Урок развития речи
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-эстетическую тему:
«Поступки и проступки. Какие разные понятия!»
Задачи: - разъяснить значение понятий, научить разграничивать их;
- формировать умение разграничивать поступок и проступок;
- отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод;
- развивать познавательную активность воспитывать любовь к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok_razvitiya_rechi.doc | 38.5 КБ |
1_urok_razvitiya_rechi.pptx | 202.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-эстетическую тему:
«Поступки и проступки. Какие разные понятия!»
Задачи: - разъяснить значение понятий, научить разграничивать их;
- формировать умение разграничивать поступок и проступок;
- отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод;
- развивать познавательную активность воспитывать любовь к литературе.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению. (1 слайд)
Запишите в тетради число, классная работа и тему сочинения.
- Словарная работа.
Как вы понимаете, что такое поступок? (это какое-либо действие).
- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка (2 слайд).
Поступок – а) совершённое кем-нибудь действие
б) решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Запишите определения. Составьте несколько словосочетаний: (поступок брата, оценить поступок, хороший поступок, плохой поступок, смелый поступок, неожиданный поступок).
- А что такое проступок? (что-то плохое, отрицательное).
- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка (3 слайд).
Запишите определение.
Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Составьте словосочетания (серьёзный проступок, тяжкий проступок, неблагородный проступок, понять глубину проступка).
- Так чем отличается поступок от проступка?
(Поступок – любое действие человека, он может быть и низким, и благородным;
а проступок – это дурное, вредное действие, провинность.
- Работа с текстами.
- Проследим, как эти два понятия раскрываются в текстах художественной литературы.
а) Прочитайте отрывок из романа М. Горького «Старуха Изергиль». Охарактеризуйте поведение героя. (4 слайд).
Легенда о Ларре (краткий рассказ)
(Герой убивает девушку, поэтому он вызывает отвращение и негативное отношение).
-Действительно его поступок заслуживает уголовного наказания за совершённое убийство. Это – проступок, даже преступление.
- Какие черты характера, присущие Ларе, заставляют его совершать убийство?
(горделивость, высокомерие, себялюбие, нежелание принимать отказ).
2. Легенда о Данко (5 слайд).
- Попытайтесь сравнить проступок Ларры с поступком Данко.
Чтение текста.
(Данко не просто совершает поступок, он совершает подвиг во имя людей, жертвует собой. Ларра же всё делает для себя, он эгоист, и никогда не совершит подвига во имя людей).
Учащиеся. Отношение к этим поступку и проступку совершенно разные; в одном случае – неприятие и требование наказания; в другом – тёплое отношение и вера в светлое будущее).
- Примеры из жизни.
- А с какими проступками и поступками вы встречались в своей жизни?
- По каким признакам вы определяете, какой поступок хороший, а какой плохой?
(если хороший, то он приносит пользу людям, вызывает в них чувство благодарности;
если плохой – то он приносит горе, огорчение).
- Мы рассмотрели на примерах, как разграничить проступок и поступок. А сейчас обсудим высказывания великих философов древности, в которых говорится о поступках и проступках.
4. . Анализ высказываний (6 слайд)
Римский поэт эпохи Цезаря Публикий «Простив проступок, побуждаешь к худшему»
(любой проступок не должен оставаться безнаказанным; человек должен понять, что он причиняет боль другим).
- Простив человеку проступок, не побуждаем ли мы его к совершению ещё таких же проступков?
( иногда прощение заставляет человека измениться, задуматься).
- Люди, чувствуя себя безнаказанно, могут совершать поступки более тяжкие.
Прочитайте высказывания Сенеки (древнеримский философ). (7 слайд)
( после наказания человек должен понять, осознать, что он сделал не так, впредь не совершать проступка, а сначала подумать, какое наказание понесёт за свое деяние).
- Для чего нужно наказание?
(чтобы осознал вину, осмыслил, задумался).
Это высказывание принадлежит Иммануилу Канту (немецкий философ 18 века). (9 слайд)
«Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: «Поступай так же, как я».
- На чём должны быть основаны наши поступки?
(на любви и доброте к другим людям, они не должны приносить вред другому человеку).
- Определение семантического ряда понятий «поступок» и «проступок».
- Сейчас попытаемся определить семантический ряд понятий, характеризующих поступок и проступок. Запишите в тетрадь.
Что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Поступок. ( 10 слайд)
Благоразумие, Милосердие. Внимание.
- добро
- сопереживание
- поддержка
- любовь
- помощь
- человеколюбие
А можете ли вы назвать поступком то, что человек пытается предотвратить проступок?
Должен ли человек предотвратить проступок?
-Дополните – неравнодушие.
Проступок.
Агрессия. Невнимание.
- равнодушие - невмешательство
- ненависть - соучастие
- зло - враждебность
- безразличие - насилие
- неискренность - Дополните.
- Все эти качества помогают нам раскрыть понятие «поступок» и «проступок».
- Теперь вы знаете, чем характеризуются эти два понятия.
Выбирать, как поступать, что делать в той или иной ситуации, а главное, как относиться к человеку, совершившему что-то плохое, предстоит всем вам. И главное в этом выборе будет ваше понимание того, что является хорошим или плохим, положительным или отрицательным.
- Работа над структурой сочинения-рассказывания. ( 11 слайд)
- Вспомните строение текста типа рассказывания.
Тезис – доказательство – вывод.
- Доказательство должно быть несколько для большей убедительности.
- Дома вам предстоит написать сочинение-рассказывание на тему «Такие разные поступки и проступки». Я думаю, что каждый из вас будет ориентироваться на свою точку зрения и на свою жизненную позицию. А это значит, что каждое из сочинений будет интересным и неповторимым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поступок – это: 1) совершённое кем – нибудь действие; 2) решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Легенда о Данко .
Простив проступок, побуждаешь к худшему. Публилий Сир.
Всякий разумный Человек наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь. Луций Анней Сенека.
Поступай так же, как и я. Иммануил Кант.
Поступок: - добро - поддержка - любовь - помощь - человеколюбие
Проступок: - равнодушие - ненависть - зло - безразличие -неискренность
Сочинение – рассуждение. Тезис – Доказательство - Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...