Оценочный материал по русскому языку
тест по русскому языку
Оценочный материал для 6,7,9,11 класса. Соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_6_klass_russkiy_yazyk.docx | 18.24 КБ |
om_7_klass_russkiy_yazyk.docx | 21.93 КБ |
om_9_klass_russkiy_yazyk.docx | 17.72 КБ |
om_11_klass_russkiy_yazyk.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
6
Входящая контрольная работа
Короток зимний день. Блеснут в последний раз золотом окна домов, ало посветят крыши колокольни, и ползут на город и реку сумерки.
Небо черно и чисто, зеленовато горят редкие мелкие звёзды. Снег под ногами сверкает, колет глаза, скрипит. Всё кругом сковано морозом, неподвижно, мёртво. Только поднимается прямо к чёрному небу прозрачный дымок из трубы сторожки. Далеко внизу, на набережной, светят фонари, но самих фонарей не видно, одни редкие светлые пятна на снегу. Изредка проезжают машины, призрачный свет их фар скользит по крышам, по дороге, дрожит далеко по реке, и отчётливо слышен далёкий звук моторов.
Грамматическое задание:Сделать морфемный разбор слов: вариант 1 - набережной, 2 — проезжают. Подчеркнуть грамматические основы предложений, построить схемы: вариант 1 — третье предложение, вариант 2 — последнее предложение.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
РУССКАЯ ЗИМА
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
Грамматическое задание
- Сделать морфологический разбор имени существительного (по вариантам)
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Необычный стрелок.
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение.
Грамматическое задание
1.Сделать морфологический разбор имени прилагательного (по вариантам)
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.
На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо на природе!
Грамматическое задание.
№ | 1 вариант | балл | 2 вариант |
1 | Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне слова | 3 | Выпишите 3 слова с проверяемой гласной в корне слова |
2 | Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей звонкой согласной. | 1 | Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей глухой согласной. |
3 | Выполните синтаксический разбор 2 предложения | 1 | Выполните синтаксический разбор 1 предложения 3 абзаца |
5б. |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Русский язык
7
учитель:
7 класс
Диктант по теме:
«Повторение изученного материала в 5-6 классах»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Повторение»; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Лес осенью.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идёшь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу – музыкальным поэтическим чувством наполняется душа. «Бабьим летом» называли на деревне это осеннее краткое время. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет, да и затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели, плавают по воде лёгкие пожелтевшие листья ив.
Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.
(По Соколову-Микитову)
Грамматические задания:
I вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Синтаксический разбор предложения: «Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли».
3. Произведите морфемный анализ слов: расцвеченному, плавают.
II вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Синтаксический разбор предложения: «Нет-нет, да и затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел».
3. Произведите морфемный анализ слов: наполняется, развесистый.
7 класс
Диктант по теме:
«Причастие»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Причастие»; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
В степи.
Городок скоро скрылся за высокой стеной озимых посевов, и я шёл по узкой тропинке среди шелестящей ржи. Над головой стояло высокое синее небо. Я вдыхал аромат цветущих хлебов и произрастающих на межах трав. Голова была полна обрывочных мыслей, скачущих с одного предмета на другой, но возвращающихся к предстоящей охоте.
Часа полтора пути прошли незаметно. Я уже подходил к заброшенным и давно не паханным обрывкам степей, пленившим меня ещё с первого раза. Вот впереди на горизонте открылась полоса далёкого безбрежного неба. Стена хлебов оборвалась и ушла в стороны. Передо мной открылась широкая пологая низина давно не тронутой плугом степи.
Степь, освещённая косыми лучами закатного солнца, сверкала и переливалась разноцветными пятнами цветущих трав. Здесь были синие, белые, пунцово-красные, ярко-жёлтые и смешанные, часто неопределённые краски. Слабый ветерок шевелил эти цветные пятна. Причудливо меняющийся узор загорался ярким искрящимся светом, когда цветы были обращены к лучам солнца. Бесчисленное количество бабочек трепетало над цветущей степью.
