Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"
презентация к уроку по литературе (5, 10 класс) на тему
При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую технологию «Развитие критического мышления», технологию «Интеллект-карт», приёмы «Продвинутая лекция», «кластер», «синквейн», «чтение с остановками», «чтение с пометками», «толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом - кроссенс. Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_krossens.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления
Автор: Каверзина Алена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ №67
При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую технологию «Развитие критического мышления», технологию «Интеллект-карт», приёмы «Продвинутая лекция», «кластер», «синквейн», «чтение с остановками», «чтение с пометками», «толстые и тонкие вопросы». Совсем недавно я познакомилась с новым приёмом - кроссенс. Именно об этом приёме работы я и хотела бы вам рассказать.
Тема моего мастер - класса «КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления» (СЛАЙД №1)
Цель мастер-класса: познакомить с приёмом КРОССЕНС и поделиться опытом работы по созданию условий ДЛЯ РАЗВИТИЯ УУД учащихся и получения предметных, метапредметных результатов
Прежде чем мы познакомимся с приёмом, я предлагаю вам выполнить несложное задание. А для этого мне понадобиться две группы. Каждой группе предлагается набор картинок. Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку. (СЛАЙД №2)
З: Группы работают, а мы с вами давайте определим , какое УУД формируется. ( Работа в группе, установление связи, синтез, анализ)
- А теперь каждая группа представляет то, что у них получилось. Дайте обоснование своему выбору. (При установлении картинки я даю дополнения к сюжетам)
З: Какими умениями пользовались наши коллеги? ( Логические, Умение характеризовать, доказывать, использование речи, коррекция, внесение дополнений)
-Тема данной подборки очевидна: все эти картинки связаны с магическим числом 7. В литературе это число встречается очень часто.
Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли. Оно очень часто встречается в сказках, пословицах и стихах.
В сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.
Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира: «Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Цветик – семицветик» В. Катаева, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семь подземных королей» А.Волкова, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей»; у Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо.
В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли – семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой – один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т. д.
Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу» - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» или «Седьмой квас на гуще», - очень далёкий родственник; «Без году неделя» - недавно; «Семь вёрст до небес» - очень много наобещать, наговорить; «За семь вёрст киселя хлебать» - далеко и попусту идти, ехать, тащиться; «До седьмого колена» - до самых отдалённых поколений; «Семь пятниц на неделе» или «Семь воскресений на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными (гигантскими) шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» – работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно; «Семь смертных грехов» - плохие, непростительные поступки.
Таким образом, в ходе работы у нас получился кроссенс. (СЛАЙД №3)
В переводе с английского языка - «пересечение смысла» (СЛАЙД №4). Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления». Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.
Технология кроссенса может использоваться на различных этапах учебной деятельности (СЛАЙД №5). Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь - поставь точку с его помощью на внеурочном занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Пока в моей практике немного кроссенсов, но с некоторыми уже можно познакомиться:
- Любимые русские народные сказки (СЛАЙД №6,7).
- Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (СЛАЙД №8).
- Басни И.А. Крылова (СЛАЙД №9).
- Путешествие по сказочным местам Байкала (по сказкам Василия Пантелеймоновича Стародумова)- урок по краеведению. (СЛАЙД №10, 11).
- Знакомство с БАЙКАЛОМ (классный час)
Этот приём можно разделить на 2 уровня: простой и сложный. С примером простого мы только что познакомились. 2 уровень сводится к решению символического кроссенса, который проводится на этапе закрепления. Я предлагаю сейчас решить вам небольшой кроссенс на тему «Дары природы». Чем связаны картинки? (СЛАЙД №12, 13). А теперь я предлагаю вам шуточные символы, ваша задача определить их место в кроссенсе и обосновать свой выбор (СЛАЙД №14).
Подведем итоги:
З Какие УУД помогли выполнить нашим коллегам это задание?( Использование знаково- символических средств, взаимоконтроль). (СЛАЙД №15).
А теперь давайте посмотрим, какие УУД развивали мы сегодня на занятии?
РЕФЛЕКСИЯ: Получили ли мы предметный результат?
Поднимите руку, кто приобрёл новые знания. Поднимите руку, у кого возникло желание применять данный приём в своей практике. Это и есть ваш личностный результат.
И создавать кроссенсы одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Пересекайтесь чаще…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссенс как приём развития логического и творческого мышления учащихся (на примере темы «Магическое число 7 в литературе»)
Кроссенс как приём развития логического мышления...
МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...
Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления
В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...
"Кроссенс" как метод развития познавательного и творческого мышления
Я думаю, что каждый из нас готовясь к уроку, подбирает методы, и формы подачи учебного материала опирается на три критерия:материал для ученика должен быть интересным - привлекательным, быть своеобраз...
Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...
Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».
Познакомить с понятием кроссенс, раскрыть особенности его построения и прочтения, рассказать о возможностях применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...
Мастер-класс «Кроссенс как приём развития креативного мышления»
Мастер-класс«Кроссенс как приём развития креативного мышления»...