Урок русского языка в 9 классе «Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Павлюченко Виктория Юрьевна

Урок направлен на закрепление  и обобщение  знаний о сложноподчинённых предложениях. В дополнение можно воспользоваться презентацией, разработанной к данному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

«Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Цель: закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях.

Задачи:

  1. Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.
  2. Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к родному языку, нормы поведения.
  3. Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.
  4. Планируемые УУД:

Предметные: Знать о строении сложноподчиненного  предложения; научиться определять виды придаточных предложений и правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения. Понимать, что определение вида придаточных предложений и  умение ставить знаки препинания между частями сложного предложения   вызывают затруднения, так как это требует в свою очередь умения правильно определять грамматические основы простых предложений в составе сложного, определять  подчинительную  связь между частями предложения, а также роль союзов.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.    

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, развивать интерес  к познавательной деятельности.

Оборудование:

ноутбук, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, таблица «СПП», индивидуальные карточки с дифференцированным заданием.

 Технологическая карта урока русского языка в 9 а классе

Учебник «Русский язык, 9 класс»,для общеобразовательных учреждений,  М., «Просвещение», 2020 г. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков,  Л.Ю.Максимов, Л..Чешко,

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

2. Постановка темы и цели урока.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен повторению СПП.

Учитель: Начать урок я хочу со слов известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского:

Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок,

а в том, чтобы уметь сознавать их 

и великодушно, смело следовать своему сознанию.

-Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?
- Как вы понимаете значение слова сознание?

По словарю С. И. Ожегова

осознать

, -аю, -аешь, осознанный, сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. II несов. осознавать, -наю, -наёшь. II сущ. осознание, -я, ср.

СОЗНАНИЕ
1. Человеческая 
способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
2. 
Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
3. 
Мысльчувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Давайте запишем его, именно оно станет эпиграфом нашего урока.

- Какое  это предложение по структуре? Докажите.

Учитель: Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое  предложение.  На  уроках  русского  языка  вы  учились    определять  виды  придаточных  предложений.  Мы  с  вами  тренировались  в  расстановке  знаков  препинания  в  сложноподчинённых  предложениях  с  одним  и  несколькими  придаточными.  Сегодня  мы  должны  повторить  всё,  что  знаем  о  сложноподчинённом  предложении. Давайте определим цели нашего урока.

Ответы учеников:

  • ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ   ГЛАВНОГО И ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
  •  ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ПРИДАТОЧНОГО;
  •  РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП.

Запишите  число  и  тему  нашего  урока в тетрадь.


Приветствие учащихся



Запись учащимися числа,«Классная работа».

определение значения слова сознание;

определение структуры предложения;

определение видов придаточных;

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

  1. Актуализация знаний. Повторение.

Вспомните классификацию предложений.

(Простые Сложные.      Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные)

Что мы знаем о сложноподчиненном предложении?

Сложноподчиненным предложением (СПП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Какие части можно выделить в сложноподчиненном предложении?

В СПП две части, они неравноправны, одна часть - главная, другая -зависимая, традиционно её называют придаточной.

От главной к придаточной можно задать вопрос, по вопросу определяют тип придаточной части.

- Что вы знаете о структуре СПП?

Структура СПП

Придаточная часть может стоять в разных позициях по отношению к главной.

Может оказаться после главной части

Может быть в начале

- Итак, ребята, перед вами предложения из известного произведения?

- Из какого произведения данные предложения? (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

- Необходимо определить, главное и придаточное предложение.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая

рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки

Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою.

- Какие виды придаточных Вы знаете?

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

  • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
  • сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Особый вид определительных придаточных предложения составляют придаточные местоименно-определительные, поясняют местоимения в значении существительного.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. (чаще всего к глаголу в главном)

Косвенные падежи: кого? чего? кому? чему? кого? что? и т. д.

Что, как, будто, чтобы, ли, как будто.

Когда, куда, сколько, отчего, зачем, почему, где, откуда, как.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В Е Н Н Ы Е:

Места ( к указ. слову, к глаголу)

Где? Куда? Откуда?

