Материал для повторения основных тем ГИА -9
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
За три дня до экзамена. Материал для повторения 9 класс
Задание 7. «Образные средства» | ||
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) |
Задание 5. «Правописание приставок»
- Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
истратить, беспечный, изгнать, бездомный.
Формулировка задания: В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного (или: от глухости\звонкости последующего согласного)
Помни о словах: здесь-здешний, здание, здоровье, где З - часть корня. Приставка С НЕ ЗАВИСИТ от глухости\звонкости, она всегда пишется ОДИНАКОВО!!!
- Пре- и при.
Значения ПРЕ:
1) ОЧЕНЬ (пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать,
2) ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
Значения ПРИ:
1) Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
2) Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
3) Присоединение (прибить, причалить).
Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).
- Правописание неизменяемых приставок : С, ОТ, ОТО, ПЕРЕ, НАД, ВЫ, ПОД, ВО, О, НЕДО, ПРО (прообраз), ПРА, (праязык, прабабушка) и т.д.
- Правописание приставок, зависящих от ударения:
НЕ\НИ (местоимения и наречия НИГДЕ, НЕКОГДА, НИКАКОЙ, НИКТО, НЕКТО) и
РАС\РОС, РАЗ\РОЗ (рОссказни, рОссыпь, рОзвальни, рассказ, рассыпать и т.д.)
Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
1. Прилагательные. Образовано от имени существительного
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.
Исключения:
-юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н);
-ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-оловянный, деревянный, стеклянный.
2. Причастия. ВСЕГДА: можно вернуть в глагольную форму (нарисованный - то, что нарисовали)
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.
3. Отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие - отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово: круто перченный,вязанный спицами.
4. Наречия на –О и –Е.
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожиданный - неожиданно, взволнованный - взволнованно.
Задание 4. «Способы связи слов в словосочетании»
согласование | управление | примыкание |
Зависимое слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение | Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное | Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие |
При изменении формы меняются оба слова | При изменении формы меняется лишь главное слово | Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу. |
Замена согласования на управление и наоборот
1. Поменяй местами главное слово в словосочетании, часть речи главного слова оставь неизменной!
Зрительный зал – зал для зрителей
Замена примыкания на управление и наоборот, не забываем про предлог
1. Главное слово – глагол. Меняем только зависимое (наречие на существительное (П) или наоборот (У)
Улыбаясь, разговаривал – разговаривал с улыбкой
Настойчиво учиться – учиться с настойчивостью
Замена примыкания на согласование и наоборот
1. Поменяй местами главное слово (существительное поставь на 2-е место)
Борщ по-флотски – флотский борщ
Задание 2. «Грамматическая основа предложения»
Простое глагольное сказуемое
- Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
- Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
- Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
- Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
- Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.
Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ
Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..
2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.
3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.
Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Связка может быть выражена:
1.Глаголомбыть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.
21Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.
!!! могут быть сказуемые, выраженные словами категории состояния (Мне холодно. Было больно.), словами НЕТ, НЕ БЫЛО.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВСЕГДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ!!!!!
В СПП в придаточном определительном грамматическая основа со словами КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ
Задание 3. «Обособленные члены предложения»
1.Обособленные согласованные определения и приложения.
1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
2.Обособленные обстоятельства:
1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий:А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.
3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение, выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.
Приложение
* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;
*поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.
Задание 3. «Вводные слова и предложения, обращения»
1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, думаю, надеюсь, полагаю и др.
2.вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д.,
3.вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, пословам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, как говорят, как пишут, как известно и др.
4.вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно,
5.вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными
словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, так сказать, что называется и др.
вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,
- показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,
- выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др..
Обращение - это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью (лицо или предмет). Обращение не связано с другими словами в предложении, не является его членом и не входит в грамматическую основу. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения.
Иногда обращения бывают развёрнутыми:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).
Словарь нравственных понятий 9.3
Бескорыстие | Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим. |
Благородство | Высокая нравственность, самоотверженность и честность. |
Великодушие | Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство. |
Взаимовыручка | это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. |
Внутренний мир человека | - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. |
Добродушие, доброта | Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. |
Драгоценные книги | это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Это книги, которые повлияли на человека, остались в памяти.Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. |
Дружба | Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. |
Жизненные ценности | это то, что люди считают важным в своей жизни: убеждения, принципы, ориентиры. Это направления, которые определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают основу всей дальнейшей жизни. |
Красота | То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. |
Любовь | это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. |
Любовь материнская | это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. |
Милосердие | Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Мужество, отвага | Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие. |
Настоящее искусство | творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. |
Неуверенность в себе | Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. |
Нравственность | Совокупность норм, определяющих поведение человека. |
Нравственный выбор | осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. |
Сила духа | Одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. |
Сострадание | Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. |
Совесть | Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. |
Щедрость | Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости |
Шаблон сочинения 9.3
| |
Объяснение слова | Синонимы, определение, толкование ( с опорой на текст) Начать с вопроса и ответа на данный вопрос |
Переходное предложение | Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. |
| |
1пример из текста. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… | |
2- й пример из жизненного опыта или с опорой на художественное произведение. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить.... | |
| |
В заключение хочется сказать, что... Всё сказанное убеждает нас в том, что … Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:.... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописание НЕ с ...
конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописа...
ПОВТОРЕНИЕ. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей.
Материал к зачетной работе...
Повторение основных вопросов 8 класса.
Тестовые задания по темам:"Химическая связь" и "Классы неорганических соединений"...
Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс
обобщаем знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....
Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса"
Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса" состоит из 9 вопросов, с выбором одного правильного. работа на 2 варианта одинаковой сложности....
Дидактический материал. Карточки для повторения основных правил орфографии. 9-11класс
Дидактический материал - карточки для повторения всех основных правил русской орфографии можно использовать как по отдельности при повторении орфографии в 6-8 классах, таки при подготовке к ОГЭ ...