Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Знаки препинания в предложениях с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Савельева Юлия Ивановна

Конспект урока русского языка в 5 классе по разделу "Пунктуация" на тему "Знаки препинания в предложениях с обращениями".

Урок разработан для класса со средним уровнем подготовки в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_punktuatsii.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Тип урока: урок комбинированного типа.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели   урока:

  1. Предметные

-  познавательные:  1)  повторить опознавательные признаки однородных членов предложения, сведения об обобщающих словах при однородных членах предложения, условия постановки и выбора знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

2) повторить сведения об обращении как синтаксическом понятии;

3) установить выделительную функцию запятой в предложениях с обращениями;

4) выяснить опознавательные признаки обращений, условия постановки и выбора знаков препинания в предложениях с обращениями;

5) показать образец применения пунктуационного правила под каждое условие выбора новой пунктограммы.

- практические: 1) совершенствовать умение находить однородные члены предложения в тексте, обосновывать условия выбора и постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

2) развивать  умение видеть в предложениях обращение;

3) научить читать предложения с обращениями, используя выделительную звательную интонацию;

4) сформулировать умение обосновывать условия выбора и постановки знаков препинания в предложениях с обращениями;

5) учить применять изученное пунктуационное правило в процессе написания слов с данной пунктограммой.

II. Метапредметные

- практические: 1) развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать;

2) продолжить обучение усвоению пунктуационных правил на основе обобщающих пунктуационных понятий;

3) развивать языковое чутьё;

4) развивать умение видеть цель выполнения упражнения.

III. Личностные

- практические: 1) воспитывать интерес к изучению языка;

2) воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию и развитию;

3) учиться самооценке деятельности на уроке.

Принципы   обучения

Дидактические:

  1.  Научности (опора на основные понятия синтаксиса; опора на обобщающие пунктуационные понятия).
  2.  Доступности (опора на знания о смысловом отрезке, знаках препинания, функциях знаков препинания, условиях выбора и постановки знаков препинания).
  1.  Систематичности и последовательности (объединение в систему знаний о знаках препинания, их функциях).
  2.  Связи теории с практикой (организация процесса формирования пунктуационных умений на уровне предложения, текста).

Общеметодические:

  1. Внутриуровневых и межуровневых связей (связь между синтаксисом и пунктуацией; включение нового вида пунктограммы в систему уже известных пунктуационных понятий).
  2. Структурно-семантический (соотношение структуры и семантики предложения, установление влияния смыслового отрезка на структуру предложения).
  3. Функциональный (установление функции запятой при однородных членах предложения и при обращении).
  4. Текстоцентрический (организация наблюдений за функцией обращений в тексте, за функцией запятой в предложениях с обращениями в тексте).

Частнометодические:

Пунктуации

  1. Наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении (обращение как семантическое пояснение в составе простого предложения).
  2. Наблюдение над структурой предложения (обнаружение смыслового отрезка – обращения, которое не является членом предложения).
  3. Наблюдение над ритмомелодикой предложения (звательная интонация в предложениях с обращениями).

Синтаксису

  1. Интонационный (звательная интонация при обращении в в простом предложении).
  2. Опора на синтаксические модели (на обобщающие схемы предложений с обращениями)

Методы   объяснения

1. Эвристическая беседа в сочетании с самостоятельным анализом  обучающимися  языкового материала.

Методы  формирования и   контроля   знаний

  1. Постановка вопросов:

— взаимоопрос (проверка домашнего задания);

— фронтальный опрос (объяснение нового, выводы по упражнениям, подведение итогов урока).

Методы    совершенствования  и   контроля   умений

  1. Пунктуационный разбор.
  2. .

Методы формирования умений

  1. Нахождение пунктуационно-смысловых отрезков в сочетании графическим пунктуационным разбором.
  2. Диктант на расширение текста.

Средства обучения

  1. Карточки с дидактическим материалом.

План  урока

  1.  Оргмомент — 1 мин.
  2.  Проверка домашнего задания – 10 мин.
  3.  Объяснение нового — 10 мин.
  4.  Формирование знаний и умений — 12 мин.
  5.  Итоги урока, рефлексия — 5 мин.
  6.  Постановка домашнего задания — 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте вспомним, какие вы с вами уж знаем знаки препинания. Заполним таблицу.