(По Н. Минху)
Грамматические задания:
I вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Выполните морфологический разбор слова: шелестящей (ржи);
3. Синтаксический разбор предложения: «Городок скоро скрылся за высокой стеной озимых посевов, и я шёл по узкой тропинке среди шелестящей ржи».
4. Произведите морфемный анализ слов: освещённая, бесчисленное.
II вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Выполните морфологический разбор слова: освещённая (лучами);
3. Синтаксический разбор предложения: «Я вдыхал аромат цветущих хлебов и произрастающих на межах трав».
4. Произведите морфемный анализ слов: меняющийся, разноцветными.
7 класс
Диктант по теме:
«Деепричастие. Наречие»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Деепричастие. Наречие»; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
На опушке.
Ранние утренники, схватив листву деревьев, окрасили её золотыми, лиловыми и пунцовыми красками.
Передо мной квартал высокого старого леса: берёзы, липы, дубы, клёны. Путаясь между собой и обгоняя друг друга, осыпаются с них отмершие листья. Мелкие, почти пунцовые листья осин сеются без конца. Большие ярко-золотые листья клёна, лениво раскачиваясь и переваливаясь с боку на бок, медленно слетают с ветвей. На берёзах среди ещё яркой зелёной листвы повисли длинные пожелтевшие нити тонких никлых ветвей с золотыми листьями.
Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой берёзе крупный чёрный дятел. Почуяв близость добычи, он долго и настойчиво долбит древесный ствол. От его могучих ударов на землю летят куски отбитой коры. Вот он добрался до цели и, сидя неподвижно, что-то клюёт, поспешно глотая лакомую пищу.
(По Н. Минху)
Грамматические задания:
I вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Выполните морфологический разбор слова: схватив (листву);
3. Синтаксический разбор предложения: «Ранние утренники, схватив листву деревьев, окрасили её золотыми, лиловыми и пунцовыми красками».
4. Произведите морфемный анализ слов: медленно, осматривая.
II вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Выполните морфологический разбор слова: обгоняя (друг друга);
3. Синтаксический разбор предложения: «Путаясь между собой и обгоняя друг друга, осыпаются с них отмершие листья».
4. Произведите морфемный анализ слов: местечко, глотая.
7 класс
Диктант по теме:
«Служебные части речи»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Служебные части речи»; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Вечер в лесу
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(По Д. Зуеву)
Грамматические задания:
I вариант
1. Произведите фонетический разбор слова «елей».
2. Выполните морфологический анализ любого предлога.
3. Синтаксический разбор предложения: «Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну».
4. Произведите морфемный анализ слов: аппетитная, притягивает.
II вариант
1. Произведите фонетический разбор слова «осинке».
2. Выполните морфологический анализ любого предлога.
3. Синтаксический разбор предложения: «Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок».
4. Произведите морфемный анализ слов: прискакивает, прибирает.
7 класс
Диктант по теме:
«Повторение изученного в 7 классе»
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по всему курсу «Русский язык» 7 класс»; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Летние сумерки.
Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.
Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже. Наконец, и она свистнула слабо, незвучно, в последний раз и заснула. Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали.
Река тоже присмирела. Немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижной. Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. В лесу стало страшно. Кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с одного места на другое и сухой сучок хрустит под его ногой. Наступили минуты всеобщей торжественной тишины природы.
(По Гончарову)
Грамматические задания:
I вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Синтаксический разбор предложения: «Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен».
II вариант
1. Выпишите из текста 3 слова с разными орфограммами в корне. Обозначьте орфограмму.
2. Синтаксический разбор предложения: «Немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижной».
Предварительный просмотр:
9 класс
Входящая контрольная работа
Вечером, возвращаясь с прогулки, Левитан долго смотрел на церковь, стоявшую рядом с часовенкой, на тёмные кресты погоста, на заволжский лесной простор, озаренный закатом.
Этот простор, одинокие кресты и тишина волжского вечера напоминали ему горечь детства, первое приобщение к природе, туманные мечты о творчестве…
А на другой день он усиленно работал.
