вас появится возможность повторить трудную орфограмму «Правописание производных предлогов».

Лист 1.

Практическая работа по теме «Обстоятельство»

Задание. Определите, к чему относится выделенное обстоятельство, что обозначает, на какой вопрос отвечает, к какому виду относится, чем выражен, каким способом подчинительной связи связан. Свои выводы запишите в таблицу.

  1. Я весьма озадачена таким приемом.

  1. В лесу раздавался топор дровосека.

  1. Мы вышли из дома ни свет ни заря.

  1. От радости в зобу дыханье спёрло.

  1. Душно стало в сакле, и я   вышел на воздух освежиться.

  1. В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, маленький щенок.

  1.  Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном.

  1.  При старании вы сможете добиться больших успехов.

  1. Несмотря на усталость, спать не хотелось.

Лист 2.

Обстоятельство

1. Обозначает:  …………………………... или ……………………… .

2. Относится к группе …………................... .

3. На какие вопросы отвечает: ……….......?  ………....?   ………....?  ……….....?  ………......?  ……….....?  ….................. ?  .........………?  ……….......................?

3. Виды обстоятельств:

  1. ……… ;  
  2. ………... ;
  3. ……… ;
  4. ……… ;
  5. ……… ;
  6. ………;
  7. ………;
  8. ………;
  9. ………. .

4. Чем могут быть выражены:

     - чаще:  ………… ,     …………           

     - реже: ……………оборотами;  ……………оборотами

     - иногда: …………… , ................................ .  

         

5. Способ подчинительной связи :  ......................... и …………….........

Лист 3

Конструирование текста

Задание. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи (смотрите слова для справок).

  (существительное с предлогом, обстоятельство места)

1) Утром …..............................................  появились орлы.


         
(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), 

2) …...............................................................................,  они поднялись с земли.

                                  (наречие, обстоятельство образа действия)
3) Орлы начали … ...................................... выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 (существительное с предлогом, обстоятельство времени)
4) …......................................... они попарно опустились на землю.

              (деепричастие, обстоятельство образа действия),
5) Одна пара, …..............................,  шумно снизились на проталину.

                                                                                 (сравнительный оборот, обстоятельство образа действия)
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …....................................

................................, осматривались вокруг.

(деепричастие, обстоятельство образа действия)
7) ….................................., орлы вышли на открытое место.


Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Материал урока способствует расширению представления учащихся об обстоятельстве; познакомит с основными видами обстоятельств и способами их выражения....