Знаки препинания

знаки завершения

(конец предложения)        

разделительные

одиночные

        

      . ? ! …                                         

 , :        

Вопросы к классу:

  1. Какие знаки препинания, являющиеся знаками завершения, мы знаем?
  2. Какие мы знаем разделительные знаки препинания?

Сегодня, ребята, мы познакомимся с еще одной группой знаков препинания и дополним нашу таблицу в ходе урока. А пока проверим домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания:

Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Дома вы знакомились с § 26 «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами», выполняли упр. 255.

(Имя ученика) на перемене уже выполнил на доске данное упражнение. Сейчас он выйдет к доске и прокомментирует выполненное им домашнее задание.

Ребята, вы внимательно слушаете ответ ученика и готовите для него теоретические вопросы.

Объяснение учеником выполненного домашнего задания.

Ребята, какие у вас есть замечания, дополнения? Теперь задаем свои вопросы.

Посадка ученика.

Итак, ребята, мы вспомнили с вами условия выбора и постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, вспомнили признаки однородных членов предложения.

Вопрос к классу:

  1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на записанные вами дома предложения. Скажите, какую функцию выполняет запятая при однородных членах предложения? (разделения)

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной функцией запятой.

III. Объяснение нового материала:

  1. Организация восприятия нового материала на основе повторения, понятийно и зрительно.

Ребята, запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, вид работы, оставьте строчку для записи темы урока.

Ребята, посмотрите на предложения, записанные на доске. Давайте их вместе прочитаем и запишем в тетради.

  1. Бабушка, постой немножко… 
  2. А Балда приговаривал с укоризной:

       “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

  1. Не губи меня, девица!
  2. Не тужи, душа моя,

         Это чудо знаю я.

 - Ребята, найдите в данных предложениях обращения.

Давайте вспомним, что мы уже знаем об обращении.

- Что такое обращение?

- Является ли обращение членом предложения?

Ребята, а давайте попробуем убрать из предложений обращения. Как изменилось содержание предложений? Что можно сказать о значении обращения в предложении?

- Прочитайте еще раз предложения. С какой интонацией мы их произносим? (со звательной).

- Ребята, можно сказать, что в устной речи мы выделяем обращения при помощи звательной интонации. А как же выделяются обращения в письменной речи? Посмотрите еще раз на предложения. Ребята, мы видим, что обращения в предложении выделяются запятой. Но какие существуют условия выбора и постановки знаков препинания в предложениях с обращениями? Это мы и узнаем сегодня на уроке.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Итак, ребята, тема нашего урока «Знаки препинания в предложениях с обращениями». Давайте вместе сформулируем цель нашего урока (выяснить опознавательные признаки обращений, условия постановки и выбора знаков препинания в предложениях с обращениями).

  1. Разъяснение сути нового материала.

Ребята, посмотрите на второе и четвертое предложения.

- В каком месте в предложении находятся здесь обращения? (в середине)

- Сколькими запятыми выделяется обращение? Правильно, двумя.

Ребята, запомните, что обращения выделяются в предложениях  с двух сторон.

Ребята, посмотрите еще раз на предложения из домашнего упражнения с однородными членами. Какую функцию выполняет запятая при однородных членах?

А какую функцию запятая выполняет при обращениях? (выделительную)

Используется для этой цели особый знак препинания – «две запятые».

Таким образом, мы можем сказать, что знак препинания «две запятые» является двойным и выполняет выделительную функцию.

Подчеркните данный знак препинания в предложениях.

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним третий столбик.

Знаки препинания

знаки завершения

(конец предложения)

разделительные

одиночные

выделительные

двойные

      . ? ! …                                         

 , :        

, ,

Давайте запишем в своих тетрадях: Однородные члены разделяются, а обращения выделяются запятыми. Две запятые – выделительный знак препинания.

Ребята, а теперь посмотрим на первое и третье предложения. Как выделяются обращения, если стоят в начале предложения, в конце предложения? Правильно, ребята, одной запятой. Подчеркнем эти запятые. В начале и в конце предложения остается один элемент знака «две запятые» - одна запятая.

3. Этап осмысления и запоминания.