Плыли облака, гудели сосны над оврагом, но для художника сейчас как бы не существовало ничего, кроме отражавшихся на полотне церкви, погоста, заречного простора. Сосредоточенный, весь перевоплощенный в зрение, художник уверенно наносил разноцветные мазки. Из их нестройной путаницы вырастали и выцветали строгие линии, музыкально — округлённые очертания.
Исаак Ильич с наслаждением вдыхал густой запах красок, с наслаждением чувствовал возрастающую жажду работы.
Недалеко от художника теснились, восхищённо смотрели на полотно босые ребятишки. Из ближних домов выходили, приближались к художнику сумрачные рыбаки, мастеровые с засученными рукавами на маслянистых руках. Они, как и ребятишки, смотрели на картину с изумлением и восхищением.
Грамматическое задание:
Произвести синтаксический разбор предложения
Выделить в тексте по одному слову с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с чередующейся гласной
Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение».
9 класс
Откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи, и к длинной небесной щели прильнул немигающий глаз солнца. Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а на крутом косогоре пожаром загорелись окна большого особняка. Вверху же, над ликующей долиной, висела радуга - огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом в сады какой-то деревеньки. Я никогда не видел радуги поздней осенью, а такой пышной и праздничной не приходилось видеть даже летом. Несколько деревьев, тесной группой стоявших на берегу, укрылись за пестрой лентой, и каждое приобрело оттенок того цвета, какой пришелся против него.
«Смотри, смотри, радуга-то движется!» - закричал Евсейка.
Действительно, радуга медленно, не забегая вперед и не отставая от нас, двигалась параллельно дороге, продолжая упираться в затерявшуюся в зарослях речушку. Вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села, и белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение».
Многие русские слова сами по себе излучают песню, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.
Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли походящего слова.
Аквамарин считается по своему имени камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.
Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.
Грамматическое задание:
- Начертить схемы выделенных курсивом предложений (по вариантам), определить вид подчинения придаточных.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
Предварительный просмотр:
Входящая контрольная работа
1 вариант Часть 1
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком. 2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры
3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком. 4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье.
5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква е?
1) неприм_римый, кам_ра, ном_р 2) прим_рять туфли, отм_рать, комм_рсант
3) нам_реваться, изм_рять, м_рцание 4) зам_рли, зам_рающий, сум_рки
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) раз_грать, по_грать, пред_стория 2) во_становить, бе_дельник, _бросить
3) пр_остановить, пр_следовать, пр_дводитель 4) пред_ставить, воз_бновить, п_дробно
4.В каком предложении не пишется отдельно?
1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.
3) Работа (не)закончена. 4) Раздумывать было (не)когда.
5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.
2) А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.
3) И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.
4) (В)СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО)КРУГ было покрыто водой.
6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с двадцатью пятью рублями 2) нет претензий 3) хуже всего 4) не ложите сюда тетради
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план. 2) не отвлекайтесь. 3) вас ничто не должно отвлекать.
4) вам нужны будут дополнительные материалы.
8. Установите соответствие
ГР AM М АТИ Ч ЕСКИЕ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного. Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с однородными членами | 1) Рассматривая антикварные вещи, понимаешь, как много ценного они хранят. 2) Мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита» тесно связан с мотивом беззвучия. 3) Исследуя нравственные изъяны современного общества, В. Пьецух в своих произведениях часто обращается к классическим сюжетам и классическим героям, отмечая, что «фабульная основа – категория бессмертная». 4) М. Веллер пишет: «Шукшин не судит героев, а понимает их, и это даёт двойственный взгляд о предмете рассказа». 5) Платонов в повести «Котлован» не только ведёт спор с философией Нового времени на уровне содержания, но и на уровне формы. 6) Долгое время вопрос о датировке поэмы Есенина «Чёрном человеке» оставался дискуссионным. 7) В мировой литературе есть огромное количество произведений, посвящённым женщине. 8) Приятно смотреть со стороны, когда по морю плывёт корабль, окрылённый белыми парусами, словно лебедь. 9) Закончив все сборы, по громкой связи было объявлено о том, что на первом этаже корпуса №1 состоится общая заключительная встреча. |
9. В каком слове ударение на втором слоге?
