Фразеологические средства выражения интеллектуальной деятельности персонажей в очерке Г. Успенского "Разоренье"
статья по русскому языку (11 класс)
В статье рассматриваются фразеологические единицы, выражающие интеллектуальную деятельность человека, предлагается их семантическая классификация. В ходе исследования выявлены связи мыслительного процесса с различными явлениями жизни.
Ключевые слова: фразеологизм, интеллект, интеллектуальная деятельность, семантическое поле, семантическая группа, лексема, оценочность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazneva_e.v._statya.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ
В ОЧЕРКЕ Г. УСПЕНСКОГО «РАЗОРЕНЬЕ»
В статье рассматриваются фразеологические единицы, выражающие интеллектуальную деятельность человека, предлагается их семантическая классификация. В ходе исследования выявлены связи мыслительного процесса с различными явлениями жизни.
Ключевые слова: фразеологизм, интеллект, интеллектуальная деятельность, семантическое поле, семантическая группа, лексема, оценочность.
Mazneva Elena Viktorovna
The article deals with phraseological units expressing the intellectual activity of a person, their semantic classification is suggested. In the course of the study, the connections of the thought process with various phenomena of life are revealed.
Key words: phraseologism, intellect, intellectual activity, semantic field, semantic group, lexeme, evaluation.
Феномен интеллектуальной деятельности изучается целым рядом наук: биологией, психологией, философией, логикой и др. Слова и выражения, называющие мыслительные процессы, составляют большую лексико-фразеологическую группу в любом языке, что является безусловным свидетельством роли интеллектуальной деятельности в человеческой рефлексии. Лексика и фразеология с «интеллектуальной семантикой» всегда привлекала внимание учёных, в связи с чем семантические, прагматические, аксиологические и другие аспекты лингвистического анализа лексики семантического поля «интеллектуальная деятельность человека регулярно являлись объектом исследования лингвистов: Ю.Д. Апресяна, О.Ю. Богуславской, В.Г. Гака, А.А. Зализняк, В.И. Карасика и многих других.
Проблема идиостиля, отражающего индивидуальное мировидение автора, его картину мира, является предметом внимания многих исследователей. Личность художника слова влияет на выбор жизненного материала, постановку и решение проблем, на выбор жанров, тем, идей, задач и методов воздействия на читателя, что проявляется в различных художественных приёмах изображения действительности, в средствах и способах создания образов, в отборе и организации языковых единиц и т.д. Одной из ярких примет идиостиля Г. Успенского является активное использование ресурсов фразеологии.
Герои цикла очерков Г. Успенского «Разоренье» - люди разных сословий. Объединяет этих людей неудовлетворённость собственной жизнью, ощущение безысходности, тоска. Они интуитивно понимают собственную несостоятельность, поэтому испытывают различные эмоции: досаду, гнев, раздражение, разочарование. Отсюда – насыщенность текста эмотивной лексикой и фразеологией. Герои пытаются объяснить себе и окружающим создавшееся положение, поэтому немаловажную роль в тексте играют и фразеологические единицы (ФЕ), обозначающие интеллектуальную деятельность человека.
Материалом исследования послужили фразеологические единицы со значением интеллектуальной деятельности человека, извлечённые результатом сплошной выборки из цикла очерков «Разоренье».
Были выделены следующие группы ФЕ
- ФЕ со значением осуществления мыслительных действий: мысль пришла в голову, голова разоряется, мысль пришла, бродила мысль, идея пришла, в голову не входила мысль, ничто не шло в голову, на уме одна мысль: Михаил Иванович долго вразумлял Ваню насчёт пользы, которую ему хочет жена; но в голову его собеседника совершенно не входила мысль о том, что женина идея может принести результаты [2, с. 29].
Данная группа ФЕ, имеющих значение как наличия, так и отсутствия мыслительных действий, частотны в данном произведении.
- Группа ФЕ со значением появления мысли в сознании.
В данную группу входят такие фразеологизмы, как идея (мысль) пришла в голову, в голову мне влетело, в голову задуло и т п.: И в первый раз в голову мне влетело… [2, с. 19]. Здесь встречается как количественное, так и компонентное варьирование фразеологизмов.
- Группа со значением постижения сути явления. Общим для всех ФЕ данной группы является значение «понимание как результат мыслительной деятельности»: разрешить вопрос, просияние ума, дойти до сути, остановиться на мысли:- А потому, говорит он, разъясняя этот вопрос,- что я имею просияние моего ума! [2, с 17].
- Группа со значением «иметь или приобретать знания»: иметь мысль, получить понятие, приобрести мысль.
- Группа со значением осуществления мыслительных операций в результате внешнего воздействия: навести на размышление, свести с ума, сбить с толку, привести к мысли, господь понятия бы дал: И, может, господь мне и больше понятия бы дал, только что пошло вдруг во всём расстройство…[2, с. 20].
Внешние силы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на субъект мыслительных действий.
- Группа со значением прекращения мыслительной деятельности: мысль погибла, потерять мысль, врезалась в память (в голову).