         Там, туда, оттуда, всюду, везде.

Образа действия, меры, степени ( к глаг., нареч. + указ. слову)

Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Что, чтобы, будто, как будто, словно, точно.

Как, сколько, насколько,

Так, такой, таким образом, настолько, до того и т.п.

Сравнения

(ко всему главному)

Как? Насколько?

Как, будто, как будто, словно, точно.

Времени

( ко всему главному)

Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?

Когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, по мере того как.

Тогда, до тех пор.

Причины

( ко всему главному)

Почему? Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, ибо, поскольку.

Потому, оттого, ввиду того, вследствие того.

Условия

(ко всему главному)

При каком условии?

Если, когда, кабы, коли (коль), ежели, раз.

В том случае, тогда.

Цели (ко всему главному)

Зачем? С какой целью? Для чего?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы.

Для того, затем.

Уступки

(ко всему главному)

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай

Как ни, где ни, кто ни, когда ни, сколько ни, что ни.

Следствия

(ко всему главному)

Что из этого следует?

Так что.

вспоминат классификацию СПП

структуру СПП

Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).


4. Физминутка

Я вижу, что вам необходимо приободриться,  давайте с вами проведем физкультминутку.
Так как на улице еще зима, то мы выполним веселые упражнения под музыку вместе с веселой Елочкой (тематическая физминутка «Ель»).

 Горит огнями елочка, Под нею тени синие, (поднимаем руки вверх) Колючие иголочки, Как будто в белом инее (опускаем через стороны, вниз) Огни на елке яркие Повсюду зажигаются. (наклоны вправо, влево) Во всех домах, По всей стране ребята улыбаются (ходьба на месте, улыбка).

Обучающиеся повторяют стихотворение и движения за учителем

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

5. Конструирование предложений.

Возьмите карточку с номером один, соедините  придаточные  предложения  с  главными.  Запишите  получившиеся  предложения.  Расставьте  недостающие  знаки  препинания.  Составьте   схемы.  Определите  виды  придаточных.

  1. Ошибка – это событие
  1. кто в своих ошибках не кается.
  1. Тот больше ошибается
  1. которое еще пока не обращено нами в преимущество.
  1. Самая большая ошибка заключается в том
  1. если они никому, кроме нас, не известны.
  1. Мы легко забываем наши ошибки
  1. что человек считает себя во всем абсолютно безупречным.

  1. Самая большая ошибка — стараться быть более приятным
  1. чтобы заметить хотя бы одну.
  1. Нужно сделать несколько ошибок
  1. чем вы есть на самом деле

 Проверка:

        Ошибка – это событие, которое еще пока не обращено нами в преимущество. (определительное)        

Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается.(подлежащное)

Самая большая ошибка заключается в том,        что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. (дополнительное)

Мы легко забываем наши ошибки, если они никому не известны. (обстоятельственное условия)

Самая большая ошибка — стараться быть более приятным,        чем вы есть на самом деле (обстоятельственное сравнения)

Нужно сделать несколько ошибок, чтобы заметить хотя бы одну. (обстоятельственное цели)

Учитель:  Мы  с  вами  записали  сложноподчинённые  предложения  с  одним  придаточным.  А  может  ли  в  сложноподчинённом  предложении  быть  несколько  придаточных?

Ответы  учащихся.

Учитель:  Какие  виды  подчинения  вы  знаете?

Конструируют СПП, связывая простые предложения по смыслу, определяя при этом тип придаточного предложения.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

предлагает учащимся записать в дневники домашнее задание.

Запись учащимися задания в дневники. выражают свои эмоции по поводу урока.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска.

УДД: познавательные

  1. 7. Подведение итога урока. Оценки и их комментарий.

Учитель уточняет, достигли ли обучающиеся цели урока. Оценивает работу учащихся

Слушают учителя.

УДД: познавательные

  1. Рефлексия

Организует рефлексию. Учитель предлагает составить СПП.

Учащиеся соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....