1) положить 2) поднялась 3) приняты 4) ходатайствовать
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.
1) 1, 2 2) 2 3) 1 4) 1, 2, 3
11. На месте каких цифр должны быть запятые?
Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3) разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоящим путешественником.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 4
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.
2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.
3) Гость недолго гостит, да много видит.
4) Везде: на стенах домов, беседках, оградах – лепился плющ.
13. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Северное солнце неяркое. 2) Есть кто-нибудь в доме спросил один из путников.
3) Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений.
4) Тополиный пух был на земле на крышах на балконах всюду.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
(1) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».
(4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.
(5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.
(6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится все меньше. (По Д.Гранину)
1. Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста.
1) Деловой человек способен покорить время. 2) Древние не ощущали недостатка времени.
3) Времени не хватает только тем, кто не умеет организовать свою работу.
4) Технический прогресс пока не победил время.
2. Определите стиль и тип речи данного текста.
1) художественный стиль; повествование 2) научный стиль; рассуждение 3) публицистический стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; повествование
3. Какие средства выразительности использует автор текста?
1) ряды однородных членов 2) развернутые метафоры 3) риторические вопросы 4) сравнительные обороты
4. Из предложения 2 выпишите причастие(я).
5. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) только – частица
2) привычный – причастие от глагола привыкнуть
3) попавшего – причастие от глагола попасть
4) увидел – глагол 2-го спряжения
2 вариант Часть 1
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
1.Глобальные перемены предстоит ПРЕТЕРПЕТЬ всему европейскому миру.
2.Если костюм на вас чуть мешковат, то это недостаток чисто ЭТИЧЕСКИЙ, он касается только внешности, к тому же его легко можно исправить.
3.Этот мужчина весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧНЫЙ, строгий и всепонимающий.
4.Кроме того, учреждены специальные призы правительства, мэрии, приз союза цирковых деятелей и ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.
5.В день свадьбы отец НАДЕЛ парадный наряд с лентой через плечо и был необыкновенно красив на церемонии бракосочетания своей дочери.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква а?
1) отр_сль, сокр_щать, р_скошный 2) ск_кать, ди_гональ, просл_вление
3) л_жбина, безотл_гательный, предв_рительно 4) предпол_жительно, прор_стать, п_норама
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) _бросить, во_становить, бе_дельник 2) пр_следовать, пр_остановить, пр_дводитель
3) раз_грать, пред_стория, по_грать 4) воз_бновить, пред_ставить, п_дробно
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Выпишите.
1. Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.
2. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.
3. Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.
4. Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.
Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.
5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1. Большие глаза гражданки Мухиной (ТАК)(ЖЕ), как и ее короткий нос вызывали такую отчаянную зависть гражданки Комаровой, что она прилагала все усилия, (ЧТО)(БЫ) скрыть это недостойное чувство.
2. (В)(ЗАКЛЮЧЕНИЕ) своей речи на детском утреннике для юных Комаровых гражданка Комарова призналась, что (В)(СВЯЗИ) с полетами на речку она тоже опаздывала на уроки.
3. (НА)(ХОДУ) поправляя галстук, гражданин Мухин летел (НА)(ВСТРЕЧУ) любимой.
4. (ЧТО)(БЫ) ни говорил гражданин Мухин хорошенькой, зеленой и блестящей гражданке Мухиной (НА)(СЧЕТ) нежных чувств, она висела себе вниз головой и не очень слушала его.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в пятистах шагах 2) пять килограммов 3) более красивее 4) лягте на коврик
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Окончив училище,
1) нас направили на Дальний Восток. 2) мне было присвоено звание лейтенанта.
3) многие из нас остались работать в родном городе. 4) все преподаватели советовали мне продолжать учебу.