Теперь прочитаем правило на стр. 140.

Какое еще одно условие выбора знака препинания указано в правиле? Какой используется для этого знак препинания?

Обратим внимание на примечание после правила на стр. 141. Эту информацию нам также нужно запомнить.

Повторение правила средним и слабым учеником.

Ребята, запомните, однородные члены разделяются, а обращения выделяются запятыми.

Ребята, также необходимо запомнить, что для правильной постановки знака препинания в предложениях с обращениями нужно сначала правильно определить границы обращения. Так, в предложении 4 обращение состоит из двух слов – душа моя.

А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.

[О, – =]. [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

4.Обучение применению на практике.

Ребята, а теперь давайте попробуем выполнить следующее задание. На карточках у вас записаны предложения. Наша с вами задача прочитать их, найти обращения и объяснить условия выбора и постановки знаков препинания при обращениях.

Образец рассуждения:

  1. Друзья, к чему весь этот шум? – Друзья – это обращение. Стоит в начале предложения, поэтому выделяется одной запятой.
  2. Шуми, шуми, зеленый лес! – Зеленый лес – это обращение, стоит в конце предложения, поэтому выделяется одной запятой.
  3. Мели, Емеля, твоя неделя. – Емеля – это обращение, стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон.
  4. Ветер, ветер! Ты могуч… - Ветер, ветер – это обращение, стоит в начале предложения, выделяется восклицательным знаком, так как произносится с особым чувством, с восклицательной интонацией.
  1. Друзья, к чему весь этот шум? 2) Шуми, шуми, зеленый лес! 3) Мели, Емеля, твоя неделя. 4) Ветер, ветер! Ты могуч… 5) Читатель, расскажу тебе, куда красавица девалась. 6) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 7) Что же нам теперь делать, Серёженька? 8) Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…

IV. Формирование знаний и умений:

Упражнение № 1.

  1. Цель: Ребята, мы познакомились с темой «Знаки препинания в предложениях с обращениями», выяснили условия выбора и постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Теперь наша с вами основная задача – учиться видеть смысловой отрезок-обращение в предложениях.

2. Задание: Найдите в предложениях обращения, определите их местонахождение и условия выбора и постановки знаков препинания.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). 2.  Мой друг нездоров уже несколько дней. 3.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. 4. Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 5. Любезнейший наш друг, о,ты, Василий Львович! (Пушкин). 6. Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 7. Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). 8. В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Показ образца выполнения:1) в первом предложении смысловой отрезок «мой друг» является обращением, находится в середине предложения, поэтому выделяется двумя запятыми.

4,5.Выполнение и проверка совмещены: ученики по цепочке читают предложения, находят обращение и комментируют написание, условие выбора и постановки знаков препинания.

2) во втором предложении смысловой отрезок «мой друг» не является обращением, а слово «друг» является подлежащим;

3) в данном предложении нет обращений;

4) в этом предложении смысловой отрезок «мечты, мечты» является обращением, находится в начале предложения, поэтому выделяется двумя запятыми.

5) в данном предложении обращением является словосочетание «Василий Львович», которое находится в конце предложения, поэтому выделяется одной запятой.

Ребята, мы с вами узнали, что слова ты, вы не должны использоваться в качестве обращений. Не забывайте про это.

6) в этом предложении обращений нет;

7) в данном предложении обращением является слово «Москва», которое находится в начале предложения, поскольку оно произносится с особым чувством, после него ставится восклицательный знак.

8) обращений в этом предложении нет.

6.Организация обучающих выводов по упражнению:

Ребята, с чем можно спутать обращения?

Обращение можно спутать с подлежащим, так как и подлежащее, и обращение стоят в именительном падеже.

А как их различать? Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения.

Ребята, где могут находиться обращения в предложении?

7. Обобщение учителя: Итак, ребята, обращения могут находиться в начале, середине и конце предложения. В зависимости от позиции обращения могут по-разному выделяться знаками препинания. В предложении не стоит путать похожие на обращения слова, стоящие в Им. п. и выполняющие функцию подлежащего. Помните, обращение не является членом предложения. Также нужно запомнить, что слова ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Соответственно, слова, похожие на обращения, не выделяются запятыми.

Упражнение № 2.

