Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._ire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_-_1.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе
по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:
1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование:
Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1 СЛАЙД
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
-А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
2 СЛАЙД (тема, цели)
Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым
Запишите тему урока в тетрадь «Тире между П и С»
(объяснение целей урока)
Сегодня на уроке мы будем 1) Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
2 )Углублять знания я о постановке тире в простом предложении
3) Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 )Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины , к предмету
3СЛАЙД (эпиграфы)
А сейчас обратимся к эпиграфам на доске
-К уроку я приготовила эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и подумайте, как вы их понимаете?)
-Соотносятся ли они с темой нашего урока?
-А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации
Слайд 4 (Гарин, Чумаченко, Даниелян, Ботманова, Тычкова) Из истории русской пунктуации. О знаке препинания тире
Гарин Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Чумаченко Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Даниелян Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Ботманова Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тычкова Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Я -А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)
(Лингвистическая сказка)
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Я -Спасибо, ребята.
!!!-А мы с вами запишем предложение и проведем его синтаксический разбор.
- А к доске идет выполнять самостоятельно поморфемный разбор слов _Геворг , а в это время по карточкам работают Семен столяров и Пакин Илья (нужно выделить грамматическую основу предложений, определить виды сказуемых, выписать все словосочетания, определить тип связи)
!!!-А мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для совершения полетов в космическом пространстве. ( орфограммы)
СЛАЙД5 -Ребята, вы знаете, что 2011год объявлен годом Ю.А.Гагарина, во всех школах проведены классные часы, и наш урок отразит в себе просторы Вселенной, а ваши знания, ребята, засверкают, как звезды на небосклоне.
Я На предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?
(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности)
ПРОВЕРКА -А теперь прошу вас обратить внимание на доску: правильно ли выполнен поморфемный разбор слов? (лун-о-ход, по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся, ис-пыт-а-тель)
-А сейчас работа по рядам: 1ряд находит в предложении словосочетания с типом связи примыкание, 2ряд-управление, 3ряд-согласование: выходим к доске и записываем свое словосочетание
1ряд-специально подготовленный
2ряд-подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве
3ряд-образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве
Я -В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи
СЛАЙД 6, когда ставится тире
-Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их
СЛАЙД 7, когда тире не ставится
СЛАЙД 8 ФИЗМИНУТКА
А теперь все дружно встали,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад –
Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
Мы писали и читали, (перед грудью)2
Но немного мы устали,
Книжки в сторону отложим,(наклоны вправо-влево)2
Организму мы поможем.
Все мы правила учили,(руку попеременно вверх)
О тире мы не забыли (по2раза)
1,2,3,4,5-,(руки вверх, потянулись на носочках)
Будем грамотно писать!(выдох, наклон вниз)
-А МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШУ РАБОТУ
СЛАЙД 9
-Работа по учебнику ((упр.311)-частичный ЛАТ (стр.145)
(А в это время 2 ученика выполняют индивидуально, используя правило, задание – написать мини-сочинение о космосе)
Вопросы для анализа
1.Чтение текста уч-ся
2.тема, озаглавливание (Верная служба леса)
3.стиль(публицистич)
4.тип текста(повествование с элементами описания)
5.идея (роль леса в жизни человека)
6.Замените слово ПОДЫМАЮТ (урожайность) из последнего предложения стилистически нейтральным – увеличивают, повышают
7.ИЗ предложения ЛЕС – ИСТОЧНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой – источник (устно по составу)
8.Из 1 предложения 3 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова – растительность
9. Словосочетание лесная растительность со связью согласование заменить словосочетанием со связью управление
!!!!Выборочная работа- выписать предложения с тире
(В это время самостоятельно 2 уч-ся у доски: 1)фонетический разбор слова (приют) – Пакин , 2)разбор по составу ( защищая, сокращение, помогают, маленьких )Ножнин
ПРОВЕРКА работы у доски, выборочной работы и сочинений-миниатюр
СЛАЙД 10 Мое отношение (Рефлексия) Резерв – запись предложений под диктовку
1.Чем мы сегодня занимались на уроке?
2. А что вызвало затруднения?
СЛАЙД 11 ДОМ.ЗАДАНИЕ: сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова (объем-50 слов)
Комментирование оценок учащихся
-Ребята, сегодняшний современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять неизведанное пространство, пусть хотя и учебное
СЛАЙД 12 Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...