Реализация текстоцентрического принципа на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В современной системе образования происходит много изменений. Главным образом, об этом свидетельствует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Данный стандарт опирается на личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Исходя из этого, основная задача школы – развитие ученика как личности, которая свободно владеет языком как средством общения, как личности, способной осознавать эстетическую и культурную ценность родного языка и стремящейся к развитию речи и к речевому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация текстоцентрического принципа на уроках русского языка
В современной системе образования происходит много изменений. Главным образом, об этом свидетельствует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Данный стандарт опирается на личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Исходя из этого, основная задача школы – развитие ученика как личности, которая свободно владеет языком как средством общения, как личности, способной осознавать эстетическую и культурную ценность родного языка и стремящейся к развитию речи и к речевому самосовершенствованию.
Практическая, языковая и речевая грамотность ученика – это главная
цель обучения русскому языку в школе. При этом основной дидактической единицей, которая соединяет деятельность учащегося при разработке речевого развития и навыков письма является текст [12, с.16 ]. Главным образом на уроках русского языка и литературы формируются навыки понимания и создания текстов.
Изучение текстов при традиционном методе обучения вело к овладению языковыми средствами, при современном же методе, кроме этого, добавляется еще одна задача – развить у ученика способность создавать тексты.
Текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:
1)Текст это средство познания языка как полифункционального явления;
2)Текст это средство приобщения к культуре;
3)Изучение русского языка формируется на основе текста как дидактической единицы, на основе которой осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений и лингвистических понятий;
4)Текст является речевым произведением, то есть результатом использования языка;
5) Текст является основным средством овладения устной и письменной формой речи, а также речевой деятельностью в видах: чтение, понимание, говорение, письмо. На базе текста формируется коммуникативная компетенция;
6)Текст позволяет создавать и распознавать ситуации, на базе которых строится реальное общение
Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения различных ситуациях.
Приведём темы, которые, согласно примерной программе, должны быть освоены учащимися в курсе изучения текста как раздела стилистики.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование письменного и речевого высказывания.
Изучение и анализ структуры текстов раскрывает широкие возможности для развития словарного запаса учащихся, развивает у них способности и навыки целостного стилистического анализа художественных произведений. Изучение и усвоение многообразных средств связи между предложениями, структуры и употребления сложных синтаксических целых позволит учащимся осмыслить возможности языка, покажет органическую взаимосвязь и взаимодействие всех уровней.
Постепенно текст начинает мыслиться учащимися как единица, которая имеет внешнюю и внутреннюю форму, т. е. план выражения и план содержания. Внешняя форма текста представлена совокупностью языковых средств, реализующих замысел автора, который и составляет внутреннюю форму текста.
Речь или текст, как произведение речевой деятельности, отбирает те модели и средства, которыми располагает языковая система для выражения соответствующих смыслов. Используя на уроках русского языка тексты разной тематики, разных сфер речи, учитель помогает детям прийти к пониманию того, что выбор тех или иных языковых конструкций зависит от речевой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО Использование ИКТ на уроках родного языка. 24.01.14 г....

Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье - важнейшая задача каждого учителя. В этом нелегком деле можно использовать различные методы и приемы. Это и личный...

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также продемонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный предмет. Представлены методические наработки и прие...

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрен вопрос гуманизации образования, а также продемонстрированы некоторые пути реализации данного направления через школьный предмет. Представлены методические наработки и прие...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Текстоцентрический анализ на уроках русского языка
Анализ текста "Любовь и уважение к русскому языку" повторяет типы текста, связь предложений в тексте цепной связью...