  1. Цель: Ребята, а сейчас, пожалуйста, обратите внимание на упражнение №2 на ваших карточках. Видите ли вы обращения в данном упражнении? Правильно, их здесь нет. Догадываетесь ли вы о цели выполнения данного упражнения? Попробуйте сформулировать цель. Верно, цель нашей работы – вставить обращения в предложениях и выделить их запятыми.
  2. Задание: вставьте подходящие по смыслу обращения в начале, середине и конце предложений. Распределите получившиеся предложения с обращениями соответственно в 3 группы: к первой группе отнесите предложения с обращением в начале предложения, ко второй – предложения с обращением в середине и к третьей – предложения с обращением в конце предложения.

Это ты взял мою книгу?

К сожалению, я ничем не могу помочь в решении такой трудной задачи.

Какую сказку тебе почитать на сон грядущий?

Торопитесь на урок!

Нарисуй мне море, пожалуйста, ведь ты так хорошо рисуешь.

Поведай мне тайны природы.

  1. Показ образца выполнения:

Первая группа: Никита, это ты взял мою книгу?

Вторая группа: Торопитесь, дети, на урок!

Третья группа: Поведай мне тайны природы, мой милый друг.

  1. Организация выполнения упражнения: каждый выполняет самостоятельно.
  2. Проверка выполнения: по окончании работы.

Первая группа (примерно, дети составляют свои предложения):

Голубушка, нарисуй мне море, пожалуйста, ведь ты так хорошо рисуешь.

Вторая группа:

Какую сказку, сестрёнка, тебе почитать на сон грядущий?

Третья группа:

К сожалению, я ничем не могу помочь в решении такой трудной задачи, сынок.

6.Организация обучающих выводов по упражнению:

Ребята, повторим ещё раз, над какой темой мы работали на уроке? Каковы условия выбора и постановки знаков препинания при обращении? Всегда ли нужно выделять обращения в предложении?

7.Обобщение учителя:

Итак, ребята, мы с вами попробовали вставить подходящие по смыслу обращения в предложения, а также распределить предложения с дополненными вами обращениями по группам в зависимости от их местоположения в предложениях. Мы можем сделать вывод о том, что при помощи обращений информация более конкретизируется, так как называется тот, к кому обращаются. Также мы не забываем о том, что обращения в начале, в середине и в конце предложения выделяются запятыми, т. е. обращения на письме всегда выделяются запятыми.

V. Итоги урока, рефлексия

Ребята, сегодня на уроке мы изучили знаки препинания в предложении с обращениями.

Давайте выполним небольшой тест, чтобы проверить, усвоили ли вы материал нашего урока.

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

    а) Чем вы  гости торг ведете?

    б) Вчера к нам приехали гости.

    в) Ты никогда об этом не узнаешь!

2. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Мама (1) разреши мне пойти гулять.

      Мама (2) разрешила пойти мне гулять.

      Разреши мне пойти гулять (3) мама.

  а) 1, 2, 3             б) 1, 2                  в) 1, 3

3. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Во всех нарядах (1) сестренка (2) ты хороша!

      Во всех нарядах (3) сестренка (4) хороша.

      Сестренка (5) хороша во всех нарядах.

      Сестренка (6) ты хороша во всех нарядах.

  а) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  б) 1, 2, 6

  в) 3, 4, 6

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

   а) Свет мой, зеркальце, скажи…

   б)  Ты царица, всех милее…

   в)  Иван – мой самый лучший друг.

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки

   а) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

   б) Не шуми ты рожь спелым колосом.

   в) Здравствуй солнце, да утро веселое.

Ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4-б, 5-а

А теперь давайте проверим (ключ записан на доске).

А теперь, ребята, оценим  работу на уроке. У вас на столах лежат карточки с 3 колонками. Плюс – минус –интересно. Вам нужно заполнить каждую колонку. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению оказалась не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Выставление оценок.

VI. Постановка домашнего задания.

Цель домашнего задания: окончательно запомнить и усвоить условия постановки и выбора знаков препинания в предложениях с обращениями, совершенствовать умение правильно писать предложения с обращениями.

Задание для учащихся: параграф 28, упражнение 272.

На этом урок окончен. Спасибо за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...