- Группа со значением аномалии мыслительной деятельности. Сюда входят ФЕ, обозначающие разную степень аномалии мыслительной деятельности: от единиц со значением «отклониться от правильного хода мыслей, ошибиться, спутаться» до фразеологизмов, обозначающих «полное отсутствие способности осуществлять мыслительную деятельность»: сбить с толку, сделалась дурой, дураком стал, дураками сделали, делался дураком и т.п.: Арина находилась в числе этой замороженной прислуги и всю жизнь не видела света божьего. Среди этого житья она сделалась совершенной дурой [2, с. 32].
Следует отметить, что не все герои очерка наделены способностью трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Ф.Е со значение интеллектуальной деятельности используются автором для характеристики только определённых героев. Царящая пошлость и бездеятельность большинства не вызывают у него симпатии. Этим объясняется преобладание в их характеристике ФЕ последней группы.
Нельзя не обратить внимание на зависимость социального статуса героев от их интеллектуальной деятельности.
Социальный статус является важной составляющей в ценностной картине мира русского человека. На протяжении всей жизни он стремится к тому, чтобы повысить его, улучшить своё существование.
В цикле очерков Г. Успенского «Разоренье» мы наблюдаем большую по объёму фразеосемантическую группу со значением «социальный статус». Буквально все герои очерков оценивают свой социальный статус и комментируют социальный статус других. Мотивом потребности в оценке служит, как правило, представление о материальном состоянии индивида. На основе лингвистического анализа фразеологических единиц названной фразеосемантической группы нами выделены следующие её идеографические составляющие (подгруппы):
1) понижение социального статуса: без куска хлеба, жить за чужой счёт, просит Христа ради, пойти ко дну, мыкать век, последние крохи и др. «Вот оно по какому случаю мы и пробираемся, и просим у проезжающих Христа ради, и, ровно собаки, куску радуемся [2, с. 14]; «Честь имею известить вас, что мы, родители ваши,… состоим без куска хлеба, в полном смысле этого слова» [2, с. 21];
2) повышение социального статуса: подняться сверху вниз, выбиться в люди, вытащить в свет, в люди, в благородстве состоять и др.
Для героев Успенского повышение социального статуса более ожидаемое, чем действительное, реальное: «Грамоте меня стали обучать, и, может быть, господь бы дал, в люди бы я вышел, человеком бы был…» [2, с. 14]. Следует заметить, что фразеологические единицы со значением «повышение/понижение социального статуса» в текстах сопровождаются ФЕ этого же семантического поля, усиливая смысловое ядро речи персонажа и оттеняя семантику стержневой ФЕ, например, в последнем контексте фразеологизм выйти в люди синонимичен ФЕ стать/быть человеком. Как правило, ухудшение или улучшение качества жизни сами герои объясняют не объективными причинами (отсутствием заработка, разорением, пьянством и т.п.), а вмешательством внешних сил: «Не умел вовремя подмазать ревизора… А-а! Бог вас наказывает» [2, с. 38]; «Ай вы разорилися, – рассматривая воротник, говорила она с жеманной небрежностью. – Богу так угодно»; «Воля божия», - говорила убитая горем Черёмухина. – Мы должны ей покоряться» [2, с. 45]. Подобное объяснение удач/неудач в чём-либо имеет глубоко национальные корни, поскольку лексема Бог, входящая в состав выделенных нами фразеологических единиц, является сакральным символом воплощения судьбы. Бог занимает в русском сознании не столько статус Творца, сколько положение спутника повседневной жизни, полной различных событий, непредвиденных обстоятельств;
3) завышение социального статуса: Бог уберёг (от нищеты), храни Бог от этого (от нищеты) - в речи нищего крестьянина: «Что ты! – с некоторым удивлением произнёс крестьянин…Господь милостив ещё. Храни Бог от этого (от нищеты)» [2, с. 116];
4) занижение социального статуса: гол как сокол, беден как церковная мышь, нет ни гроша – в речи помещика: «Чем же я помочь могу? Сам беден как церковная мышь» [2, с. 36];
5) условия, сопутствующие повышению/понижению социального статуса: большая рука, тёплое место, потерять всякий стыд, стыда нет и др. «При поселении Птицына на тёплом месте семейство его состояло, во-первых, из глухой жениной матери, умевшей говорить только одну фразу…» [2, с. 36].
Проведённый нами анализ ФЕ показал их связь с морально-нравственными категориями русского мировоззрения. Таким образом, авторская оценка персонажей в очерках Г. Успенского создаётся через фразеосемантическую группу «социальный статус», выражающую стремление персонажей к лучшей жизни, порыв выбраться из нищеты любым способом. С одной стороны, это сочувствие, сопереживание персонажам, с другой – недовольство их бездействием, леностью.
Библиографический список
- .Т.В. Леонтьева, Т.В. Интеллект человека в зеркале русского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2003. – 296 с
- Успенский Г.И. Разоренье. Очерки провинциальной жизни. – М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1995. – 456 с.
- Фразеологический словарь русского литературного языка XIII-XX вв. / под ред. А.И. Фёдорова. – М.: Наука, 1995. – 614 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий
Проект:Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий...
Исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности
Исследовательская деятельность учащихся - составная часть обучения и воспитания нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творче...
Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
«Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях учителя-дефектолога».
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характер...
Русские фразеологические средства нравственной характеристики человека
Одна из главных тенденций развития современной лингвистики - это разработка проблем человеческого фактора в языке, вследствие этого семантические исследования языковых единиц выходят на новый уровень....
Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности
Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...