Урок в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе
(работа над тестовой частью)
Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов; :
2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;
3) Воспитывать интерес к русскому языку, чувства прекрасного , чувства патриотизма.
Задачи:
1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам
выразительности языка;
2)используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
3)формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
(СЛАЙД № 1 )музыка. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости!
После долгого зимнего сна
Не спеша, оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, прекрасна, очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу. Как вы думаете, какая?!
УЧЕНИКИ: приближаются экзамены, скоро ОГЭ,конец учебного года…
УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, скоро, ребята, вам предстоит сдать основной государственный экзамен по русскому языку.
Давайте вспомним, из каких заданий состоит ОГЭ по русскому языку?
УЧЕНИКИ: Написание изложения, задания с кратким ответом или тестовая часть, написание сочинения-рассуждения по предложенным темам ( СЛАЙД № 2 )
УЧИТЕЛЬ : На доске теоретические понятия. Вы наверно уже догадались, над какой частью экзамена будем работать сегодня?
УЧЕНИКИ: Над тестовыми заданиями ОГЭ (СЛАЙД №3)
УЧИТЕЛЬ :Верно, Сегодняшний урок мы посвящаем решению некоторых заданий ОГЭ с кратким ответом. а какова цель нашего урока?
УЧЕНИКИ: Повторить и обобщить знания по основным разделам русского языка.
УЧИТЕЛЬ : Да, ребята, для успешного выполнения практических заданий вам необходимы знания орфографических и пунктуационных правил, умения анализировать и обобщать.
ЗАПИШИТЕ ДАТУ .Восьмое апреля. Классная работа.
3. Актуализация знаний и умений.
(СЛАЙД № 4) Теоретическая разминка «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории
(У доски по 3 ученика от каждой группы выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. )
УЧИТЕЛЬ: Я буду задавать вам вопросы по очереди, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой.
Можно давать краткие ответы.
А остальные слушают внимательно и запоминают.
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Из каких частей состоит СПП?(из главной и придаточной)
2. Как определить вид придаточного предложения?(по вопросу)
3. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.(однороде. параллельное, последовательное)
4. Назовите самые употребительные сочинительные союзы.(и,а,но)
5. А подчинительные?(что.чтобы.когда,где,если)
6. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП? (Когда есть общий второстепенный член)
7. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП?(запятыми)
8. Когда причастный оборот выделяется запятыми?(после определяемого слова)
9. Какими частями речи может выражаться подлежащее?(сущ. ,глаг.,прилаг.,прич инфинитив….)
10. Назовите виды сказуемых? ПГС,СИС,СГС
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Для выполнения каких заданий тестовой части ОГЭ вам нужны будут правила, которые мы сейчас вспомнили.
УЧЕНИКИ: 2 задание (Синтаксический анализ) и 3 задание (пунктуационный анализ)
Теорию знаете хорошо! Давайте закрепим свои знания с помощью практических заданий.
Перед вами листы для самооценки , после каждого задания ставите себе баллы, за каждый правильный ответ 1 балл. Каждое задание будете проверять по эталону на слайде.
Работа в группе.
(СЛАЙД № 5) ЗАДАНИЕ 2 НА СЛАЙДЕ
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность оказывается подчинена.
Пояснение.
Выполним синтаксический анализ.
(1− Предложение простое, в нём одна основа.
(2). − Предложение осложнено обособленным обстоятельством.
(3) [− Три основы (первая основа − они должны признать хорошим и осудить)
(4) пытаются подавлять . − Составное глагольное сказуемое, действительно, есть.
(5)грамматич.основа- нравственность человека оказывается подчинена − Верно.
Ответ: 45|54
(СЛАЙД № 6)Проверяем по эталону на слайде
УЧИТЕЛЬ: ХОРОШО, МОЛОДЦЫ!
(СЛАЙД №7) ЗАДАНИЕ 3 НА СЛАЙДЕ
3.Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
Пояснение.
Расставим знаки препинания:
И если тебе,(1) мой читатель,(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе,(4) у которой стоит такой обелиск,(6)низко поклонись памяти защитников нашей Родины,(7) отдавших свои жизни за то,(8) чтобы сегодня мы жили в мире.
1) и 2) запятые при обращении.
4) и 6) запятые выделяют придаточное предложение.
7) запятая открывает причастный оборот.
8) запятая выделяет придаточное предложение.
Ответ: 124678.
(СЛАЙД № 8) Проверяем по эталону на слайде
УЧИТЕЛЬ: МОЛОДЦЫ,РЕБЯТА! А сейчас я вам прочитаю словосочетания , а вы определите над каким заданием будем работать дальше.