8. Установите соответствие
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с однородными членами | 1) Сидя на берегу, мы любовались как красотой заката, так и счастливыми лицами друг друга. 2) Заказ будет аннулирован по истечению срока хранения. 3) Она лежала в своём кресле, в сотый раз перебирая несколько услышанных ею сегодня фраз. 4) Я не узнал своего любимого деревца: его ветви обрубили, расположенные низко. 5) Находясь в лесу, многое представляет опасность, поэтому будьте осторожны и внимательны. 6) Картины этой группы молодых художников не только выставлялись в скромных клубах и на городских площадках, но и в больших музейных залах. 7) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий. 8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию. 9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы. |
9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свЕрлит оптОвый мозаИчный зАгнутый донЕльзя
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда ветре(1)ым вечером двоечник Громобоев гнал на своем новеньком скутере по городу, беше(2)ый порыв ветра сорвал с его шеи шарф, вяза(3)ый любимой бабушкой.
1. 1 2. 1, 2, 3 3. 2, 3 4. 3
11. На месте каких цифр должны быть запятые?
В вестибюле училища (1) располагавшегося в старинном особняке (2) выставлялись (3) изготовленные студентами (4) модели самолетов.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 3, 4 4) 2
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Давыдов прочел всего две или три лекции по философии.
2) Среди студентов встречались, и мало подготовленные к серьезному учению, и просто шалуны.
3) Я неплохо знал основные новые языки: французский, немецкий, английский – и свободно переводил с латинского.
4) В гимназии изучали не только историю, но и философию.
13. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Глаза у галчонка черные и блестящие. 2) Звезды небесные тела состоящие из раскаленных газов.
3) Все было мокрым от росы трава, кусты, скамейки. 4) Наташа все время повторяла ах как здесь чудесно.
Часть 2
(1) Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении.
(2) «Ревизор», или «Мертвые души», или «Игроки», или «Шинель» – это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество.
(3) В определенном смысле Гоголь близок к другому русскому гению – Менделееву, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов он создает таблицу человеческих образов и характеров.
(4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека – жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, – персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.
(5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.
(8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.
(9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это – «Вий» и «Портрет».
(12) Школе исторического романтизма в ее современном виде предшествовал «Тарас Бульба».
(13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм.
(14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мертвые души. (15) Художественному бытописанию – «Старосветские помещики», «Коляска».
(16) Детектив? (17) Это – «Игроки».
(18) Водевиль? (19) Это – «Женитьба».
(20) Эссе? (21) Это – «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».
(22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь. (По С.Г. Залыгину)
- Какое высказывание противоречит мысли автора текста?
1) Гоголь создал галерею человеческих характеров.
2) Каждый из героев Гоголя воплощает ту или иную типичную черту характера человека.
3) Все произведения Гоголя – образцы критического реализма.
4) Он был основоположником многих современных литературных направлений.
2. Определите стиль и тип речи.
1) публицистический стиль; повествование 2) научный стиль; описание
3) публицистический стиль; рассуждение 4) художественный стиль; рассуждение
3. Какие средства выразительности не используются в тексте?
1) ряды однородных членов 2) неполные предложения 3) синтаксический параллелизм 4) метафора, олицетворение
4. Укажите предложение(я), в котором(ых) тире разделяет определяемое слово и обособленное приложение.
1) 11, 17, 19 2) 2 3) 3 4) 15
5. Какой частью речи является слово подобно в предложении 3?
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ ставится 1 балл
17-18 – «5»
15-17 – «4»
10- 14 – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку
Контрольно-оценочные средства по русскому языку для студентов 1 курса СПО (социально-экономический профиль)...
Оценочный материал по русскому языку для 8 класса
контрольные работы по русскому языку...
Оценочный материал по русскому языку для 8 класса
контрольные работы...
Дидактический материал для контрольно-оценочной деятельности по русскому языку
РУССКИЙ ЯЗЫККОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.5 КЛАСС В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще....