Урок русского языка в 9 классе (развитие речи)ю Подготовка к сочинению ОГЭ. 15.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Подготовка к сочинению ОГЭ на основе двух произведений (А.Солженицын "Матренин двор", А.Платонов "Юшка")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: закрепить навыки написания сочинения-рассуждения (определение + литературный аргумент).
Вспомним требования к сочинению 15.3 1. Стиль речи? 2. Тип речи? 3. Сколько должно быть аргументов? Каких? 4. Объем сочинения - не менее ? слов. 5. Каким почерком писать? 6. Какой актуальный вопрос в рассуждении? 7. Какова структура сочинения?
Структура сочинения 15.3 1 абзац – определение, комментарий (рассуждение об определении); 2 абзац – доказательство (аргумент из текста), микровывод ; 3 абзац – доказательство (аргумент из жизни или литературного произведения), микровывод ; 4 абзац – вывод (итог рассуждения, связанный с определением первого абзаца).
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2-1-0 С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3-2-1-0 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2-1-0 С3К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2-1-0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Задание №1. Разделитесь на 4 группы. Распределите темы по направлениям: качество, чувство, свойство, способность, нравственные ориентиры. Темы сочинения 15.3 Что такое… 1. внутренний мир человека? 8. материнская любовь? 2. выбор? 9. настоящее искусство? 3. доброта? 10. неуверенность в себе? 4. драгоценные книги? 11. нравственный выбор? 5. дружба? 12. сила духа? 6. жизненные ценности? 13. взаимовыручка? 7. любовь? 14. счастье?
Направления Темы 1. Качество, совокупность качеств Что такое внутренний мир человека? Что такое доброта? Что такое неуверенность в себе? Что такое сила духа? 2.Чувство Что такое любовь? Что такое материнская любовь? Свойство личности, состояние Что такое доброта? Что такое счастье? 3. Способность Что такое выбор? Что такое нравственный выбор? Что такое взаимовыручка? Что такое дружба? 4. Нравственные и эстетические ориентиры Что такое драгоценные книги? Что такое жизненные ценности? Что такое настоящее искусство?
Задание №2. Для работы каждой группе дается 1 блок. Нужно дать определение понятиям и подготовить аргументы, опираясь на знание текстов А.Платонова и А.Солженицына, предварительно ответив на предложенные вопросы. Внимание! Каждый участник группы вносит активный вклад в итоговую работу.
Какие темы можно раскрыть, опираясь лишь на 2 рассказа писателей 20 века? Матренин двор Юшка Почему так названы рассказы ? Что их объединяет? Таких людей называют праведниками, почему? Какие люди живут рядом с ними? Почему у них нет своих детей? Что это меняет? Какое отношение к ним у односельчан ? Приведите пример из текста. Какое отношение к ним у читателей ? Объясните причину такого отношения. Почему, читая художественные тексты, люди сочувствуют этим героям, а в жизни чаще всего смеются над ними и бываем жестокими ? Отношение к Матрене и Юшке при их жизни и после смерти одинаковое? Что случилось после их смерти? Эти герои одиноки?
Направления Темы 1. Качество, совокупность качеств Что такое внутренний мир человека? Что такое доброта? Что такое неуверенность в себе? Что такое сила духа? 2. Чувство Что такое любовь? Что такое материнская любовь? Свойство личности, состояние Что такое доброта? Что такое счастье? 3. Способность Что такое выбор? Что такое нравственный выбор? Что такое взаимовыручка? Что такое дружба? 4. Нравственные и эстетические ориентиры Что такое драгоценные книги? Что такое жизненные ценности? Что такое настоящее искусство?
Задание №3. Подведите итог работы по рассказам. Что не может не удивлять? На какие темы не смогли найти аргумент в рассказах А.Платонова и А.Солженицына?
Задание №4 Выбрать понравившееся начало предложения и дописать его. Листы сдать в файле команды. Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрел(а)… Я научился( лась )… У меня получилось… Я смог( ла )… Меня удивило… Осталось понять, как …
Итог работы = оценки за работу Домашнее задание: 1. К оставшимся темам предложить художественные тексты для аргументов. 2. Написать литературный аргумент с микровыводом по своей теме в тетради по развитию речи.
Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (словесности) в 9 классе.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения 15.3 Работе с литературными аргументами.
Форма урока: Урок-практикум
Цель урока: закрепить навыки написания сочинения-рассуждения
(определение + литературный аргумент).
Задачи урока:
образовательные: развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование и воспитание нравственных качеств учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Оргмомент Слайд 1 (тема) | Попросить ДО УРОКА поделиться на группы по 4 человека, выбрать капитана (заполняет оценочный лист, координирует работу группы), раздать файлы с заданиями 1, 4. Кадеты строятся, объявляется тема урока. Подготовка к написанию сочинения 15.3. Урок-практикум по работе с литературными аргументами. |
Цель урока Слайд 2 | Цель урока: закрепить навыки написания сочинения-рассуждения (определение + литературный аргумент). |
Слайд 3 | Вспомним требования к сочинению 15.3. |
Слайд 4 | Структура сочинения 15.3. |
Слайд 5 | Критерии оценивания. Максимально – 9 баллов (анализ таблицы слайда). |
Слайд 6 | Задание №1. Класс поделен на группы по номеру (4 группы). На слайде представлены темы. Объедините их в блоки по направлениям. 1гр – качество, совокупность качеств, 2 гр – чувство и свойство личности, состояние, 3 гр – способность, 4 гр – нравственные и эстетические ориентиры. 3 минуты на работу. Озвучить вариант. |
Слайд 7 | Проверяем! |
Слайд 8 | Задание №2 (группе). В своем блоке дайте определение понятиям и подготовьте аргументы, опираясь на знание текстов А.Платонова и А.Солженицына, предварительно ответив на предложенные вопросы. Работа с определениями начинается после обсуждения предложенных вопросов. |
Слайд 9 | Работа по вопросам к рассказам А.Платонова и А.Солженицына. Какие темы можно раскрыть, опираясь лишь на 2 рассказа писателей 20 века? (на листе распечатано задание №2 для тех, у кого проблема со зрением) Почему так названы рассказы? Что их объединяет? Таких людей называют праведниками, почему? Какие люди живут рядом с ними? Почему у них нет своих детей? Что это меняет? Какое отношение к ним у односельчан? Приведите пример из текста. Какое отношение к ним у читателей? Объясните причину такого отношения. Почему, читая художественные тексты, люди сочувствуют этим героям, а в жизни чаще всего смеются над ними и бываем жестокими? Отношение к Матрене и Юшке при их жизни и после смерти одинаковое? Что случилось после их смерти? Эти герои одиноки? |
Слайд 10 | Выполняем задание №2. К КАКОЙ теме можно брать аргумент из рассказов? (Ответ групп). 1 гр 2 гр 3 гр 4 гр В своем блоке дайте определение понятиям (вам дается толкование слова в раздаточном материале, восстановите определение) и подготовьте аргументы, опираясь на знание текстов А.Платонова и А.Солженицына. |
Слайд 11 | Подводим итог работе. На какое количество тем нашли аргументы в рассказах? (ответ каждой группы). |
Слайд 12 | Из задания №4 (оборотная сторона печатного листа) выбрать начало фразы и закончить ее. Если останется время – прочитать вариант ответа. Лист сдать учителю. |
Слайд 13 | Командиры озвучивают оценки членов своей команды. Домашнее задание на слайде. Домашнее задание: |
Слайд 14 | Творческих успехов в работе! |
Задание №4 Задание №4
Выбрать понравившееся начало предложения и дописать его. Листы сдать в файле команды.
- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Я понял(а), что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал(а), что…
- Я приобрел(а)…
- Я научился(лась)…
- У меня получилось…
- Я смог(ла)…
- Меня удивило…
- Осталось понять, как …
Оценочный лист членов команды
(заполняет командир)
Фамилия, имя члена команды | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
Задание №1. Распределите темы в группы по направлениям:
качество, чувство, свойство, способность, нравственные ориентиры.
Темы сочинения 15.3 Что такое… | |
1. внутренний мир человека? | |
2. выбор? | |
3. доброта? | |
4. драгоценные книги? | |
5. дружба? | |
6. жизненные ценности? | |
7. любовь? | |
8. материнская любовь? | |
9. настоящее искусство? | |
10. неуверенность в себе? | |
11. нравственный выбор? | |
12. сила духа? | |
13. взаимовыручка? | |
14. счастье? |
Задание №2 (группе).
Выберите один из предложенных блоков, дайте определение понятиям и подготовьте аргументы, опираясь на знание текстов А.Платонова и А.Солженицына, предварительно ответив на предложенные вопросы.
Внимание! Каждый участник группы вносит активный вклад в итоговую работу.
Какие темы можно раскрыть, опираясь лишь на 2 рассказа писателей 20 века? | |
Матренин двор | Юшка |
Почему так названы рассказы? | |
Что их объединяет? | |
Таких людей называют праведниками, почему? | |
Какие люди живут рядом с ними? Почему у них нет своих детей? Что это меняет? | |
Какое отношение к ним у односельчан? Приведите пример из текста. | Какое отношение к ним у читателей? Объясните причину такого отношения. |
Почему, читая художественные тексты, люди сочувствуют этим героям, а в жизни чаще всего смеются над ними и бываем жестокими?
| |
Отношение к Матрене и Юшке при их жизни и после смерти одинаковое? | |
Что случилось после их смерти? | |
Эти герои одиноки? |
Задание №3. Подведите итог работы по 2 рассказам.
Что не может не удивить?
На какие темы не смогли найти аргумент в рассказах А.Платонова и А.Солженицына?
1.Внутренний мир человека – это совокупность положительных и отрицательных качеств человека, составляющих стержень, основу его характера. Понятие «внутренний мир» может включать в себя эмоциональные и интеллектуальные качества человека, все знания, полученные в процессе жизни, и накопленный годами опыт.
2.Выбор – это способность человека принять осмысленное решение, найти правильный выход из сложившейся ситуации. У личности есть несколько вариантов развития событий, и она выбирает тот путь, который наиболее предпочтителен по ряду причин.
3. Доброта – внутреннее свойство личности, проявляющееся в способности к эмпатии (сочувствию), щедрости, пониманию. Быть добрым – это принимать окружающий мир и людей со всеми их качествами, совершать поступки, которые могут помочь обществу. Она помогает делать повседневность светлой и душевной.
4.Драгоценные книги – это произведения, прочтение которых делает человека добрее, умнее, лучше. Такая литература – это кладезь полезной информации. Они развивают фантазию, таланты и поддерживают ум в тонусе. Драгоценные книги способны перевернуть сознание, определить жизненные ценности. Они помогают обрести новые принципы жизни, влияющие на характер.
5.Дружба – это сильнейшая эмоциональная привязанность людей друг к другу, основанная на схожести интересов, взглядов, вкусов. Настоящая дружба может связывать людей на протяжении всей их жизни. Хороший друг всегда поддержит, придет на помощь и поможет найти правильный выход из любой ситуации. Что же еще можно назвать дружбой?
6. Жизненные ценности – это те важнейшие ориентиры, которым человек следует на протяжении всего своего пути. Главные ценности у всех разные – любовь, дружба, семья, хорошее образование, карьера.
7. Любовь – это самое сильное чувство, которое присутствует в жизни человека всегда. Это любовь между мужчиной и женщиной, любовь между родными людьми и даже друзьями. Романтическая любовь сильно привязывает сердца друг к другу, и на основании этого чувства создаются семьи. Оно характеризуется заботой, нежностью, взаимной ответственностью, альтруизмом. Во имя любви совершают подвиги. Она способна изменить человека, свернуть горы и перевернуть мир.
8. Материнская любовь – это особенное чувство, которое способна чувствовать только женщина, познавшая радость материнства. Материнская любовь характеризуется заботой, переживаниями за свое чадо. Любая мама хочет самого лучшего для своего ребенка, старается дать ему максимум комфорта, обеспечить всем необходимым для нормальной жизни в обществе. Мама всегда помогает своим детям, поддерживает их добрым словом, переживает за их самочувствие. Материнская любовь самая искренняя и бескорыстная.
9. Искусство – это результат творческой деятельности человека. Через творчество личность проявляет свои самые яркие созидательные наклонности. Произведения искусства – это литература, живопись, музыка, скульптура, архитектура, танец, театр. Все это добавляет красок в жизнь людей, делает ее прекрасней, разнообразнее и заставляет лучше чувствовать разные грани жизни. Только настоящее искусство может помочь найти ключ к самому себе, обрести внутреннюю гармонию, внутреннее спокойствие.
10. Неуверенность в себе – качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, большим количеством психологических комплексов. Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей. С неуверенностью в себе необходимо бороться, иначе можно столкнуться с массой проблем при взаимодействии с социумом.
11. Нравственный выбор – это нелегкое решение, которое человек принимает, оказавшись в непростой ситуации выбора между добрым, положительным поступком и поступком плохим, отрицательным. Нравственный выбор заключается в том, что личность выбирает между добром и злом, ответственностью и безразличием, эгоизмом и альтруизмом. Совершая нравственный выбор, человек обращается к собственной совести, и принятое решение характеризует его.
12. Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации.
13.Взаимовыручка – это способность людей отвечать на добро добром, помнить хорошее и прийти на помощь тому, кто когда-то смог помочь тебе. Она подразумевает ответные действия того, кому оказали помощь.
14. Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. Но можно сказать, что счастливец – это тот, кто имеет хорошее здоровье, достаточное количество материальных благ, любовь, дружбу, прочные социальные связи и полноценную семью.
Задание №4
Выбрать понравившееся начало предложения и дописать его. Листы сдать в файле команды.
- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Я понял(а), что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал(а), что…
- Я приобрел(а)…
- Я научился(лась)…
- У меня получилось…
- Я смог(ла)…
- Меня удивило…
- Осталось понять, как …
Домашнее задание:
1. К оставшимся темам предложить художественные тексты для аргументов.
2. Написать литературный аргумент с микровыводом по своей теме в тетради по развитию речи.
Оценочный лист членов команды
(заполняет командир)
Фамилия, имя члена команды | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценочный лист членов команды
(заполняет командир)
Фамилия, имя члена команды | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...