В доме родителей,
Кленовые листья,
читать внимательно.
УЧЕНИКИ: Задание 4 -синтаксический анализ -замена словосочетания одного вида синонимичным словосочетанием
УЧИТЕЛЬ: Какие виды подчинительной связи бывают?
УЧЕНИКИ: Согласование, управление, примыкание.
Согласование-это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе, падеже
Управление-это вид подчинительной связи, в которой зависимое слово ставится в косвенный падеж, который требует главное слово
Примыкание -это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова... (СЛАЙД №9)
Задание 4 на слайде (СЛАЙД №10)
Проверка по эталону (СЛАЙД №11)
УЧИТЕЛЬ А сейчас синтаксическая игра «Превращения».(СЛАЙД 12) Вам нужно заменить словосочетания, построенные на основе управления, согласования, примыкания синонимичными словосочетаниями . Что нужно помнить при замене словосочетаний синонимичным словосочетанием ?
УЧЕНИКИ: в словосочетании не изменяется главное слово.
2 учащихся работают у доски , остальные-- в тетрадях
1. дом из кирпича – кирпичный дом
2. бессонная ночь – ночь без сна
3. смотреть внимательно-смотреть с вниманием
4. написать без ошибок- безошибочно написать
5. клубничный джем- джем из клубники
6. сказал с грустью –сказал грустно
(СЛАЙД №13) Проверка по эталону на слайде
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, всё верно.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а какой раздел лингвистики, изучает правильность написания слов?
УЧЕНИКИ:ОРФОГРАФИЯ.
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание рассмотрим дальше. (СЛАЙД №14)
УЧЕНИКИ :ЗАДАНИЕ 5 Орфографический анализ УЧИТЕЛЬ: Правильно. Хочу подчеркнуть, что написание слов верное, неверно лишь объяснение написания слов. Это задание ,ребята, самое объемное ,нужно знать все орфограммы по каждой части речи.
Задание 5 на слайде. (СЛАЙД №15)
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Пояснение.
Приведём верное объяснение:
1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательном пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — местоимение (не наречие, как указано в тексте задания!) пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Ответ: 12.
Проверка по эталону (СЛАЙД №16)
Молодцы!
УЧИТЕЛЬ: Итак, следующее задание -КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ :Я читаю определение термина, ваша задача – написать ответ. А затем будет взаимопроверка по эталону. (СЛАЙД №17)
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ )
6)Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
Взаимопроверка (слайд 18)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, все эти термины как называются ?
УЧЕНИКИ:Средства выразительности
УЧИТЕЛЬ:И в каком задании нужно уметь находить их в предложении?
УЧЕНИКИ Задание № 7 анализ средств выразительности. Задание 7 на (слайде 19) 7.Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
3) Ныряю с головой под одеяло.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
Проверка по эталону 20 слайд
Ответ 35
УЧИТЕЛЬ: А сейчас фразеологическая разминка (слайд 21).
Вам нужно будет определить значение фразеологизмов и отгадать фразеологизмы по картинкам.
1 слайд -найдите в тексте фразеологизмы?
РЕБЯТА,СКАЖИТЕ НАД ЧЕМ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ?
Можно ли бездельничать ,особенно сейчас перед экзаменами?
УЧЕНИКИ: нет, нужно усердно готовиться.
(Слайд 22) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выписать из стихотворений Сергея Есенина словосочетания и заменить их синонимичным словосочетанием.
Рефлексия
Ребята, давайте подведем итоги : мы с вами сегодня разобрали большую часть тестовых заданий экзамена по русскому языку. На мой взгляд, это хорошо. А как думаете вы? Понравился ли вам урок?
Все ли было понятно?
УЧЕНИКИ: Да, урок понравился, было интересно.
Некоторые задания стали более ясными.
Урок был насыщенным.
УЧИТЕЛЬ:Я вам предлагаю оценить свою работу на уроке необычным образом…(СЛАЙД 23)
Цветы- это символ жизни. Давайте соберем букет из цветов различной цветовой гаммы.
Красный цвет-это отлично, все понятно.
Сиреневый- хорошо, но нужно ещё повторить. Оранжевый -удовлетворительно, ещё многое не понятно.
Молодцы! Получился очень красивый букет !Вы работали хорошо и получили хорошие оценки.
(24 слайд) Завершить наш урок хочу словами китайского мудреца Конфуция:
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
(25 слайд) Ребята, желаю вам успешно сдать экзамены и найти свое место в жизни!
Спасибо нашим гостям и коллегам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...